Современные проблемы маркетинга в Украине
Учитывая, что по вопросам использования маркетинга нет единой точки зрения, необходимо изучить условия, необходимые для применения маркетинга. Такими условиями являются:
а) наличие рьнка покупателя;
б) наличие конкуренции;
в) долговременная мотивация предприятий;
г) свобода деятельности во внешней среде, т.е. свобода выбора поставщиков, и во внутренней среде;
д) свобода помещения капитала;
е) свобода размещения рабочей силы.
В настоящее время в Украине начинают формироваться указанные условия. Именно сейчас целесообразно внедрять в практику отдельнне злементы маркетинга.
Однако, существует ряд проблем, затрудняющих применение и использование маркетинга на отечественных предприятиях. К их числу можно отнести следующие:
1. Преодоление психологического барьера недоверия со стороны руководителей хозяйственных субъектов к необходимости и целесообразности использования принципов и элементов комплекса маркетинга на предприятиях.
2. Организация маркетинга и его правовое обеспечение. Необходимо создать службы маркетинга, разработать положения об зтой службе, определить ее статус, а также разработать функциональные обязанности работников. Маркетинговая служба должна стать координационным центром деятельности предприятий и разработчиком рекомендаций по определению стратегии итактики предприятия. Она должна направлять и координировать всю деятельность предприятия.
3. Укомплектование служб маркетинга специалистами, которые должны быть профессионалами и владеть теорией и практикой маркетинга, быть компетентными в управлении, товароведении, коммерческой деятельности, экономике, статистике, психологии, социологии.
4. Информационное обеспечение. При ориентации предприятия на маркетинг необходимо располагать такой системой информационного обеспечения, которая позволила бы обосновать любое управленческое решение и получить достоверную информацию о реакции рынка на реализацию принятого решения.
При решении указанньх проблем важную роль играет изучение теории и методологии маркетинга, а также подготовка специалистов нового профиля, которые владели бы приемами активной коммерческой деятельности на рынке, методами системного ситуационного решения проблем производства ы реализации товара, гибкого приспособлепия к изменениям на рынке.
Основополагающие принципы маркетинга:
1) свобода выбора цели и стратегии функционирования и развития;
2) направленность на потребителя;
3) нацеленность на конечный результат;
4) комплексный подход к решению маркетинговых проблем;
5) оптимальное сочетание централизации и децентрализации;
6) активная политика;
7) научный подход к решению маркетинговых проблем;
8) гибкость в достижении поставленных целей;
9) наличие соответствующей инфраструктуры и специалистов;
10) стоимостной подход.
Основные стратегические задачи маркетинга состоят в:
§ разработке маркетинговых стратегий;
§ определении и освоении целевых рынков;
§ создании и развитии новых товаров, коммуникационных и распределительных систем;
§ разработке маркетинговых программ;
§ формировании запросов потребителей.
Основные тактичнские задачи маркетинга:
§ Установление величины спроса, емкости рынка.
§ Организация работ по созданию новой продукции.
§ Планирование и координация производственно-сбытовой деятельности.
§ Организация и управление системами распределения и сбыта продукции.
§ Реализация маркетинговой политики продвижениятоваров на рынок.
§ Реализация маркетинговой ценовой политики.
§ Осуществление мероприятий маркетинговых коммуникаций.
§ Контроль и анализ маркетинговой деятельности и т.п.
Функции маркетинга: