Теория образования и обучения
Раздел 3. Педагогика школы
Литература для самообразования
Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.- М.: «Академия»,1999
Закон РФ «Об образовании»
Конституция РФ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1.)
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4.)
- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК5)
- оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений (ПК 4.4.)
В результате изучения данной темы студенты должны знать:
- взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
- значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности
уметь:
- находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
- анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления
Основные понятия темы: дидактика, предмет дидактики, образование, обучение, преподавание, учение, познание.
Дидактика (общая теория обучения) — особая область педагогики, изучающая закономерности единого процесса образования и воспитания в обучении. Дает научное обоснование целям и отбору содержания образования, выбору средств и методов обучения, определяет формы организации обучения.
Предмет дидактики — процесс преподавания-учения с порождающими его факторами и условиями, в которых он протекает, и получаемыми результатами (Ч. Куписевич).
Основные понятия дидактики:
- процесс обучения;
- содержание образования;
- знания;
- умения;
- навыки (ЗУНы);
- методы обучения;
-формы организации обучения;
- учение;
- научение;
- преподавание;
- учебная деятельность;
- учебный предмет;
- урок;
- образовательные технологии и др.
Методологическая основа — теория познания и отражения. Познание человека — активный процесс. Практика — необходимая исходная и конечная ступень познания.
Движущие силы обучения — противоречия.
Дидактика связана с философией, социологией, информатикой, этикой, психологией, медициной, эстетикой, частными методиками и др.