Поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде

Признаки совершенной конкуренции

Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

1)Признаки совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние

каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им

можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции:

• множественность продавцов – мелких фирм (предприятий), доля которых на рынке

отрасли ничтожно мала (менее 1% продаж за любой период) и покупателей. Такой

рынок называют атомизированным;

• свободный, не затрудненный ничем вход предприятий в отрасль и абсолютная

мобильность производственных ресурсов (никакое искусственное ограничение не

препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта

к другому);

• полная однородность выпускаемого продукта (отсутствие торговых марок и т.д.). Это

условие называется гомогенностью товаров;

• отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены (стихийное

ценообразование), а также отсутствие у любого участника рынка возможности

оказывать непосредственное влияние на решение другого участника как

экономическими, так и неэкономическими методами;

• наличие у каждого участника (предпринимателя) исчерпывающей информации о

текущем состоянии рынка (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Это

условие называется прозрачностью (транспарентностью) рынка;

• отсутствие монополии (одного производителя), монопсонии (одного покупателя) и

государственного регулирования;

Наряду с выше перечисленными условиями на совершенно конкурентных рынках действуют

и другие, а именно:

• существование рынка наличного товара, на котором продавцы и покупатели

встречаются в одно и то же время, в одном и том же месте;

• отсутствие каких-либо издержек, связанных с совершением сделки между

производителями и покупателями. Исключается существование биржевых контор,

инвестиционных компаний, дилеров и других посредников;

• исключается такое орудие конкуренции, как сбивание цен;

• предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личного и временного

характера.

2) Поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде

В краткосрочном периоде совершенно конкурентная фирма сможет работать либо с прибылью, либо с убытками. Этот факт объясняется тем, что краткосрочный период по сути своей является недостаточным временным интервалам для того, чтобы расширить или сократить производство (в том числе каким-либо образом оказывать влияние на изменение уровня постоянных издержек производства, являющихся в некоторых отраслях определяющими в отношении принятия решения о начале либо продолжении ведения бизнеса в данной отрасли), а также для того, чтобы покинуть отрасль. Тот промежуток времени, в течении которого это удастся сделать, сам по себе уже не будет краткосрочным, а будет либо среднесрочным, либо долгосрочным. Получение нулевой прибыли возможно как частный случай, поэтому предприятие стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки. В обоих случаях речь идет о выборе оптимального объема выпуска продукции. Рассмотрим оба варианта.

Долгосрочный период отличается от краткосрочного тем, что, во-первых, производитель может увеличить производственные мощности (поэтому все издержки становятся переменными) и, во-вторых, число фирм на рынке может измениться. Иначе говоря, фирма может свернуть производство (выйти из дела) или начать производить новые виды продукции (войти в дело), причем в условиях совершенной конкуренции вход и выход на рынок новых фирм абсолютно свободны. Отсутствуют, какие бы то ни было, барьеры юридического или экономического характера. Свободный вход в отрасль и столь же свободный выход из неё – одна из основных черт рынка совершенной конкуренции. Свобода входа, разумеется, не означает, что фирма может войти в отрасль, не неся никаких издержек. Это значит, что она сделала все необходимые для вхождения в отрасль вложения и конкурирует с уже существующими предприятиями. На пути новых фирм в такой ситуации не стоят новые ограничения, связанные с действием патентов и лицензий, с наличием явного или скрытого сговора. Аналогичным образом свобода выхода означает, что фирма, пожелавшая покинуть отрасль, не встретит на своем пути никаких барьеров, препятствующих закрытию предприятия или переносу его деятельности в другой регион. При этом, когда фирма покидает отрасль, она либо находит своим постоянным активам новое применение, либо без ущерба для себя продает их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: