Ординалистская теория потребительского выбора

Координалистская теория потребительского поведения

(1)

Основой выбора потребителем того или иного товара является субъективное восприятие ими полезных свойств блага. Несмотря на то, что многие потребительские свойства благ поддаются количественной оценке, субъективное восприятие этих свойств людьми неодинаково. Данное субъективное восприятие и называется субъективной полезностью. Субъективная полезность какого-то блага имеет тенденцию снижаться по мере увеличения количества потребляемых единиц блага. Полезность каждой дополнительной единицы блага называется предельной полезностью. Изменение предельной полезности подчиняется закону убывания. Это означает, что предельная полезность каждой дополнительной единицы блага будет меньше предыдущей единицы. Закон убывающей предельной полезностей является одним из объяснений закона спроса наряду с эффектами дохода и замещения.

Эффект дохода учитывает ограниченность бюджета потребителя, поэтому в рамках ограниченного бюджета возможность для приобретения дополнительных единиц товара появляется только в случае снижения их цены.

Эффект замещения состоит в том, что при увеличении цены товара потребители стремятся заменить его более дешевым товаром аналогичного или сходного потребительского назначения.

(2)

Координалистская теория объясняет, каким образом выбрать такое сочетание необходимых продуктов, которые обладали бы максимальной суммарной полезностью в рамках фиксированного потребительского бюджета. Координалистская теория исходит из предположения, что субъективная полезность поддается объективной оценке. Сторонники данной теории пришли к выводу, что всякий набор благ можно ранжировать в зависимости от полезности отдельных благ. Сопоставляя предельную полезность разных благ с их ценами, можно определить количество доступных благ и их суммарную полезность, однако в пределах одного и того же потребительского бюджета можно приобрести разное количество благ в разном сочетании, которые будут отличаться неодинаковой суммарной полезностью. Максимальная суммарная полезность достигается тогда, когда последний рубль, затраченный на приобретение одного блага, и последний рубль, затраченный на приобретение дополнительной единицы другого блага, будут приносить одинаковую предельную полезность.

числитель – предельная полезность блага

знаменатель – цена блага

(3)

Многолетние поиски способов объективного измерения субъективной полезности не привели к положительным результатам. Поэтому сегодня проблема потребительского выбора решается на основе сравнительной соподчиненности предельных полезностей отдельных благ и их соотнесения с бюджетом потребителя. Основными инструментами ординалистской теории являются бюджетная линия и кривые безразличия. Бюджетная линия показывает какое количество отдельных благ доступно потребителю при данном бюджете.

кривая безразличия показывает множество различных комбинаций двух благ, приносящих потребителю одинаковую суммарную полезность.

максимизировать свою полезность потребитель будет в точке касания двух графиков, т.е. если бюджетная линия будет касательной к кривой безразличия при данном бюджете.

как правило, эта теория используется только при теоретических исследованиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: