Ой вопрос

Понятие «материя» наряду с категориями «бытие», «сознание» является одним из наиболее абстрактных в философии. Нужно отметить что философское понимание материи отличается от обыденного представления материи. Этимологически материя в переводе с латинского буквально означает «вещество». Однако философское понимание материи не сводится к веществу. Содержание «материи» в истории философии менялось в частности раннегреческие мыслители под «материей» понимали некое первовещество природы из которого все тела возникают и в которое все тела в конечном счете возвращаются, причем по свойствам своим эти первовещества меняются, а по сути остаются неизменными. Например Фалес под материей понимал «воду». В классической античности под материей понимали неопределенной формы субстанцию. Кстати первым в истории философии понятие «материя» употребил Платон. Слово «материя» он обозначил категорией «хора». Аристотель материю употреблял в паре с понятием «форма». Материю он считал пассивным потенциальным, материальным, неоформленным началом мира.

В средние века в период господства религиозного мировоззрения материя считалась продуктом Божественной деятельности.

В новое время в период научной революции понимание материи свелось к ее научному пониманию. Под материей вплоть до конца ΧΙΧ века понимали элементарную частицу- атом, находящуюся в основе всех вещей. Всё различие между разнородными телами при таком понимании материи сводилось к чисто количественным отличиям, а именно к количеству атомов и их сочетанию в предметах.

На рубеже ΧΙΧ- ΧΧ веков произошел так называемый «кризис физики» связанный с открытием электромагнитного поля и рентгеновских лучей. Эти открытия показали что атомы считавшиеся до сих пор основой всех вещей исчезают. Сначала ученые, а потом и философы заговорили об исчезновении материи. Выход из этой ситуации был найден В.И.Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм», согласно Ленину можно сделать три вывода:

1. Мы – идеалисты, если считаем, что на месте исчезновения материи осталась мысль о материи.

2. Если же вместе с исчезновением материи, исчезает и мысль о материи, то мы отождествляем философское и научное понимание материи.

3. Мы – последовательные материалисты, если считаем что исчезла не материя, а исчез тот предел, до которого дошла наука.

Первым философское понимание материи пытался дать французский материалист ΧVIIΙ века Гольбах: «материя – есть все то, что каким-либо образом воздействует на наши органы чувств и вызывает ощущения» данное определение является не последовательным поскольку с одной стороны оно делает уступку субъективному идеализму, а с другой является материалистическим.

Классическое понимание материи для материализма первым сформулировал Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы»: «Материя как таковая – это чистое создание мысли абстракция. Материю как таковую нельзя ни потрогать, ни воспринять. Когда мы говорим о материи как таковой мы абстрагируемся от количественных и качественных различий между телами и объединяем их одним словом материя».

Классическое определение материи сформулировал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется, фотографируется, отображается в человеческих ощущениях существуя независимо от них.» Т.о. философское понимание материи отражает одно свойство всех вещей, а именно их свойство существовать не зависимо от человеческих восприятий. Отдельный предмет, отдельное явление тело и т.д. мы можем назвать материей имея в виду лишь одну из многообразных форм ее существования.

Философское понимание материи таким образом отличается от научного представления о строении и свойствах материи. Согласно науке есть три уровня организации материи: микромир (мир элементарных частиц); макромир, в котором мы с вами живём; мегамир (мир планет).

Субъективные идеалисты под материей понимают либо комплекс ощущений (Э.Мах), либо комбинацию ощущений (Дж. Беркли). Согласно такому пониманию разнородные, и вообще любые, тела отличаются друг от друга лишь разными ощущениями.

Объективные идеалисты под материей понимают форму существования первичного самостоятельно существующего духовного начала мира. В частности, Гегель определял материю как «инобытие бытия» или форму отчуждения абсолютной идеи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: