Недостаток смазочного материала

Отказы дымососов и вентиляторов происходят редко, особенно после проведенного ремонта. Поэтому отказ дымососа ГД-20 через три часа работы после замены вала и подшипников, центрирования и балансировки рабочего колеса, имеющий низкий уровень вибрации (порядка 3,0 мм/с) был явной неожиданностью для эксплуатационного и ремонтного персонала. Подшипники смонтированы в одном корпусе и смазываются погружением из одного картера. Осмотр вала вентилятора показал следующее:

1. Подшипник 3536 находится в удовлетворительном состоянии (рисунок 23).

Рисунок 23 – Удовлетворительное состояние подшипника 3536

2. Подшипник 3530 имеет: разрушение сепаратора по одной из беговых дорожек; следы окисления в виде порошка окиси железа красного цвета; вмятины от роликов возникшие после вдавливания роликов в размягченное при нагреве внутреннее кольцо (рисунок 24). Следы окисления не пропитаны маслом.

Рисунок 24 – Повреждения подшипника 3530

3. На посадочной поверхности внутреннего кольца присутствуют следы схватывания второго рода, образующиеся при высоких давлениях на площадках контакта, значительной скорости относительного движения 5…20 м/с и отсутствии смазки (рисунок 25). Это свидетельствует о значительном моменте сопротивления между телами качения и беговой дорожкой, превышающем момент сопротивления в посадке внутреннего кольца на вал.

Рисунок 25 – Следы схватывания второго рода при проворачивании

внутреннего кольца подшипника на валу при отсутствии смазки

Проворачивание внутреннего кольца при наличии смазки проявляется в виде полированной поверхности. Это позволило сделать вывод о недостатке смазочного материала в корпусе вентилятора, несмотря на удовлетворительное состояние расположенного рядом подшипника 3536 – различия в размерах обеспечило смазывание данного подшипника.

Проведенные исследования позволили поставить правильный диагноз - недостаток подаваемого смазочного материала при определении причин повреждения радиально-упорных шарикоподшипников скоростных узлов прокатного оборудования (рисунок 26). Этому способствовало повторения диагностических признаков – вмятины от тел качения на беговой дорожке внутреннего кольца и следы схватывания второго рода при провороте внутреннего кольца.

Рисунок 26 – Повреждения радиально-упорного шарикоподшипника

из-за недостатка смазочного материала

Следует отметить, несмотря на большое количество возможных повреждений, среди эксплуатируемых подшипников чаще встречаются подшипники, находящиеся в удовлетворительном состоянии (рисунок 27), а цвет смазочного материала может быть различным.

Рисунок 27 – Вид роликового подшипника

находящегося в удовлетворительном состоянии

Проведенные исследования позволили сформулировать основные причины повреждений подшипников при нарушении смазывания:

- накопление продуктов износа в смазочном материале;

- неравномерное смазывание беговых дорожек двухрядных подшипников;

- ошибки в конструкции систем смазки;

- накопление продуктов окисления смазочного материала в окнах сепараторов;

- недостаток смазочного материала.

Определенные для каждого вида неисправностей визуальные диагностические признаки повреждений позволяют определить причину разрушения и мероприятия по предотвращению отказов [6, 7]. Направление дальнейших исследований может быть направлено на управление движением смазочного материала в подшипниковом узле для повышения долговечности подшипников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: