Й вопрос. Феноменологическая теория

Ссылки

Эмерджентная теория.

Феноменологическая теория.

Двухаспектная теория.

Функционализм.

Функционализм — это теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии, т. е. выполнять некоторую определённую функцию. С точки зрения функционалистов сознание относится к мозгу также, как, например, функция показывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов. Функционализм занимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимую связь между сознанием и мозгом: сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера. Функционализм является методологической базой теории искусственного интеллекта и когнитивной науки. К функционалистам можно отнести Дэвида Льюса, Хилари Патнема и Дэниела Деннета.

Двухаспектная теория — это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы, Бертрана Рассела и Питера Стросона.

Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности этого содержания. Феноменология пытается открыть идеальные черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать, таким образом, все остальные науки, как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания согласно феноменологии является интенциональность. Среди сторонников этой теории назовём Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти.

Эмерджентная теория — это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому, как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атома водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими. Среди сторонников данной концепции — Джон Серл.

ТЕМА Формирование философского понимания материи.

1-й вопрос. Категория «бытие», ее философский смысл.

2-й вопрос. Философское понимание материи.

3-й вопрос. Движение как способ существования материи.

4-й вопрос. Пространство и время как формы существования материи.

.

Проблемой бытия в философии занимается такой ее раздел как онтология. Термин «онтологии» в философии употребляется только с 17-го века, однако состоит из греческих слов (ontos- сущее, logos- слово, учение) и означает учение о сущем. В наше время обычно под онтологией понимают учение о бытие.

Категория «бытие» занимает центральное место в философии. Эта категория является также часто употребляемой среди других категорий. Объяснить это можно тем, что ее происхождение связано со словом, которое во многих языках означает одно и то же – «быть», «существовать», «присутствовать», «являться», «наличествовать».

Первым в истории философии понятие «бытие» употребил античный мыслитель, один из основных представителей элейской школы Парменид (540-480 гг. до н.э.).В отличие от философов милетской школы и Гераклита, абсолютизирующих изменчивость в природе, он обратил внимание на устойчивость в природе. В результате анализа Парменид пришел к выводу о неизменчивости в природе, точнее о неизменной сущности истинного бытия. Истинному бытию, то есть тому, что есть, по мнению Парменида, присущи следующие отличительные признаки: «….бытие не возникло и оно не подвержено гибели, так как помимо него ничего нет и быть не может. Бытие едино (непрерывно), неподвижно и совершенно. Имея свои пределы, оно похоже «глыбу совершенно круглого Шара»». По Пармениду нельзя думать и говорить о том, чего нет. Следовательно, все, что есть существует человеческим существованием, а следовательно, есть бытие. Небытия нет.

Проблема бытия была последовательно развита в философии Платона (427-347гг. до н.э.). Он в первые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Платон выделял «истинное бытие» - мир объективно существующих идей. Ему Платон противопоставлял материальный мир или как он сам называл «мир вещей». Причем материальный мир Платон считал «отражением мира идей». Логично считать «мир вещей» небытием, однако Платон выделял три формы бытия: мир идей, Бог как Ум-демиург(творец) и материя.

Понимание Платоном проблемы бытия было взято на вооружение в средневековой религиозной философии. Здесь «истинное бытие- бытие Бога» противопоставляется «неистинному», то есть сотворенному Богом миру.

В 17-18 вв. господствует другая крайность, а именно натуралистическое понимание бытия, как только физической реальности. В таком понимании бытия преуспели такие французские материалисты как Гольбах, Ламетри, Гельвеций.

В немецкой классической философии наряду с объективной реальностью выделяют также и объективно существующую духовную реальность.

20 век расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком.

Так что же такое бытие? В философии под бытием принято понимать совокупную реальность, которая состоит из объективной реальности и субъективной реальности.

Вышесказанное приводит нас к мысли о том, что бытием может обладать только что-то, нечто. О таком «нечто» еще можно сказать «сущее», оно имеет место быть здесь и теперь, то есть оно реально существует. «Небытие» же в любом языке отождествляется с «ничто» и никаким образом не может быть помыслимо. Иначе говоря, небытие отрицает бытие, и именно в этом смысле употребляется термин «небытие», когда вещь, тело, сознание и т.д. перестают быть самим собой, и о них говорят, что перестали существовать, ушли в небытие.

Однако в строгом смысле это не совсем так. Между бытием и небытием имеется диалектическая взаимосвязь. Во-первых, согласно закону сохранения и превращения энергии тело из одного качественного состояния переходит в другое состояние, а вовсе не исчезает полностью, совсем, то есть тело все еще объективно существует, пусть даже в другом качественном состоянии. Во-вторых, в небытие уходит объективное существование того, что было, но если о нем тем не менее говорится, то есть оно определенным образом мыслится как нечто конкретное, то это «что-то» опять-таки существует, но уже в сознании и следовательно, сохраняет свое «второе» бытие, оставаясь в этом случае копией первоначального объекта, в виде идеального объекта.

Другой важной проблемой бытия является разнообразие его форм. В общем виде все формы бытия можно разделить на 2 основные: живую и неживую природы. Неживая природа включает в себя весь естественный и искусственный мира также все состояния и явления природы. К неживой природе таким образом можно отнести первую (естественную) и вторую (созданная человеком) природа, лишенная жизни.

Бытие живой природы включает в себя два уровня. Первый из них представлен живыми не одухотворенными телами, т.е. всем тем что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ с окружающей средой, но не обладает сознанием. Сюда можно отнести флору и фауну. Второй уровень- это бытие человека и его сознание. На этом уровне можно выделить следующие формы:

1. Бытие конкретных людей.

2. Общественное или социальное бытие.

3. Бытие идеального или духовного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: