Й вопрос. Проблема движения всегда была в центре внимания мыслителей всех эпох

Проблема движения всегда была в центре внимания мыслителей всех эпох. На разных этапах развития философии данная проблема решалась различно.

На ранних этапах античности движение понималось как возникновение, уничтожение и становление всего сущего. Раннегреческие мыслители, такие как Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, считали движение причиной всех изменений. В результате анализа Гераклит пришел к выводу, что в природе господствует абсолютная изменчивость и нет никакого покоя.

В эпоху ранней античности был и другой сценарий трактовки движения, связанный с именем Парменида. Элеаты, в том числе и Парменид, обратили внимание на устойчивость в движении. В результате элеаты пришли к тому, что существует абсолютный покой. В частности, Парменид утверждал, что мир в своей основе неподвижен и неизменен. Эстафету доказательства уничтожимости движения от Парменида перенял его ученик Зенон с помощью своих апорий.

Нужно отметить, что в античности был и третий сценарий понимания движения, связанный с именем Аристотеля. Наряду с количественными изменениями, Аристотель понимал и качественное движение. Аристотель различал такие виды движения как возникновение, уничтожение, которые могут быть предметом физики, и собственно движение, понимаемое как осуществление сущего в возможности, переход его в действительность.

В средние века движение понималось как результат деятельности Бога.

В Новое время, в период господства механики господствует механическое понимание движения, а именно как перемещения в пространстве тел относительно друг друга.

Так что же такое движение применительно к философии? Классическое понимание движения в философии дал Ф.Энгельс в работе «Диалектика природы»: «движение применительно к философии есть изменение вообще». Таким образом, в философии движение понимается как всякое изменение.

Если говорить о концепциях движения, то основными являются две: диалектическая и метафизическая. Первая исходит из следующего: а)причиной движения являются внутренние противоречия; б) движение является атрибутом материи; в) движение носит не только количественный, но и качественный характер. Вторая считает, что а) причиной движения является внешний для тела источник, в конечном счете Бог; б) движение не является атрибутом материи; в) движение носит только количественные изменения.

Большинство мыслителей считают движение атрибутом материи. Это значит, что материя не может существовать иначе как только в движении. То есть движение есть способ существования материи. Значит между материей и движением есть неразрывная связь. Поскольку материя неуничтожима, то и движение неуничтожимо. Неуничтожимость движения опирается на два всеобщих принципа: принцип всеобщего развития и принцип всеобщей связи. Из неуничтожимости движения вытекает его абсолютный характер. Однако движение всегда связано с конкретным телом, предметом и т.д. Это означает, что движение носит также относительный характер. Относительность движения связана также с покоем. Покой не означает отсутствия движения. Покой есть равновесное движение, когда предмет определенный период времени не меняет своего места положения, своей формы, структуры и содержания. В движении есть момент изменчивости и момент устойчивости. Покой характеризует момент устойчивости в движении.

Понятие движение тесно связано с категорией развитие. Существует известное положение о взаимосвязи этих категорий: не всякое движение есть развитие, но зато всякое развитие есть движение. Если движение включает в себя как количественные, так и качественные изменения, то развитие включает в себя только качественные изменения.

К проблеме движения относится классификация его форм. В зависимости от критерия классификации можно выделить разнообразные формы движения. Классической классификацией форм движения материи считается классификация, данная Ф.Энгельсом в зависимости от уровней организации материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: