Соотношение познания и учения

Основные концепции обучения в дидактике

Традиционная Доминирующую роль иг­рает преподавание, дея­тельность учителя (Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, И. Гербарт и др.)

Цель — передача и ус­воение готовых знаний, выработка умений и на­выков их применения

Педоцентристская Доминирующая роль от­водится учению, деятель­ности учеников ( Л. Толстой, Д. Дьюи, В. Лай и др.)

Цель — развитие лично­сти воспитанника и рас­крытие всех потенциаль­ных возможностей через спонтанную свободную деятельность обучаемого

Современные дидактические системы В центре обучения — взаимодействие препо­давания и учения, дея­тельность как учителя, так и ученика ( Л. Занков, Д. Эльконин, В. Давыдов, Ш. Амонашвили и др.)

Цель — формировать си­стему знаний и обеспе­чить развитие личности обучаемого.

Познание Учение
Открываются объективно новые зна­ния Познается познанное (субъективно новое)
Путь познания длителен Ускоренный темп познания и инди­видуального продвижения
Путь проб, ошибок и заблуждений Специально организованный процессе с продуманной методикой и техноло­гией
Процесс познания сложен и противо­речив Процесс познания педагогизирован и адаптирован в соответствии с возраст­ными особенностями Личности
Многое познается непосредственно Многие знания приобретаются опо­средованно
Практика — источник и критерий истины Практика — способ закрепления и применения знаний
Умения и навыки приобретаются са­мопроизвольно, в процессе научного поиска Умения и навыки вырабатываются целенаправленными упражнениями
Взаимодействие обучающего и обуча­емого не предполагается, но может иметь место (развитие научных школ, коллективные исследования и др.) Познание происходит в процессе не­посредственного или опосредованного взаимодействия обучающего и обуча­емого
Организация знаний исследователя соответствует логике конкретной на­уки и исследовательской деятельнос­ти Организация знаний обучаемого соот­ветствует логике учебного предмета, отражающего конкретную научную область

От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины. (М. В. Ломоносов)

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое дидактика и что является предметом ее исследования?

2. Как дидактика связана с другими науками?

3. Перечислите основные понятия дидактики.

Домашнее задание

Обязательное:

- Создать глоссарий по основным понятиям темы

- Сравнить освещение рассматриваемой темы в различных учебниках по педагогике

По выбору:

Написать реферат «Развитие теории образования и обучения в соответствии с изменяющимися общественными потребностями. Задачи дидактики в период реализации ФГОС

Индивидуальное:

Подготовить сообщение по дидактической системе одного из классиков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: