Обыденное мировоззрение

У каждого из нас есть какое-то мировоззрение – без этого, по-видимому, просто нет человека. Его называют «стихийным» или «обыденным» – потому, что оно формируется само по себе у каждого человека в процессе его жизнедеятельности. Это – ядро нашего здравого смысла. Своими корнями оно отчасти уходит в генетическую наследственность: унаследовали вы от родителей силу и здоровье – это скажется на вашем восприятии окружающей жизни; страдаете вы с рождения болезнями и хилостью – ваше мировоззрение будет окрашено в иные, боле пессимистические тона. Общение с родителями, сверстниками, школьные знания, непосредственный контакт с окружающей средой – все это формирует наши глубинные убеждения, ценности, жизненные установки и к началу юности вы уже обретаете вполне определенное мировоззрение. Важнейшую роль при этом играет усвоение родного языка. Структура нашего языка значения его слов задают определенную структуру мира. Например, в нашем русском языке есть грамматические категории подлежащего, сказуемого, прилагательного и т.п. Поэтому и внешний мир мы представляем себе как состоящий из твердых предметов, их свойств и состояний. Картина мира, навязываемая повседневным языком, входит в обыденное мировоззрение человека, усвоившего этот язык. Слушая сказки в детстве, невольно запоминая пословицы и поговорки, мы почти бессознательно усваиваем традиции мышления, ценности, мироощущение своего народа. «От трудов праведных не наживешь палат каменных», «Не хлебом единым жив человек», «Не зная броду, не суйся в воду» и т.п. – идеи, выраженные в такого рода расхожих выражениях и крылатых словечках, незаметно входят в мировоззрение человека и образуют его важную, хотя и не всегда осознаваемую, часть.

Однако ведущая роль в формировании обыденного мировоззрения принадлежит, бесспорно, трудовой или орудийной деятельности. Те свойства вещей и явлений реальности, которые открываются нам в повседневной жизнедеятельности, которые важны с точки зрения наших потребностей, именно они в первую очередь выделяются человеком и образуют основное содержание его представлений об окружающем мире.

Однако обыденному мировоззрению присущи существенные недостатки. Оно никогда полностью не формулируется в явных утверждениях и в значительной мере существует в виде полуосознаваемых, неясных, смутных идей, образов, чувств. Помните, у Ярослава Гашека в «Бравом солдате Швейке» арестанты обокрали одного из своих сокамерников, который, получив из дома посылку, хотел съесть ее всю целиком один, не поделившись с товарищами по несчастью. Его поведение шло вразрез с представлениями арестантов о справедливости, о товариществе, хотя вряд ли они смогли бы сформулировать это в ясной форме. Наряду с научными знаниями, усвоенными в школе, обыденное мировоззрение часто содержит обрывки религиозных верований, суеверия, предрассудки. И самое, быть может, важное: обыденное мировоззрение никогда не представляет собой системы, т.е. его отдельные принципы часто несовместимы друг с другом и следствия этих принципов редко доводятся до повседневных поступков. Например, человек может быть искренне убежден в том, что воровать нехорошо, но охотно бежит покупать акции какой-нибудь заведомо шельмовской компании, или пылко мечтает о процветании родного государства, но при этом ведет двойную бухгалтерию, чтобы не платить налогов. От этих недостатков в значительной мере избавлено мифологическое и религиозное мировоззрение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: