ГЛАВА XI ОСНОВАНИЯ И ГРАНИЦЫ СИСТЕМЫ LAISSEZ-FAIRE, ИЛИ ПРИНЦИПА НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА
ГЛАВА X О ГОСУДАРСТВЕННОМ ВМЕШАТЕЛЬСТВЕ, ОСНОВЫВАЮЩЕМСЯ НА ОШИБОЧНЫХ ТЕОРИЯХ
ГЛАВА IX ПРОДОЛЖЕНИЕ ТОЙ ЖЕ ТЕМЫ
ГЛАВА VIII ОТНОСИТЕЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ИСПОЛНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СВОИХ ОБЫЧНЫХ ФУНКЦИЙ
ГЛАВА VII О ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОЛГЕ
ГЛАВА VI СРАВНЕНИЕ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ С КОСВЕННЫМИ
ГЛАВА V О НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ НАЛОГАХ
ГЛАВА IV О НАЛОГАХ НА ТОВАРЫ
ГЛАВА III О ПРЯМЫХ НАЛОГАХ
ГЛАВА II ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I ОБ ОБЩИХ ФУНКЦИЯХ ПРАВИТЕЛЬСТВА
В политической науке и практике государственного управления актуальны вопросы о пределах функций и сфер деятельности правительств, и на какие сферы деятельности должна распространяться эта власть. С одной стороны сторонники реформ стремятся расширить сферу влияния государственной власти, с другой - налицо некий дух сопротивления. Обязательные функции правительства, которые неразрывно связаны с идеей правительства, либо обычно выполняются всеми правительствами. Необязательныефункции - исполнение не диктуется первоочередной необходимостью, и в отношении их существуют самые различные мнения.
Необходимые функции - защита от насилия и обмана (законодательство о наследовании). Законы подобного рода должны существовать, когда завещание есть и когда его нет. Право на собственность, которая передана в иному человеку, можно оспорить в суде: какие права на использование определенной части общего наследия предоставлять отдельному лицу и на каких условиях. Функция преследования насилия и мошенничества. Принуждать к соблюдению условий договора не значит регулировать отношения частных лиц. Существуют обязательства, принуждать к исполнению которых закон не может (рабство, проституция, договор найма, пожизненный брачный договор).
Предупреждение и пресечение насилия и обмана обеспечивает соответствующей работой солдат, полицейских и судей по уголовным делам, гражданские суды. Наказание проступков и решение споров - функции судов. Меры по предупреждению возникновения споров - использование типовые форм договоров, сохранение подлинных доказательств. Интересы детей, душевнобольных, слабоумных должен охранять закон с помощью своих чиновников и родственников.
Правительства с общего согласия возлагают на себя полномочия по чеканке монет, установление системы стандартных мер и весов, мощение, освещение и уборка улиц и дорог, строительство и улучшение гаваней, сооружение маяков, производство съемок на местности для составления точных карт, возведение дамб для защиты от моря, строительство набережных. Общепризнанные функции государственной власти простираются за пределы ограничительных барьеров, исходя из практической целесообразности.
Необходимые функции правительства:
1. средства, используемые правительствами для сбора доходов;
2. сущность законов, устанавливаемых правительствами в двух основополагающих сферах: собственность и договоры;
3. достоинства и недостатки системы мер проведения в жизнь правительственных законов, а именно судоустройства и полиции.
Он согласен с принципами налоговой системы Смита.
При существующей системе налогообложения отсутствует дифференциация доходов: с каждого полученного фунта, как у лица, чей доход прекращается с его смертью, так и у владельца земельного участка, держателя государственных ценных бумаг или кредитора по закладной, который может без ущерба и потерь передать свое состояние потомкам, будет изъято 7 пенсов. Временный доход должен облагаться меньшим налогом, чем постоянный, пропорционально капитализированной стоимости постоянно и бессрочно (если с первого 5 ф. ст. в год, то со второго 10 ф. ст.). Обложение временного дохода по пониженной ставке должно производиться потому, что у этого человека большие потребности.
Номинальное равенство доходов не говорит о том, что лицо А, получающее 1 тыс. ф. ст. в год, не может выплачивать ежегодно 100 ф. ст., с какой это делает лицо В, получающее такую же сумму с наследуемой собственности. А сберегает часть средств для детей, а если речь идет о доходах лиц свободных профессий, приходится обычно дополнительно откладывать часть средств на собственную старость, в то время как В может тратить получаемый доход целиком. Сбережения не освобождаются от обложения, плательщикам приходится платить дважды подоходный налог с накопленных средств и всего один раз с суммы непосредственно израсходованных средств. С суммы непроизводительных затрат выплачивается 3% налога, с суммы сбережений 6%. Будто человек делает одновременно и то и другое. Поэтому налог с собственности платят в основном богатые, а эти средства распределяются в виде заработной платы среди бедняков. Сбережения у налогоплательщиков разных классов зависят от норм обложения. Единая норма на все доходы от наследства и отдельно на все доходы, прекращающиеся со смертью индивидуума.
[1848 г.] Милль в своих «Элементах политической экономии» и Маккуллох в своей работе «Налогообложение», утверждают, что от налогообложения следует освобождать такую часть дохода, чтобы можно было застраховать жизнь его владельца на сумму, которая позволила бы обеспечить его наследникам постоянный доход, равный тому, что он резервирует для себя. Текущая капитализированная стоимость временных доходов должна достигать текущей стоимости постоянных наследуемых доходов и облагаться налогом из этого расчета. Освободить от налога все сбережения можно будет тогда, когда люди не будут экономить, чтобы часть имущества передать детям. Люди должны облагаться налогом пропорционально количеству средств, которые они могут позволить себе истратить.
Существуют доходы, возрастающие без усилий или жертв со стороны владельцев, поэтом не будет никакого подрыва принципов, если государство присвоит часть дополнительного богатства. Прогресс общества способствует росту доходов землевладельцев, появляется избыток ренты, но выявить разницу между излишком, который возник в силу сложившегося в обществе положения, и тем, который появился благодаря умению и затратам владельца невозможно. Рента меняется от оценки земли под влиянием естественных факторов по рыночной цене. Если цена сельскохозяйственной продукции выросла, возросла и рента, причем темпы роста ренты выше темпов роста цены. Т.о. ставку земельного налога следует устанавливать ниже полученной оценки, чтобы его платили (в Англии земельный налог остается неизменным из-за засилья в органах законодательства землевладельцев).
Существующий земельный налог должен рассматриваться в качестве арендной платы, взимаемой в пользу общественности, речь идет о доле ренты, зарезервированной государством, о доле, которая никогда не принадлежала землевладельцам и никогда не составляла части их прибыли. Во Франции, существуют специфические налоги на другие виды движимого имущества и земельный налог - реализацией права частичной собственности на землю. Землевладельцы не имеют права на компенсацию и не могут требовать, чтобы изъятые суммы засчитывались как часть налогов.
Налог должен взиматься с доходов, а не с капитала, чтобы не разорить трудолюбивую общину. Фискальная система не в состоянии обеспечить положение, при котором налоги выплачивались бы только за счет доходов, совершенно не затрагивая капитала. В стране, располагающей значительным количеством капитала, подобные последствия налогообложения почти не ощущаются. Когда увеличение капитала достигает оптимальной стадии, то создают возможности для последующего накопления. Налог на наследуемую собственность - налог на капитал, т.к. уплачивается с него. Если другие налоги человек пытается сократить, обойти, то собственность переходит из рук в руки.
С увеличением национального богатства высокий налог на собственность, составляют незначительную часть общего прироста капитала и их изъятие лишь освобождает место для экономии равноценной суммы.
Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямой налог — это налог, взимаемый непосредственно с лиц, в отношении которых изъятие средств является обязательным или желательным. Косвенные налоги взимаются с какого-либо лица, исходя из предположения, что оно сумеет возместить себе соответствующие затраты за счет другого лица (акцизные сборы и таможенные пошлины). Прямыми налогами облагаются либо доходы, либо расходы.
Источники доходов - рента, прибыли и заработная плата. Налог, взимаемый с ренты, выплачивается землевладельцем, у которого нет никаких возможностей переложить это бремя на кого-нибудь другого. Определяются издержками производства в самых неблагоприятных условиях, поэтому рента может быть, а может не быть (усовершенствования земли, законы экономики). Налог должен взиматься не с номинальной ренты, а с предполагаемого прироста.
Налог на прибыли должен воздействовать на плательщика. Когда количество накопленного капитала оказывается огромным, а ежегодная норма накопления высокой, что только вывоз капитала или усовершенствования в производстве удерживают страну от перехода в стационарное состояние. Внедрение изобретений может удешевить товары и увеличить прибыль, которой хватит для уплаты налогов. Разница между действительной прибылью и той, которая могла бы быть получена при отсутствии налога, становилась бы все меньше, пока не исчезла вообще и уплата налога не осуществлялась за счет землевладельца. Часть налогов будет уплачиваться капиталистом за счет работника или землевладельца.
Объекты обложения разнообразны (неквалифицированный труд, сложная или узкоспециализированная физическая или умственная работа). Умственный труд требует общеобразовательной и профессиональной подготовки, оплачиваются по монопольной цене, которая превышает уровень заработной платы рядовых рабочих. Налог на такие заработки выплачивается за счет этого работника.
Заработная плата регулируется сложившимся у работников уровнем жизни и в меньшей степени ограничением увеличения их численности. Вызванный налогом рост заработной платы должен покрываться за счет прибылей (заработная плата работников - поденщиков).
Подоходный налог взимается, если: доходы превышают прожиточный минимум; пропорционально величине излишка; освобождаются сбережения, полученные за счет инвестированных доходов. Временные доходы должны облагаться по ставке ниже, чем пожизненные. Размеры рент, жалований, аннуитетов можно определить достоверно, но непостоянные доходы определить сложно из-за фальсификации документов. Пытаются избежать уплаты недобросовестные и честные люди. Поэтому подоходный налог удобнее взимать по твердой процентной ставки от затрат, который бы уплачивался использующим товар.
Рента за пользование домом состоит из двух частей: земельной ренты и ренты на строение. Размеры первой колеблются от обычной ренты до монопольной за пользование землей. Вторая включает в себя обычную прибыль на капитал строителя и процент с учетом уплаты стоимости ремонтных работ. Чем выше рента за дом, тем больше размер налога. После введения налога большая часть его будет приходиться на владельца дома, когда предложение превышать спрос. Арендная плата не будет включать в себя налог, а когда ситуация изменится налог полностью перейдет на арендатора. Увеличения наименьшей ренты за строительные участки, приводит к увеличению всех остальных видов ренты. Налог на жилые дома справедлив, свидетельствует об уровне доходов человека, какие затраты он позволяет себе совершить. Хотя скупые люди смогут уклониться от уплаты такого налога, и человеку может понадобиться дом большей площади.
Налоги на товары, как косвенные налоги, уплачиваются конечными потребителям, т.е. выплачиваются одним лицом, которое предполагает или намеревается компенсировать их за счет другого лица (акцизы, таможенные пошлины и сборы, транзитные пошлины). Он компенсирует затраты по транспортировке, если речь идет нескольких товарах, и нет, если налог установлен для всех товаров пропорционально их стоимости. Валовой продукт промышленности состоит из возмещения израсходованного капитала и прибыли. Одинаковые капиталы, вложенные в две разные отрасли производства, должны принести одинаковые прибыли, но за разное время. Для уравнивания ожидаемых прибылей необходимо повысить цену одного из товаров или снизить цену другого, либо сделать и то и другое одновременно.
В ряде случаев повышение цены не превышает величины налога. Часть капитала не используется в производстве, а авансируется государству и впоследствии компенсируется за счет цены товаров, а потребителям приходится возмещать продавцам суммы, равные прибыли, которую эти продавцы могли бы получить, если бы изъятая в виде налога часть капитала была использована в сфере производства. Монополию может дать возможность поддерживать цены на высоком уровне, но ее сдерживает спрос на товар. Отмена налога – стимул развития промышленности.
Товары, стоимость которых влияет на распределение богатства среди различных классов общества (увеличение стоимости зерна): ухудшение условий существования трудящихся классов либо изъятие у владельцев капитала дополнительной суммы, которая пойдет на удовлетворение потребностей работников (налог на з/п). Воздействие налога на сельскохозяйственные продукты на ренту зависит от того, затронет ли его введение разницу между поступлениями от наименее продуктивных земли и капитала и поступлениями от остальной земли и капитала. Существует 2 способа исчисления его: исчисляется от стоимости (фиксированной доли продукта) и фиксированной денежной ставки. Десятина будет представлять собой изъятие одинаковой доли урожая со всех участков, которая будет оставаться постоянной в любое время, тогда как фиксированный денежный сбор за каждый произведенный бушель будет составлять большую или меньшую часть в зависимости от цены на зерно.
Отмена десятины в стране отодвигает границы достижения стационарного состояния в той же мере, в какой эти границы сужаются при введении такого налога. Темпы накопления резко возрастают, и, если при этом наблюдается и рост населения, цены на зерно начинают медленно повышаться, а рента расти, это приводит к постепенному перемещению выгод, связанных с освобождением от налога, от потребителя к землевладельцу.
Предположим, что облагается не товар, а способ его получения, то товар можно изготовлять, исходя из минимальной цены и используя искусственный стимул к применению. Последний заключается в ведении налогов на определенный вид деятельности (налог на трасниковый сахар, налог на импорт или экспорт). Таможенные пошлины на продукты земледелия дают государственной казне меньше, чем отбирают у потребителей (пшеница). Хлебные законы искусственно вызывают рост цены и ренты, который произошел бы в связи с увеличением населения и расширением производства.
Налоги на международную торговлю вызывают нарушение и перестройку процесса «выравнивания международного спроса». Существует два вида налогов на внешнюю торговлю: на импорт и на экспорт. Налог на экспорт увеличит цену товара, но не на столько, чтобы отпугнуть спрос на товар.
Торговля сукном и полотном между Германией и Англией. Англия получит за счет Германии полную сумму налога и дополнительные средства, при сохранении импорта на прежнем уровне из Германии в Англию устремится поток денег. Пошлина на импорт не должна быть высокой, чтобы стимулировать нас на организацию производства товара у себя в стране. Если казна перехватывает часть цены товара, то компенсировать налог за счет дальнейшего повышения цены невозможно, и выплачивать его придется из монопольной прибыли. Когда производитель несет иногда на себе часть налога (о налогах на продукт земли или рудников), у потребителей появится возможность приобретать продукцию по более низкой цене. Пошлины на импорт делят на: стимулирующие развитие конкретной отрасли; при введении которых стимулирования не происходит.
В состав финансовых систем многих стран входят самые разнообразные налоги: налоги на договоры. Договор- юридический документ, являющийся доказательством, признаваемый законом. Гербовые сборы с юридических документов, подтверждающих выполнение договора (при передаче прав на земельную собственность). Налоги на передачу собственности на покупку и продажу. Налоги на продажу товаров. Налога на продажу с аукциона всегда падал на человека, находящегося в нужде, и в момент его самого критического состояния. Налог на проценты при приобретении государственных ценных бумаг, акций акционерных компаний, закладных. Налоги на связь: почтовый сбор, к которому можно прибавить сборы с объявлений и газет, представляющие собой налоги на передачу информации (1 пенс за письмо). Налог на объявления вызывал такие же возражения, т.к. объявления полезны для предпринимательства. Налог на газеты вызывает порицания, т. е. когда он мешает пользоваться газетами. Газеты исправляют многие предрассудки и суеверия и поддерживают. Налоги на судопроизводство, с помощью которых государство извлекает для себя доходы из разного рода действий, взимаемых в судах на покрытие издержек по судопроизводству.
Существуют местные налоги, идущие на покрытие общественных расходов, которые признается целесообразным передать под контроль или в распоряжение местной власти (мощение, уборка и освещение улиц или строительство, содержание тюрем, школ). Налоги должны учреждаться для какой-то цели и не превышать расходов, действительно необходимых для достижения этой цели (расходы на строительство мостов и дорог должны покрываться за счет дорожной пошлины с перевозимых по ним пассажиров и товаров).
Среди населения предпочтение отдается в пользу косвенных налогов. При прямом налоге каждый знает, сколько он действительно платит. Разница заключается между уплатой денег сборщику налогов или торговцу чаем, вином. Из 70 млн. ф. ст. государственных доходов 30 млн. ф. ст. идет на исполнение обязательств людям, капиталы которых были взяты взаймы и израсходованы государством. Большая часть доходов растрачивается впустую под предлогом общественной пользы, но не на просвещение, устройство доступного правосудия, проведение реформ, вознаграждение отдельных лиц). Выгода косвенных налогов заключается во взимаемые с плательщиков суммы, удобное для него время и наиболее удобным способом. Уплата пошлины не в момент ввоза, а только при вывозе товаров со склада для сбыта. Налоги на товары должны взиматься со всех возможных способов приобретения товара независимо от того, производится он в стране или импортируется. Следует уничтожить налоги на предметы первой необходимости или материалы и орудия, применяемые при производстве этих предметов. Налоги на предметы роскоши распространяются на лиц, тратящих средства на удовлетворение прихотей, ради получения удовольствия от вещей, на которые затрачены деньги, а в угоду общественному мнению. Для устранения неудобств используют правила: извлекать максимальный доход с предметов роскоши; брать налог с потребителя; иметь ряд налогов на подлинные предметы роскоши; налоги должны скорее сосредоточиваться на небольшом количестве товаров; облагать налогом алкогольные напитки для ограничения потребления; взимание налогов с импортируемых товаров; налог не должен быть высоким. Отмененных пошлины на продукты питания, пошлины на строевой лес, пошлины на металлы и орудия из них, налог на мыло, на бумагу, на жир… Высокие налоги порождают поток контрабанды.
Когда у государства недостаточно средств, оно берет заем, а затем ежегодно уплачивает проценты или вовсе не погашает через увеличение налогов на собственность. Взаймы берется иностранный капитал, представляющий собой избыток всемирного накопления, этот капитал невозможно было бы сберечь, т.к. прогресс сводит прибыли к практическому минимуму. Займы только поглощают этот излишек, они препятствуют формированию тенденций к понижению ставки процента. Усовершенствования в промышленности открывали простор для приложения большей суммы капитала. Если бы правительство не брало этого капитала взаем, а получало суммы прямого налогообложения, долга не было бы. Но невозможность собрать за год столь огромную сумму посредством налогов. Выплата процентов кредиторам - обычное перемещение средств. Для погашения государственного долга предлагались два способа: либо путем разового, единовременного взноса, либо посредством постоянного отчисления бюджетных излишков. На уплату процентов и в погашение долга собственность должна давать лишь пропорционально тому, что считается справедливым платежом на покрытие государственных расходов. Налогоплательщики являются как бы участниками системы взаимного страхования.
Сумма излишка может быть изъята в форме налога и использована для уплаты долга, она окажется сбереженной полностью и к тому же производительной (проценты с капитала). Выгоднее оставлять излишек дохода на погашение долга. Что позволит отменить налоги не столь плохие, как он сам. Политика правительства должна использовать излишки для отмены налогов (налоги на наследство). Любой излишек, возникающий в результате увеличения поступлений от других налогов и от сбережения процентов при погашении последующих частей долга, может создать основу для дальнейшего уменьшения налогов. По государственным ценным бумагам является гарантом государство (учреждение национального депозитно-учетного банка).
Защита интересов личности и собственности. Когда личность или собственность недостаточно защищены, все принадлежащее слабому находится во власти сильного. Никто не может сохранить того, что он произвел, хотя свободные города Италии, Фландрии и Ганзейского союза обычно находились в состоянии таких внутренних неурядиц. Степень ненадежности защиты имеет как благоприятные, так и неблагоприятные последствия, что делает энергию и практическую сноровку условием безопасности. Притеснение со стороны правительства не могут преодолеть никакие усилия отдельных лиц. Трудности и лишения зачастую служат лишь фактором, побуждающим к труду. Гибельна для труда только уверенность, что ему не позволят принести свои плоды.
Чрезмерность государственных налогов приводит к вредным экономическим последствиям. Методы обложения ослабляют побуждение к трудолюбию и бережливости (варварский деспотизм стран Востока). Произвол фискальных чиновников оказывался более пагубным для благосостояния, чем самые высокие поборы, ибо он ликвидировал безопасность. Высокое налогообложение создает препятствия накоплению или начинает сильно тормозить его и вынуждает накопленный капитал искать место своего приложения за границей.
О совершенстве или несовершенстве существующих способов установления прав и возмещения ущерба. Существует непознаваемость закона и его крайняя вынуждают обращаться к судам, судебная процедура преисполнена в такой степени проволочками. Значительная часть которых не имеет под собой никакой рациональной основы. Несовершенства законодательства и судопроизводства наиболее тяжелым бременем ложатся на интересы лиц, связанные с недвижимой собственностью: закон неопределенен и крайне запутан; закон не обеспечивает точных доказательств сделки; закон создает необходимость оформления хлопотливых и дорогостоящих документов; непомерные издержки и затяжки разбирательства дел. Но землевладельцы никогда не предпринимали ни единой попытки в направлении его реформы из-за боязни за свои права на имущество. Несовершенство закона будет доставлять адвокату тем большую выгоду, чем обременительнее оно для клиента.
Влияние законов в нравственном отношении. Закон благоприятствует честности в денежных делах и верности в исполнении обязательств. Если закон предоставляет возможность легко уклоняться от обязательств обманом или допускается использование богатства для противодействия справедливому отправлению правосудия, или оставляет открытыми пути и средства достижения людьми желаемых результатов с помощью явно санкционированного жульничества, то он подрывает моральные устои даже в вопросах денежной добропорядочности.
Наиболее важными в законодательстве являются разделы гражданского права: наследства и договоров - чем законы о товариществах и законы о несостоятельности. Свобода завещания должна быть общим правилом, но с двумя ограничениями: при наличии наследников из собственности следует удерживать в их пользу сумму, равнозначную той, которую предоставило бы им само государство, и не должно быть разрешено получать в виде наследства суммы, превышающие размеры умеренного независимого состояния. При отсутствии завещания вся собственность должна отходить государству. Существующие законы отклоняются от этих принципов в двух противоположных направлениях. Во Франция закон предусматривает раздел собственностиравными долями между всеми детьми или среди всех родственников при отсутствии завещания.
Право первородства предполагает два довода экономического порядка. В первом из них указывается на то возбуждение, какое дается усердию и честолюбию младших детей. Относительно таланта, знаний, добродетели, — что те, кто ими обладает наравне с соседями, не приложат дополнительные усилия для приобретения большего. Если обеспечить группу лиц огромными богатствами, то бедный человек получает более мощный стимул. Второй довод экономического порядка способствует дроблению земли на столь мелкие участки, что ни к чему хорошему не приводит. Естественным последствием действия права первородства является превращение землевладельцев в бедствующий класс. Цель этого института или обычая заключается в сохранении неделимыми больших масс земли, что, как правило, и достигается, но законный владелец крупного поместья не обязательно является хозяином всего получаемого с него дохода.
С экономической точки зрения лучшая система земельной собственности та, при которой земля целиком и полностью является предметом торговли, свободно переходящим из рук в руки при появлении покупателя, который сочтет выгодным для себя предложить за нее сумму, превышающую размеры дохода, получаемого с этой земли ее нынешним владельцем. Все, что облегчает продажу земли, способствует превращению ее в более производительное орудие для общества в целом; все, что препятствует или ограничивает продажу земли, снижает ее полезность
Единственным основанием для признания за детьми каких-либо прав на нечто большее, чем простое обеспечение, достаточное для того, чтобы помочь им начать самостоятельную жизнь pi находить собственные средства к существованию, является выраженное или предполагаемое желание родителя, чье право распорядиться тем, что действительно ему принадлежит, не может быть уничтожено под предлогом каких бы то ни было притязаний со стороны других лиц, стремящихся получить то, что им не принадлежит.
По моему мнению, любой владелец собственности имеет право распорядиться в своем завещании любой ее частью, но не имеет права определять лицо, которое должно будет унаследовать эту собственность после смерти всех, кто был жив в момент совершения завещания.
Промышленное устройство, которое четко делит общество на две стороны: плательщиков заработной платы и людей, ее получающих, из которых первые насчитываются тысячами, а вторые — миллионами, не должно и не способно существовать вечно; а возможность замены этой системы формой объединения, не знающего зависимости и характеризующегося единством интересов, а не организованной вражды, целиком и полностью зависит от результатов развития в будущем принципа товарищества
Когда группа лиц — большая или малая — добровольно решает объединить свои средства ради общего дела, не испрашивая при этом для себя никаких особых привилегий, никаких прав на лишение кого бы то ни было его собственности, у закона не должно быть веских оснований для создания трудностей на пути осуществления такого проекта
Общества с ограниченной ответственностью бывают двух видов: в одном ограниченная ответственность распространяется на всех его членов, в другом — только на некоторых. Общество первого вида до недавних пор было известно в Англии исключительно как «компания, существующая на основе королевской грамоты или акта парламента». Под этим имелась в виду акционерная компания, пайщики которой на основании королевской грамоты или особого постановления законодательной власти освобождались от ответственности за долги предприятия сверх той суммы, на какую они подписались
Если группа лиц решает объединиться для ведения какого-либо коммерческого или промышленного предприятия, достигнув согласия между собой и объявив всем, с кем они ведут дело, что члены общества не принимают на себя ответственности сверх суммы собранного по подписке акционерного капитала, то имеет ли закон какие-либо. Я основания для возражений против подобных действий и возложения на членов общества неограниченной ответственности, которую они не желают взять на себя?
Хотя при равенстве капиталов компания с ограниченной ответственностью предоставляет несколько меньшую гарантию тем, кто имеет с ней дело, по сравнению с компанией, в которой каждый пайщик отвечает всем своим состоянием, тем не менее даже слабейшая из этих двух гарантий в некоторых отношениях все же надежнее гарантии отдельного капиталиста. При ведении дела одним лицом есть только гарантия, основанная на его неограниченной ответственности, а не на ответственности, являющейся следствием гласности сделок или осведомленности о том, что в дело вложена большая сумма капитала.
Другим видом товарищества с ограниченной ответственностью, заслуживающим нашего внимания, является товарищество, в котором один или несколько ведущих дело товарищей отвечают за обязательства предприятия всем своим имуществом, тогда как другие товарищи вносят только определенные суммы денег и свыше этих последних не отвечают, ничем, хотя и участвуют в прибылях в соответствии с установленным правилом. Такое товарищество называют коммандитным товариществом, а пайщики с ограниченной ответственностью (которым по французским законам запрещено всякое вмешательство в управление предприятием) известны под названием коммандитист.
Полная свобода совершенно необходима для товариществ прежде всего с точки зрения улучшения положения и повышения роли трудящихся классов. Союзы типа рабочих ассоциаций, являются наиболее мощным средством достижения социальной эмансипации рабочих посредством их собственных нравственных качеств. Свобода объединения исключительно важна не только в случаях его успеха, она в равной мере важна и в случаях неудачных попыток, ибо поучительное воздействие неудач окажется более впечатляющим, нежели любые наставления, не имеющие под собой практического опыта
В результате этого ни в одной части света стоимость собственности не зависит в такой малой степени от изменения количества или стоимости денежных знаков, потому что эти последние выпускаются самими жителями через свои банки.
Теперь я перехожу к рассмотрению законов о несостоятельности.
В этом отношении хорошие законы важны прежде всего и главным образом для поддержания общественной нравственности, хорошее или плохое направление которой
зависит от закона в данном случае сильнее, чем в каком бы то ни было другом, так как тут дело идет о денежной честности, охрана которой представляет чрезвычайно важную задачу закона. Однако вопрос этот имеет громадное значение и в чисто экономическом плане. Во-первых, в связи с тем, что экономическое благополучие, как отдельного народа, так и человечества в целом в большой мере зависит от возможности доверять заключаемым обязательствам. Во-вторых, в связи с тем, что одним из рисков или расходов промышленных операций является риск или расход, относящийся к так называемым безнадежным долгам, и всякое полученное здесь сбережение способствует уменьшению издержек производства, поскольку сокращает статью расходов, которая ни в каком случае не ведет к желаемой цели и должна быть покрыта либо за счет потребителя товара, либо за счет общих прибылей на капитал — в зависимости от того, носят ли эти расходы общий или частный характер
Сторонники смягченного законодательства о несостоятельности обычно приводят тот аргумент, что, за исключением случаев крупных торговых операций, кредит вреден и что лишение кредиторов законного права на удовлетворение явилось бы разумной предупредительной мерой против выдачи кредитов. Кредит, выдаваемый розничными торговцами непроизводительным потребителям, в том чрезмерном виде, как это имеет место ныне, вне всякого сомнения, является значительным злом. Однако утверждение это справедливо только в отношении крупных и особенно долгосрочных кредитов, поскольку кредитование имеет место всегда, когда товар не оплачен до того, как он покинет пределы магазина или по крайней мере выйдет из-под опеки продавца, и прекращение подобного кредитования вызвало бы массу неудобств.
В случае, если он (импорт) выгоден для нации с экономической точки зрения, т. е. позволяет стране получать то же количество товара с меньшими затратами труда и капитала. Следовательно, запрещать импорт или устанавливать пошлины, препятствующие ввозу, — значит снижать эффективность труда и капитала страны в производстве по сравнению с той, какой она могла бы быть в иных условиях, и наносить ущерб, величина которого равна разнице между количеством труда и капитала, необходимым для производства товара внутри страны, и количеством труда и капитала, необходимым для изготовления вещей, за которые этот товар может быть куплен за границей. Размер ущерба, наносимого нации таким образом, измеряется превышением цены, по которой этот товар производится внутри страны, над ценой, по которой его можно импортировать.
Применительно к промышленным товарам вся эта разница между двумя ценами поглощается производителями в качестве вознаграждения, которое они получают за растрату впустую труда или капитала, используемого для оплаты этого труда..
Импортируемый товар всегда прямо или косвенно оплачивается продуктами нашей собственной промышленности; при этом последняя становится более производительной, поскольку при неизменных затратах труда и капитала мы имеем возможность получать большее количество товаров
В странах, где теория протекционизма сдает [1848 г.] свои позиции, но с ней еще окончательно не покончено, таких, как Соединенные Штаты, сформировалось учение, представляющее собой своего рода 'компромисс между политикой свободной торговли и политикой ограничений, а именно учение, утверждающее, что протекционизм ради протекционизма непригоден; однако нет ничего предосудительного в таком протекционизме, который может стать результатом введения тарифа, предназначенного исключительно для пополнения государственных доходов.
Пошлина выступает в качестве протекционистской меры лишь постольку, поскольку она препятствует импорту, а в той мере, в какой она препятствует ввозу, она не дает дохода.
Тем единственным случаем, когда покровительственные пошлины можно признать справедливыми на основе одних лишь принципов политической экономии, является тот, когда они устанавливаются временно (особенно в молодом развивающемся государстве) в надежде на натурализацию иностранной промышленности, которая сама по себе прекрасно подходила бы к существующим в стране условиям.
Покровительственная пошлина, сохраняемая в течение разумного периода времени, иногда можетоказаться самым необременительным способом, посредством которого нация может облагать себя налогом для осуществления подобного эксперимента(введение нового производства
Помимо системы протекционизма, среди различных •видов вредного вмешательства в естественный ход промышленных сделок можно отметить определенное вмешательство в сферу договорных обязательств. Одним из примеров такого вмешательства являются законы о ростовщичестве. Там, где закон или внутренние убеждения не позволяют ссужать деньги под проценты, капитал лиц, не занятых в сфере предпринимательства, оказывается потерянным для производительного использования или может быть применен только в исключительных обстоятельствах, связанных с наличием личных связей, или посредством различного рода уверток. Таким образом, промышленность должна ограничиваться только капиталом самих предпринимателей и тем, что им удается занять у лиц, не связанных теми же законами или той же религией, как они.
Если конкуренция заемщиков, будучи ничем не ограниченной, поднимает ставку процента до 6%, то это свидетельствует о том, что при 5% спрос на ссуды был бы больше того. Если в подобной ситуации закон запретит брать более 5%, то найдутся заимодавцы, которые, не желая нарушать закон и не имея возможности применить свои капиталы иным способом, будут довольствоваться этой узаконенной ставкой процента; зато другие, убедившись, что в период возросшего спроса можно другими способами получить от своего капитала больше того, что дозволено брать при его ссужении, вовсе не станут отдавать его взаймы, и ссудный капитал, которого и так не хватает для удовлетворения спроса, еще-более сократится
При действительно острой нехватке ничто не может принести всеобщего облегчения, кроме решения более богатых классов ограничить свое потребление. Если они покупают и потребляют привычное для них количество продовольствия и ограничиваются лишь раздачей денег, то этим они не приносят никакой пользы.
Обычным средством создания искусственной дороговизны служит монополия. Предоставлять монополию одному производителю или торговцу или определенной группе производителей или торговцев, не настолько многочисленной, чтобы они не могли договориться между собой, — значит, предоставить им право облагать общество любым налогом в свою пользу, лишь бы только его размер не вынудил общество отказаться от использования товаров. Когда же участников монополии так много и они находятся так далеко друг от друга, что не могут войти в соглашение между собой, это зло значительно меньше; но даже и в этом случае конкуренция в ограниченной среде не столь активна, как среди неограниченного числа участников
Численность людей, составляющих трудящиеся классы, слишком велика, и они слишком разбросаны, чтобы иметь возможность хотя бы просто единиться, не говоря уже о действенном объединении. Если бы они смогли сделать это, им, несомненно, удалось бы сократить продолжительность рабочего дня и получать ту же заработную плату за меньшую работу. Объединившись, они получили бы ограниченное право требовать увеличения общего уровня заработной платы за счет прибылей.
Объединение рабочих в союзы, имеющие своей целью повышение заработной платы, иногда имеет успех в тех отраслях, где работающих немного и они сосредоточены всего в нескольких местных центрах производства
Повышение заработной платы, ограничивающееся работниками отдельных профессий, не покрывается за счет прибылей (как при общем росте заработной платы), оно повышает стоимость и цену конкретного товара и падает на потребителя; капиталист же, производящий товар, несет убытки только в той мере, в какой высокая цена способствует сокращению рынка
Высокое вознаграждение приводит к тому, что либо в данной отрасли оказывается занятым меньшее число работников, либо в данную отрасль неизбежно привлекается больше капитала за счет других отраслей. В первом случае на общий рынок труда выбрасывается дополнительное количество работников, во втором — рынок лишается части спроса на труд, но как одно, так и другое пагубно для трудящихся классов.
Вмешательство может простираться вплоть до установления контроля за свободными действиями частных лиц. Правительство может запрещать всем и каждому делать определенные вещи вообще или делать их без его разрешения; либо может предписывать им делать определенные вещи или делать определенными способами вещи, предоставляя им одновременно право делать или не делать их.
Все это — директивное вмешательство правительства. Существует и другой вид вмешательства, не являющийся директивным: когда правительство вместо того, чтобы издавать предписания и принуждать к их исполнению под угрозой применения мер наказания, избирает довольно редкий для правительств, но могущий оказаться чрезвычайно важным образ действий, а именно тот, когда оно выдает рекомендации и предоставляет обширную информацию.
Какой бы теорией в отношении основ общественного союза мы ни руководствовались и какими бы политическими институтами ни располагали, каждый отдельный человек находится как бы в центре круга, границы которого не должно переступать никакое правительство независимо от того, кем оно представлено: одним лицом, несколькими лицами или множеством лиц.
Однако почти во всех формах правительственной деятельности присутствует нечто такое, что совершается принудительно, а именно получение денежных средств. Получают их за счет налогов или постоянных доходов с государственной собственности, хотя даже и в этом случае они являются причиной такого принудительного налога, который мог бы быть обеспечен продажей этой собственности или поступлением ежегодных доходов с нее..
Второе общее возражение против государственного вмешательства заключается в том, что возложение, на правительство любых дополнительных функций увеличивает его могущество
Третье общее возражение против государственного вмешательства основывается на принципе разделения труда
Поэтому при демократическом правительстве не менее, чем при всяком другом, необходимо, чтобы ко всякому стремлению со стороны органов государственной власти расширять свое вмешательство и брать на себя полномочия, без которых легко можно было бы обойтись, относились с постоянным недоверием
Правительство не представляет собой одного или нескольких должностных лиц: в самом исполнительном органе может существовать практически любое разделение труда.
Для человеческого благосостояния нет более опасного стечения обстоятельств, нежели то, когда ум и дарования поддерживаются на высоком уровне в рамках правящей группы, но умерщвляются и не поощряются у тех, кто не является ее членом.
Мнение же, что потребитель - компетентный судья товара, можно принять только с многочисленными оговорками и исключениями. Покупатель вообще является наилучшим судьей материальных предметов, производимых для удовлетворения его потребностей (хотя это нельзя считать универсальной истиной).
Между тем любое благонамеренное и достаточно просвещенное правительство, не проявляя самонадеянности, может считать, что оно достигло или должно достичь уровня развития, превышающего уровень развития общества, которым оно управляет, и что поэтому оно способно предложить людям образование и воспитание более совершенные, чем те, какие добровольно потребовала бы большая часть их.
Но на одном моменте следует настаивать со всем упорством, а именно на том, чтобы правительство не монополизировало образования на каких бы то ни было уровнях, низших или высших; чтобы оно не употребляло ни власти, ни влияния, вынуждая людей обращаться прежде всего к учителям, которые назначены им; чтобы оно не предоставляло никаких особых преимуществ тем, кто получил воспитание и образование в государственных школах
Не следует допускать, чтобы дети и подростки трудились слишком много часов в день или выполняли непосильную работу, ибо если это не будет запрещено, то их всегда могут принуждать к этому. В отношении детей свобода договора не что иное, как свобода притеснения. Очень важно, чтобы дети получали по возможности лучшее для их положения образование, а поэтому нельзя допускать, чтобы родители или родственники имели право по равнодушию, зависти или скупости отказывать им в этом.
Если бы женщина обладала такой же неограниченной властью над своею личностью и доставшимся ей по наследству или приобретенным имуществом, как и мужчины, то не было бы никакого основания ограничивать часы ее работы, для того чтобы она могла иметь время работать на своего мужа, на его домашний очаг, как это именуют сторонники ограничений.
Для улучшения положения женщин, напротив, следовало бы стремиться к тому, чтобы предоставить им самый широкий доступ к независимым промышленным занятиям, а не закрывать, полностью или частично, те, которые уже открыты для них.
Практический принцип свободы договоров может применяться с большими ограничениями к случаям вечных обязательств, и закон должен относиться к подобным обязательствам с крайней осторожностью. Ему не следует санкционировать эти договоры в тех случаях, когда налагаемые ими обязательства таковы, что договаривающаяся сторона не может компетентно судить о них.
Предоставление концессии на ограниченное время в общем оправдано на основании того же принципа, как и выдача патента на изобретения. Но в подобных случаях государству следует либо сохранять за собой право на определенных условиях получить назад столь важное для общества предприятие, либо удерживать за собой и осуществлять право устанавливать максимальный размер платы за проезд и провоз грузов и время от времени изменять этот максимум. Необходимо, по-видимому, заметить, что государство может быть собственником каналов и железных дорог, не занимаясь непосредственно их эксплуатацией, и что почти всегда компании, арендующие у государства железную дорогу или канал на определенное время, будут лучше эксплуатировать их.
Есть вещи, вмешательство закона в которые необходимо не для того, чтобы вообще отвергать суждение отдельных лиц относительно их собственных интересов, но чтобы придать этому суждению реальную силу, ибо сами лица не могут сделать это иначе, чем по соглашению между собой, ну а это соглашение не будет действительным, если не получит правового признания и не будет санкционировано законом. Я могу упомянуть вопрос о сокращении продолжительности рабочего дня. Предположим что сокращение общей продолжительности рабочего дня у фабричных рабочих — скажем, с 10 до 9 часов, — было бы выгодно рабочим, т. е. что они за 9 часов работы получали бы такую же или почти такую же заработную плату, какую получают за 10-часовой рабочий день. Если бы сокращение рабочего дня имело именно такой результат и если бы фабричные рабочие вообще были уверены в нем, то, пожалуй, можно сказать, что подобное сокращение было бы воспринято ими стихийно. Я же возражу, что оно не будет принято, если рабочие не дадут друг другу обязательства соблюдать его.
Как бы ни было полезно для колонии в целом и для каждого ее отдельного члена, чтобы никто не занимал земли больше, чем в состоянии должным образом обработать, и не становился землевладельцем до тех пор, пока не появятся другие работники, готовые занять его место среди работающих по найму, отдельное лицо никогда не будет заинтересовано в соблюдении подобного воздержания, если оно не будет уверено в том, что и другие будут поступать таким же образом. Когда это лицо окружено поселенцами, каждый из которых владеет 1000 акров земли, какая выгода ему ограничивать свою собственность 50 акрами земли?
Если помощь предоставляется таким образом, что положение лица, получающего ее, оказывается не хуже положения человека, обходившегося без таковой, и если к тому же на эту помощь могли заранее рассчитывать, то она вредна; но если, будучи доступной для каждого, эта помощь побуждает человека по возможности обходиться без нее, то она в большинстве случаев полезна..
Признавая эти условия, я вместе с тем считаю в высшей мере желательным, чтобы обеспечение средств к существованию для неимущих, но способных к труду людей скорее зависело от закона, чем от частной благотворительности.
Частной благотворительности государство может и должно уступить обязанность делать различие между отдельными случаями действительной нищеты. Частная благотворительность может давать больше тому, кто в большей мере заслуживает ее. Государство же должно руководствоваться в своей деятельности общими правилами.
Перемещение населения из перенаселенных частей земной поверхности в незаселенные является одним из тех в высшей степени полезных для общества дел, которые более всего требуют правительственного вмешательства и в то же время лучше всего вознаграждают это вмешательство.
Для того чтобы оценить выгоды колонизации, ее следует рассматривать применительно не к одной отдельно взятой стране, а к совокупным экономическим интересам всего человечества. Вопрос о колонизации обычно рассматривают исключительно только как проблему распределения, проблему разгрузки одного рынка рабочей силы от ее избытка и обеспечения ею другого. Это так, но проблема колонизации есть также вопрос производства и наиболее эффективного использования производительных ресурсов мира. Много говорилось о том, что выгодно ввозить товары оттуда, где их можно купить по самой низкой: цене, тогда как о том, что выгоднее производить товары там, где их производство обходится дешевле всего, задумывались до сих пор сравнительно мало.
Более или менее значительная эмиграция рабочей силы практически возможна лишь тогда, когда необходимые для этого средства выплачиваются или предоставляются в ссуду не из имущества самих эмигрантов, а из какого-нибудь иного источника. Даже если бы все капиталисты колонии объединились и оплачивали расходы по перевозке работников за счет средств, собранных по подписке, то и тогда они все равно не имели бы никакой гарантии в том, что работники, прибыв на место, будут продолжать трудиться на них.
Еще одним источником получения средств для эмиграции и являются добровольные пожертвования приходов и отдельных лиц с целью избавиться от лишних работников, которые уже получают пособия из налога в пользу бедных или могут потребовать таковое. Если бы это дело получило широкое распространение, то оно могло бы привести к эмиграции в объеме, достаточном для того, чтобы избавиться от населения, не имеющего на данный момент работы, но не достаточном для того, чтобы поднять заработную плату тем, кто имеет работу; и меньше чем через одно поколение пришлось бы повторять то же самое.
Одной из главных причин, в силу которых колонизация должна быть национальным предприятием, является то, что за необычно редкими исключениями только таким путем эмиграция может осуществляться на те средства, которые она же сама и дает. Как мы уже отмечали ранее, вывоз капитала и рабочей силы в новую страну представляет собой одно из наиболее выгодных коммерческих предприятий; было бы нелепо полагать, что оно не окупит, подобно другим коммерческим предприятиям, расходов на него.
Из всех способов, посредством которых в колонии можно собирать капитал для обеспечения колонизации, ни один не сравним по своим удобствам с тем, который впервые предложил и затем с таким умением и настойчивостью отстаивал Уэйкфилд, с проектом установления цены на всю незанятую землю и передачи полученных от ее продажи средств на финансирование эмиграции
Теперь мы должны сказать о его преимуществах. Во-первых, он позволяет устранить трудности и недовольство, сопряженные с ежегодным взиманием крупной суммы посредством налога; это — вещь почти невозможная в условиях исключительной разбросанности населения в пустынной местности, населения, состоящего из колонистов.
Ставя тех, кто эмигрировал за счет собранного таким путем фонда, перед необходимостью заработать изрядную сумму, прежде чем они смогут стать землевладельцами, продажа земли поддерживает постоянную смену наемных работников, которые в любой стране являются важнейшей подсобной рабочей силой даже для крестьян - собственников земли; а умеряя страсть земельных спекулянтов расширять свои владения, она удерживает поселенцев на близком расстоянии друг от друга, что способствует развитию сотрудничества, устраивает многочисленные группы поселенцев на доступном расстоянии каждой из них от их центра внешней торговли и несельскохозяйственного производства, обеспечивает образование и стремительный рост городов и городского производства. Эта концентрация населения по сравнению с его разбросанностью, неизменно появляющейся в тех случаях, когда незанятую землю можно получить даром, в огромной мере ускоряет достижение состояния процветания и увеличивает тот фонд, из которого можно черпать средства на дальнейшую эмиграцию
Но для того чтобы не переполнить рынок рабочей силы в колонии, следовало бы действовать совместно с теми, кто склонен переместить в колонию свой собственный капитал. Уверенность в том, что для столь производительной сферы деятельности будет иметься большое количество наемной рабочей силы, обеспечила бы эмиграцию значительных сумм капитала из страны, где, как и в Англии, прибыль низка, а накопление капитала идет быстрыми темпами; и только нужно было бы не отправлять туда одновременно большее число работников, чем то, которое-, может поглотить и обеспечить высокооплачиваемой работой этот капитал.
Отсюда следует, что на правительстве страны со столь высокой плотностью населения, как в Англии, и владеющей незанятыми территориями лежит безусловная обязанность, действуя согласованно с правительствами колоний, возвести и держать открытым мост между метрополией и этими землями путем учреждения системы самофинансирующейся колонизации в таких размерах, чтобы эмиграция могла осуществляться в любое время без каких-либо затрат со стороны самих эмигрантов, причем такая, какую только могут принять в данный момент колонии.
Принцип распространяет свое действие также и на целый ряд таких случаев, когда возникает необходимость в предоставлении обществу важных услуг, однако нет никого, кто был бы особенно заинтересован в осуществлении этих услуг, да и само их выполнение не сопровождается при естественном или стихийном течении дел надлежащим вознаграждением. Возьмем, например, морскую экспедицию для географических или научных исследований. Требуемые от такой экспедиции сведения могут иметь огромную ценность для общества. Но ни одно частное лицо не извлечет из нее такой выгоды, которая бы возместила расходы на снаряжение экспедиции; и нет способа, позволявшего бы брать налог с лиц, получающих выгоду от этих сведений, для вознаграждения лица, доставившего их.
Также в обязанности правительства входят строительство и содержание маяков, установка буев и многое другое, что обеспечивает безопасность навигации; невозможно заставить судно, которому свет маяка принес пользу, платить пошлину за то, что оно получило эту пользу. По этой причине никто не стал бы сооружать маяка для личной выгоды, если б не получал вознаграждения за счет принудительного сбора, устанавливаемого государством.
С этой проблемой связан также и вопрос об обеспечении посредством окладов, или жалований, содержания так называемого класса ученых. Разработка теоретических знаний, хотя и является одним из самых полезных занятий, остается услугой, оказываемой не отдельным людям, а обществу в целом, и, следовательно, услугой, оплату которой резонно prima facie (с первого взгляда) требовать с общества в целом, поскольку оказание этой услуги не дает права на получение денежного вознаграждения от какого-либо частного лица; и если для вознаграждения за такие услуги не будет даваться обеспечение из какого-то государственного фонда, то они не только не будут иметь никакого поощрения, но и отобьют всякую охоту у людей заниматься подобным делом, так как окажется невозможным добывать средства к существованию за счет подобных занятий.
В общем можно сказать, что правительство должно брать на себя все то, выполнение чего желательно для общих интересов человечества и грядущих поколений или для текущих интересов членов общества, которые нуждаются в помощи со стороны, если все это по природе своей не может вознаградить частных лиц или общество, приложивших свои усилия. Однако, прежде чем браться за такие дела, правительствам следует определить, возможно ли исполнение дела на основе так называемой частной инициативы и не будет ли оно разрешаться силами правительства лучше и успешнее, нежели рвением и щедростью частных лиц.
Хорошее правительство станет оказывать помощь в такой форме, которая поощряет и развивает все, какие только можно обнаружить в людях, зачатки желаний к самостоятельной деятельности. Оно будет старательно устранять препятствия и обстоятельства, мешающие частной предприимчивости, предоставлять всевозможные льготы, давать указания и рекомендации, какие только могут оказаться необходимыми; когда возможно, его денежные средства пойдут на оказание помощи усилиям частных лиц, а не на пресечение этих усилий, и для стимулирования подобных усилий оно пустит в ход целую систему наград и почестей. В тех случаях, когда правительственную помощь предоставляют просто за отсутствием частной инициативы, ее следует оказывать с таким расчетом, чтобы она являлась, насколько это возможно, средством воспитания в народе искусства реализации больших целей посредством энергии отдельных лиц и добровольного сотрудничества.
Я не счел необходимым говорить здесь о той части обязанностей правительства, которые, по мнению всех, безусловно лежат на нем, а именно о функции преследовать и наказывать частных лиц за такое пользование свободой, которое явно наносит ущерб другим, независимо от того, выражается ли такое поведение в насилии, обмане или небрежности. Прискорбно думать, какая громадная часть усилий и способностей даже при наилучшем из достигнутых пока обществом состояний используется людьми только для того, чтобы сделать безвредными друг друга. Истинная цель правительства должна состоять в том, чтобы максимально сократить эту бесполезную растрату сил. Для этого оно должно принимать меры, которые заставили бы энергию, теперь растрачиваемую людьми на нарушение чужих интересов или защиту своих интересов от подобных нарушений, обращаться к законному применению человеческих способностей, к тому, чтобы заставлять силы природы все более и более служить материальному и нравственному благу.