Структура мировоззрения

Особенности, специфика мировоззрения находит отражение в его структуре. Целостность мировоззрения – результат наличия в его основе некоего стержня. Это может быть идея или образ, объединяющий порой противоречивые взгляды и картины в единое целое. Избежать противоречий невозможно, ибо сама жизнь наша, противоречива. Стержень же позволяет сконструировать гармоничную картину мира. Причем, если убрать стержень, мировоззрение просто распадается, а вместе с ним уходит и представление о смысле жизни, и четкая градация ценностей, и жизненная цель, а нередко и сама жизнь.

Примеров тому масса. Уберите из мировоззрения верующего веру в сверхъестественное, и от верующего не останется и следа. Будет какой-то другой тип личности, у которой веры в Бога и вызванного этим комплекса идей и действий уже не будет. Вспомним и совсем недавние события нашей истории, когда распалось коммунистическое мировоззрение. Многие люди старшего поколения растерялись, потеряв опору, смысл и назначение всей своей жизни. Их разочарование можно понять и можно лишь посочувствовать тому, что остаток своих дней многим пришлось провести в горьких сожалениях о бесцельно прожитых годах. Это, конечно, преувеличение, крайность, жизнь все равно не была прожита зря, но доказать здесь все равно ничего невозможно, поскольку разорвалась нить и все прежние идеалы и ценности просто скатились с нее в небытие. Не лучше складывается и ситуация у тех, кто старается сохранить стержневую идею любой ценой. Не замечая движения жизни, они все равно оказываются на ее обочине, напрасно растрачивая свою энергию на создание иллюзий и попытки их реализации. Борьба за сохранение целостности своего внутреннего мира становится самодовлеющей идеей, которая все равно уводит от гармонии с миром.

В литературе принято выделять несколько компонентов мировоззрения. Первый из них - интеллектуально-познавательный. Он включает в себя совокупность знаний о природном мире, обществе, человеке. Эти знания могут быть научными, профессиональными, обыденными, повседневными (жизненно-практическими), они могут соответствовать или не соответствовать действительности, то есть быть истинными или ложными, отличаться глубиной (здравый смысл и наука) и разносторонностью.

По степени глубины знаний и методам, стилю мышления выделяют уровни мировоззрения. Это обыденное мировоззрение, основанное на опыте повседневной жизни и возвращающее именно в нее свои убеждения, ценности, верования в виде той идеальной картины мира, в которой и для которой живет человек. Оно носит массовый характер, не систематизировано, не продумано, не обосновано. Диапазон обыденного мировоззрения широк: от примитивных обывательских форм до здравого смысла с его трезвой жизненной ориентацией.

Теоретическое мировоззрение формируется на базе научных знаний, носит систематизированный, доказательный характер. Это, как принято определять в литературе, научное мировоззрение, основанное на научных знаниях и научном стиле мышления. Вместе с тем, теоретическим может быть и религиозное мировоззрение, которое явно не относится к разряду форм научного освоения мира. Философия тоже является теоретическим мировоззрением, но это не значит, что она всегда научна.

Содержательно научное мировоззрение меняется с развитием науки и, особенно, в связи с периодически происходящими в науке научными революциями. Научное (теоретическое) мировоззрение в большей степени характеризует способ самоопределения больших социальных групп, возможно и общества в целом. Характерно, что в реальной практике индивидуального мировоззренческого процесса научность (теоретичность) мировоззрения и его обыденность великолепно уживаются в сознании отдельного человека.

Главная особенность мировоззренческих знаний – их обобщенность. Мировоззрение - это конкретная универсальная картина мира, это определенный стиль мышления человека, сообщества, эпохи. Изменение форм осмысления мира ведет к изменению содержания мировоззрения. Важно также, что в мировоззрении знание, истина не просто усваивается, принимается в расчет. Мировоззренческое знание всегда становится личностно-значимым, оно переживается.

Поэтому большее значение имеет следующий компонент - цен-ностно-нормативный, включающий в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы... Знание в конечном итоге стремится к истинности. Ценности субъективны.

Ценность - свойство какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности людей. Фактически речь в данном случае идет о полезности или вредности чего-либо для человека. Однако в мировоззренческом смысле ценность - это особое отношение к миру в соответствии с целями, потребностями, интересами субъекта. Здесь подчеркивается момент положительной или отрицательной значимости для человека тех или иных знаний, идей, смыслов, целей.

Мировоззренческими ценностями становятся представления о добре и зле, счастье, смысле жизни и в целом вся гамма объясняющих, разрешающих, повелевающих идей и образов, сопровождающих нас на протяжении жизни, определяющих наши поступки и действия, всю субъективную жизненную программу. Система ценностей лежит в основе идеалов, на которые и ориентируется эта программа.

Мировоззрение – это система взглядов не на то, что реально существует, а на должное, то есть на то, каким мир и человек должны быть. Идеалы – это представления о том, что и как должно быть, зовущие нас к манящей вершине совершенства даже тогда, когда мы уверены в том, что она недостижима. Именно в форме соответствия идеалу оценивается жизнь, одобряются или отвергаются свои и чужие способы поведения, действия.

Причем, особенность мировоззренческих идеалов состоит в том, что они не относятся к далекому будущему. Мир кратковременного человеческого бытия подчиняется в нем миру вечных, с точки зрения данного мировоззрения, ценностей и идеалов. Будущая, лучшая реальность приобретает все характеристики действительного мира, поскольку действительность это и есть воплощение идеала. Несоответствие действительности идеалу болезненно воспринимается человеком и нередко приводит к мысленному или реальному отказу от такого несовершенства.

Идеалы могут быть научно-обоснованными и иллюзорными, достижимыми и нереальными. Чем возвышеннее идеалы, тем масштабнее личность и прогрессивнее общество, богаче и благороднее содержание жизни.

Поскольку мировоззрение всегда связано с переживанием и выражается в активности, в его структуре особое место занимает эмоцио-нально-волевой компонент, ответственный за превращение знаний и ценностей в личные убеждения и выработку психологической установки на готовность к действию. Эмоции – это субъективная реакция человека на внешние или внутренние раздражители. Это может быть печаль или радость, страх, удовольствие, неуверенность, бессилие, надежда и т.д. Особое место в мировоззрении занимают нравственные эмоции – совесть, стыд, долг и т.д. В свое время немецкий философ И. Кант сделал глубокое признание: звездное небо надо мной и моральный закон во мне – две вещи, наполняющие душу сильным удивлением и благоговением.

Эмоционально окрашенное знание приводит к появлению убеждений – знаний, опирающихся на доказательство и ставших установкой на практическую деятельность. Интересна в связи с этим мысль А.Камю: никто не умирал из-за онтологических проблем, а за убеждения отдают жизнь.

От убеждений следует отличать веру – предельно субъективное, заинтересованное отношение к тем или иным идеям, не требующее доказательств. «Верую, потому что абсурдно», - сказал в свое время средневековый философ Тертуллиан. Вера, как и убеждение, является мощным стимулом к деятельности, она может заставить человека пойти на забвение своих практических потребностей ради содержащихся в ее основе идей.

Однако никакая установка не будет реализована, если нет волевого усилия к этому. Воля – способность человека к выбору цели, к внутренним усилиям по ее достижению. Без волевых усилий мировоззренческие взгляды не будут проявлены, они останутся абстрактными представлениями, а носитель такой абстрактной картины превратится в демагога, обманывающего самого себя.

Деятельностно-практический компонент мировоззрения завершает представленную картину. Не по словам мы судим о человеке, а по делам его, поскольку именно в них проявляется способ видения, понимания, оценки явлений, осознания целей и смысла жизни Мировоззрение формирует определенный тип социальной активности. Важно на что она направлена. Лгун, тунеядец, вор, тоже формы социальной активности.

Активность – способность изменять себя и мир на основе своих убеждений и внутренних сущностных сил. Это не состояние, это деятельность, характер которой, в свою очередь, накладывает отпечаток на мировоззрение.

Таким образом, мировоззрение – это духовно-практический способ освоения мира. В ходе нашей деятельности из разрозненных фрагментов представлений о мире складывается целостная ценностно-окрашенная картина мира, определяющая жизнедеятельность человека. Мир сущного, наличного, кратковременного бытия подчиняется миру должного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: