Примерный перечень знаний и умений, которыми должен владеть учитель трудового обучения для успешного проведения профессиональной ориентации учащихся

Знания. Понятие о профориентации учащихся: ее содержание, общие и специфические методы работы. Роль общественно полезного, производительного труда в подготовке учащихся к выбору профессии. Типичные ошибки при выборе профессии.

Основные тенденции в развитии народного хозяйства республики. Особенности и потребности в кадрах конкретного экономического района. Основные виды промышленных и сельскохозяйственных предприятий, транспорта, связи, сферы обслуживания. Типы учебных заведений для профессиональной подготовки специалистов данных отраслей.

Классификация профессий. Понятие профессиограммы. Методы изучения личности и определения профпригодности. Основные направления профориентационной работы в процессе трудового обучения. Перечень профессий и специальностей, связанных с техническим, сельскохозяйственным и обслуживающим трудом.

Умения. Методически правильно организовывать и проводить беседы о профессиях, встречи, комплексные экскурсии, связанные с профориентацией школьников и т. д. Разрабатывать и применять анкеты, опросники, тесты, карты интересов и т. д. для изучения учащихся в профориентационных целях.

Составлять профессиографические карточки профессий технического, сельскохозяйственного и обслуживающего труда. Вести профориентационную документацию.

Устанавливать связи между предметом трудовое обучение и отдельными темами общеобразовательных предметов в целях профориентации. Осуществлять перспективно-тематическое и поурочное планирование с учетом задач профориентации и возможностей конкретных тем.

Осуществление профориентации в системе кружковых занятий и факультативов, в условиях трудовых объединений старшеклассников.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (2 ЧАСА)

Содержание трудового обучения в школе – важнейшее средство профессиональной ориентации учащихся. Профессиональная ориентация в базовой школе. Профессиональная ориентация в старших классах. Межшкольный УПК – центр профессиональной ориентации старшеклассников.

Наиболее благоприятные возможности для проведения профориентационной работы среди учебных дисциплин в школе имеет трудовое обучение. И это не случайно. Теоретическую часть уроков трудового обучения можно использовать для ознакомления учащихся с отраслями народного хозяйства, а также для знакомства учащихся с профессиями в основном материального производства. Однако эта работа будет иметь должный эффект лишь в том случае, если профориентационный материал будет тесно связан с темой урока, а информация будет содержать сведения о значении данной профессии, ее распространенности, о требованиях профессии к человеку, об условиях труда и возможностях профессионального роста. В зависимости от обстоятельств и условий проведения урока трудового обучения профориентационный материал занимает соответствующее место в теоретической или практической части урока.

При проведении практических работ (в чем и заключается особенная ценность уроков труда) в школьных мастерских и на учебно-опытных участках, а также при прохождении практики учащиеся приобретают специальные умения и навыки и уже непосредственно знакомятся с массовыми рабочими профессиями, развивая при этом свои профессиональные интересы и способности и проверяя тем самым свою готовность к выбору той или иной профессии. Следует отметить, что профориентационная работа будет успешной в том случае, если учащиеся выполняют работы, имеющие общественно полезную значимость, если четко организован производительный труд и на должном уровне находится научная организация труда.

Содержание трудового обучения дифференцированно для городской и сельской школ и имеет свою специфику для трех ступеней обучения I–IV, V–X, XI–XII классов.

В I–IV классах на уроках трудового обучения учащиеся изготавливают несложные изделия из бумаги, картона, пластилина, природных материалов, проволоки и ткани, ухаживают за комнатными растениями, работают на учебно-опытном участке.

В V–X классах по трудовому обучению (технический труд) имеется четыре программы:

а) длягородской школы (на повышенном и базовом уровнях);

б) для сельской школы (на повышенном и базовом уровнях).

Для городских школ, расположенных вблизи агропромышленных комплексов, а также для школ, имеющих учебно-опытные участки, может быть организован и сельскохозяйственный труд.

Учащиеся XI–XII классов получают трудовую подготовку в межшкольных учебно-производственных комбинатах (МУПК), учебных цехах предприятий или продолжают обучение в школьных учебных мастерских.

Программами предусмотрено проведение с учащимися профориентационной работы, т.е. должно осуществляться активное ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых профессиональных интересов к определенным видам труда.

Эффективность профориентационной работы во многом зависит от постановки трудового обучения и воспитания, от того, как относятся педагогический коллектив и общественные организации школы к трудовым успехам учащихся. Ведь учебная мастерская школы для учащихся является прообразом промышленного предприятия. По ней они судят об организации промышленного производства, а по личности учителя трудового обучения – о рабочих, техниках, инженерах. Поэтому учителю труда отводится особое место в этой работе.

Все это обусловливает подготовку учащихся к сознательному выбору профессии, особенно в сфере материального производства. Ведь именно труд самих учащихся является той огромной воспитательной силой, без которой невозможна истинная профориентация. А любовь к труду можно привить только в труде. Поэтому не случайно в программах по трудовому обучению основная часть учебного времени отводится на практическое обучение. Это упражнения, лабораторно-практические и практические работы, экскурсии на предприятия. Для повышения эффективности трудового обучения и воспитания программами предусмотрено вовлечение учащихся в общественно полезный, производительный труд, что соответствует принципу соединения обучения с производительным трудом.

Изготовление полезных изделий в режиме близком к производственному, с применением методов оценки и поощрения результатов труда школьников (всего коллектива и каждого в отдельности), их участие в самообслуживании (уборка помещений, посильный ремонт инвентаря и инструментов), техническом творчестве, анализе некоторых экономических вопросов труда при соблюдении дидактических принципов и требований к проведению занятий – все это имеет важное значение для формирования у учащихся интереса к рабочим профессиям, сознательного выбора ими профессии, своевременного трудоустройства.

На уроках труда надо создавать такие условия, чтобы учащиеся выполняли практические работы, имеющие элементы производственного характера. Это поможет ознакомить школьников с характером, содержанием и условиями труда по ряду профессий. С этой целью учителю надо заранее продумать все способы, которые позволили бы привлечь внимание учащихся к нужным объектам труда и приемам работы, сходным с производственными. Осуществить это можно во время вводного и текущего инструктажей, предусмотреть в инструкционных и технологических картах, картах наблюдения во время экскурсий. Такая работа способствует целенаправленному ознакомлению учащихся с производственными и технологическими характеристиками машин, оборудования, инструментов, материалов, приемами и способами работы с ними.

Занятия по труду важно также использовать для формирования у учащихся правильного понятия о путях приобретения профессии. Стремление нашей молодежи к высшему образованию, желание стать инженером, врачом, учителем – хорошее и верное желание. Но надо разъяснять школьникам, что, например, настоящий инженер – это прежде всего высококвалифицированный рабочий, умелый организатор производства, творческий созидатель нового. Поэтому желательно, чтобы выпускник после окончания школы поработал слесарем, токарем, строителем и т. д., затем стал наладчиком, машинистом, оператором и уже потом овладевал инженерной специальностью.

От того, как осведомлен учащийся о профессиях, в значительной степени зависит правильный выбор им будущей профессии. Поэтому в профориентационной работе на уроках труда необходимо уделять должное внимание профессиональному просвещению. Эта работа предусматривается также и программами по трудовому обучению. В некоторых разделах программы по техническому труду разных классов дано перечисление ряда профессий, с которыми надо ознакомить учащихся в процессе трудового обучения.

Так, в программе для V класса во время проведения экскурсии на деревообрабатывающее предприятие предусмотрено ознакомление учащихся с содержанием труда плотника и столяра; в программе для V1 класса в разделе «Обработка древесины» – знакомство с массовыми профессиями рабочих по обработке древесины, а в разделе «Обработка металлов» – ознакомление с содержанием труда слесаря-жестянщика. При проведении экскурсии на промышленное предприятие рекомендуется ознакомить учащихся с трудом рабочих массовых профессий по обработке металла.

В программе по техническому труду в разделе «Технология обработки древесины» поставлена задача ознакомить учащихся с профессиями деревообрабатывающего производства, таких, как станочник по деревообработке, наладчик деревообрабатывающих станков, а при изучении раздела «Технология обработки металлов» дать понятие о профессии токаря. При проведении экскурсии в механический цех промышленного предприятия предусмотрено знакомство с содержанием труда рабочих массовых профессий этого цеха.

Однако не во всех разделах программ по труду указано содержание профориентационной работы по ознакомлению учащихся с массовыми рабочими профессиями народного хозяйства. Поэтому учителю трудового обучения предстоит самому, на основании содержания технико-технологических сведений каждого раздела программы разных классов определить круг профессий, с которыми следует ознакомить учащихся на занятиях. При этом учитель должен исходить из содержания программы и местного производственного окружения. Пользуясь различной литературой по профориентации, учитель дополняет список профессий для ознакомления школьников, согласуя его с содержанием разделов трудовой подготовки. Всю эту работу надо проделать заранее, в начале учебного года.

Для проведения работы по профориентации на занятиях по трудовому обучению необходим детальный перспективный план распределения материала по профориентации непосредственно к каждому занятию. Этот перспективный план определяет структуру профориентационной работы на каждом занятии в соответствии с темами учебной программы, содержание профориентационной работы, основные приемы и методы проведения работы, наглядный материал в соответствии с имеющимся производственным окружением школы.

При составлении планов-конспектов каждого занятия учитель определяет учебную, воспитательную и профориентационную цели, а в самом плане-конспекте предусматривает конкретный характер профориентации. При этом элементы профориентации должны тесно переплетаться с темой занятия, его содержанием. Учитель должен четко и ясно вписать в план занятия профориентационный материал, указать возможные методы его реализации.

Большое значение в каждом классе имеет вводное занятие, на котором учащиеся знакомятся с содержанием работы в учебном году. На этом занятии учитель демонстрирует лучшие изделия учащихся предшествующих классов, называет фамилии тех, кто изготовил эти изделия, и кратко рассказывает об их трудовом пути после окончания школы. Здесь же школьники знакомятся с планом профориентационной работы на год, в реализации которого они примут участие. На занятии разъясняется роль труда в жизни людей нашего общества, а также значение уроков технического труда в выборе учащимися будущей профессии. Школьников знакомят с промышленным окружением их микрорайона, с передовыми предприятиями района или города. На последующих занятиях продолжается знакомство учащихся с отраслями народного хозяйства страны, с проблемой кадров в этих отраслях, с ведущими рабочими профессиями.

Для проведения целенаправленной профориентационной работы надо учитывать возрастные особенности учащихся, их трудовую подготовку, знания, умения и навыки. Следовательно, уровень и количество профинформации от класса к классу надо постоянно увеличивать и расширять. Все это должно быть предусмотрено в перспективных планах профориентационной работы для разных классов. Например, в V классе учащимся следует давать общие понятия о профессии, такие, как: название профессии, что делают люди данной профессии и какими основными инструментами пользуются в работе, какая польза от их труда нашему обществу. В VI—VII классах уже нужно рассказывать о содержании труда по данной профессии, о том, в какой отрасли работают люди этой профессии, о предметах и орудиях их труда, о выпускаемой ими продукции, о значении профессии в современном производстве, целесообразно привести исторические сведения о развитии профессии, рассказать о ее перспективах. Для учащихся VIII–Х классов, кроме упомянутых сведений, дается следующая информация: условия труда, какими специальными, общетрудовыми и общетехническими знаниями, умениями и навыками должен владеть рабочий данной специальности, гигиеническая характеристика профессии, психофизические требования, предъявляемые профессией к человеку, система оплаты труда, система подготовки и повышения квалификации по данной профессии.

Поэтому целесообразно систематизировать материал по профессиям в форме профессиограмм.

Полностью знакомить с профессиограммой учащихся целесообразнее в Х–XII классах. Профессиограммы можно оформить в виде каталога профессий, стендов-вертушек, которые надо красочно выполнить, снабдить фотографиями рабочего места представителя данной профессии, передовиков производства и т. д. и выставить в уголке профориентации в школьной мастерской на доступном для учащихся месте.

Отношение подростков к труду часто зависит от того, как они относятся к конкретному человеку – представителю данной профессии. Следовательно, для воспитания уважения к людям труда и массовым рабочим профессиям огромное значение имеют конкретные примеры из жизни передовиков и новаторов производства, Героев Труда, кавалеров орденов Славы, особенно популярных в данном районе, области, республике.

В процессе профориентационной работы с учащимися следует выявить и развивать устойчивый интерес к определенному виду трудовой деятельности, который отвечает наклонностям и способностям учащегося, состоянию его здоровья и психофизиологическим данным. Большое внимание надо уделять воспитанию у учащихся интереса к тем профессиям, которые нужны народному хозяйству.

Для того чтобы заинтересовать учащихся рабочими профессиями, трудовое обучение должно осуществляться так, чтобы вызвать у молодежи интерес к технике, к современному рабочему, его труду. В связи с этим на занятиях по трудовому обучению при выполнении школьниками практических работ необходимо приводить примеры новой технологии обработки материалов и новой техники; рассказывать о перспективах развития различных отраслей промышленности; отмечать преимущества механизации и автоматизации обработки материалов, но в то же время не умалять значения и ручного труда; демонстрировать условия труда рабочих ведущих профессий на современной технике во время экскурсий на промышленные предприятия и с помощью учебных и научно-технических фильмов.

Большое значение для воспитания у учащихся устойчивого интереса к определенной трудовой деятельности имеет высокая квалификация учителя трудового обучения, его глубокие знания и профессиональное мастерство. Эти качества весьма эффективно способствуют развитию интереса к рабочим профессиям, желания самим научиться работать так же, как их учитель.

Включение профориентационной работы в курс трудового обучения преследует две цели: информационную – ознакомление учащихся с различными профессиями, и воспитательную – воспитание у учащихся любви к труду, формирование высоких мотивов выбора профессий в соответствии с желанием, личными возможностями и потребностями общества. Опыт трудового обучения в школе показывает, что для разрешения названных задач могут быть использованы разнообразные формы и методы, выработанные отечественной педагогической наукой и практикой. Выбирая формы и методы проведения профориентационной работы, следует учитывать, что эта работа должна быть органической частью всего учебно-воспитательного процесса, в котором и трудовое обучение и профориентация неотделимы друг от друга.

Основной формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения является занятие с классом или группой учащихся в учебных школьных мастерских. На любом занятии можно и надо давать школьникам информационный материал, используя методы рассказа, школьной лекции, беседы, демонстрации диа- и кинофильмов, производственной иллюстрации (готовых объектов труда и различных промышленных изделий, инструментов, оборудования), решение задач и выполнение упражнений с производственным содержанием, сообщений учащихся и др. Выбор метода зависит от возрастных особенностей школьников и от типа занятия, а также от наличия соответствующего материала. Знакомство с той или иной профессией, связанной с темой занятия, можно осуществлять на вводных занятиях, при изложении технико-технологических сведений на последующих занятиях или на заключительном уроке.

Наиболее распространенным методом сообщения профориентационных сведений является профориентационная беседа с учащимися. Важно, чтобы эта беседа была логически связана с изучаемым материалом. Учащимся можно заранее дать задание: собрать информацию о той или иной профессии, используя беседы со знакомыми, представителями конкретных профессий, литературные источники, выступления по радио и телевидению передовиков и новаторов производства и др. Это даст возможность живее провести беседу, так как в этом случае учащиеся будут не только слушателями, но и активными участниками, познавшими какие-то первые, маленькие секреты рабочей профессии.

Во время беседы школьники, получая общие сведения о профессии, должны как можно больше узнать об этой профессии, поэтому беседу нужно проводить доступным языком, образно, эмоционально, с подкреплением отдельных положений примерами из жизни. Во время беседы полезно продемонстрировать различное оборудование, инструменты, приспособления, изделия или соответствующие фотографии, показать приемы работы, раскрывающие как наиболее привлекательные стороны данной профессии, так и ее сложности и трудности. Надо всегда стремиться провести мысль о творческом характере труда представителей данной профессии. Убедительность беседе придают приводимые учителем высказывания известных ученых, изобретателей о том, что их жизненный путь начинался с учебы в ПТУ, работы на заводе, фабрике, в ремонтной мастерской. Используя местный материал, можно привести интересные сведения об участии рабочих данной профессии промышленных предприятий города, района или области в рационализаторской и изобретательской деятельности, назвать фамилии передовых рабочих, о трудовой жизни некоторых из них рассказать подробнее.

Такие беседы о профессиях целесообразно продолжить и на лабораторно-практических и практических занятиях в виде кратких информационных комментариев. При этом учитель может рассказать, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые учащимися на данном занятии в процессе производительного труда, какие знания, умения и навыки нужны рабочим, выполняющим эти операции в производственных условиях.

На заключительном занятии в конце учебного года, на котором проводится итоговая беседа, полезно пригласить бывших выпускников школы, успешно работающих рабочими на промышленных предприятиях, а также передовиков или новаторов базового предприятия – представителей данной профессии.

Таким образом, профориентационная беседа не является каким-то обособленным методом, а используется в сочетании с другими методами. При проведении беседы о конкретной профессии желательно использовать технические средства (телевидение, диафильмы, кинофильмы), а также профессиограмму этой профессии.

Большое внимание профориентации на уроках трудового обучения следует уделять в VIII–Х классах, так как в это время учащиеся решают вопрос: куда дальше пойти учиться?

После окончания Х класса часть учащихся обычно продолжает учёбу в XI–ХII классах и трудовую подготовку по определенному профилю трудового обучения, часть же выбирает ту или иную профессию и осваивает ее в средних профессионально-технических училищах или средних специальных учебных заведениях. Таким образом, принять решение о выборе профессии или сферы будущей профессиональной деятельности ученик должен в Х классе. Для этого его необходимо тщательно готовить.

Большие возможности по содержанию в профориентационных целях содержатся в программах трудового обучения старших классов при изучении автомобиля, трактора и другой техники. Избирая тот или иной профиль трудового обучения в соответствии с личным желанием, старшеклассник зачастую уже связывает этот выбор со своей будущей профессией.

Таким образом, содержание уроков трудового обучения в соответствии с действующими учебными программами является важнейшим условием профессиональной ориентации учащихся с I по XII класс.

Профессиональная ориентация учащихся на уроках трудового обучения в I –Х классах

Целенаправленную работу по профориентации учащихся следует начинать уже в начальной школе. Хотя ученик еще далек от мысли о выборе профессии, он не может еще воспринимать и осмысливать в полной мере информацию профессионального характера, желания и мечты его весьма нестабильны, однако в этом возрасте закладывается основа будущего трудового самоопределения. Мно­гое из того, что ученик получит в школе в I—IV классах, останется в его памяти на всю жизнь.

С первого класса, с первого урока по труду необходимо заинтересовать ребят идеей трудиться, желанием стать человеком труда. В этих классах следует создать фундамент, на базе которого в последующие годы будут развиваться интересы и склонности к профессиям материального производства. При работе учащихся I—IV классов с бумагой, пластилином, картоном, тканью и т. д. можно ознакомить их с такими профессиями, как слесарь, жестянщик, полиграфист, швея-мотористка, вышивальщица и т. д.

Естественно, работа по профессиональной ориентации в начальных классах специфична, она отличается от работы со средними и старшими классами. Специфика эта заключается прежде всего в том, что в I–IV классах не ставится цели непосредственно подвести учеников к выбору определенной профессии, школьники не должны знакомиться с элементами профориентационной деятельности трудящихся.

Задачи работы по профориентации учащихся I–IV классов включают:

1. Формирование у школьников убеждения в том, что труд – основа жизни человека и что только в труде и только трудом славен наший человек.

2. Формирование у учащихся начальных представлений о трудовой деятельности людей, о народном хозяйстве республики, о производственных процессах, рабочих профессиях.

3. Формирование у учащихся убеждения, что современному рабочему, колхознику, ученому необходимы прочные и глубокие знания основ наук.

4. Изучение индивидуальных способностей и склонностей учеников.

Эти задачи решаются школой в процессе преподавания основ наук, трудового обучения и внеклассной работы.

На уроках труда необходимо знакомить учащихся с наиболее массовыми профессиями, распространенными в данной местности. Профориентационный материал надо органически связывать с темой урока, при этом целесообразно приводить примеры из жизни родителей учащихся, сообщать интересные факты.

Например, для сельских школ учебной программой предусмотрено знакомство с элементами сельскохозяйственного труда.

В I классе учащиеся знакомятся с комнатными растениями и уходом за ними. Учитель при изучении этого материала знакомит своих воспитанников с профессией цветовода. На учебно-опытном участке школьники выращивают цветочные и бобовые растения, лук: готовят семена к посеву, производят посев, ухаживают за растениями, поливают и пропалывают их. Для первоклассников можно подготовить интересную беседу о полеводстве, рассказать им о профессии агронома.

Во II классе в осенний период на опытном участке школьники собирают семена выращенных ими растений. В зимний период второклассники ухаживают за комнатными растениями, учатся размножать их черенками. Весенний период они начинают с подготовки учебно-опытного участка к посеву: рыхлят почву, размечают участки земли, осуществляют посев. В летнее время ухаживают за посевами и посадками – пропалывают, поливают, прореживают растения, проводят простейшие сельскохозяйственные опыты. Таким образом, уже в I–II классах учащиеся имеют возможность получить некоторые представления о содержании труда овощевода, садовода, агронома, цветовода.

В III классе на учебно-опытном участке учащиеся проводят аналогичные работы, только в несколько расширенном плане. Они ставят простейшие опыты с применением удобрений, выясняют влияние пасынкования на сроки созревания и урожай томатов.

Работы на учебно-опытном участке младшие школьники проводят с использованием ручного инструмента, из этого они не могут получить полного представления о труде на колхозных и совхозных полях. Поэтому задача учителя на данном этапе состоит в том, чтобы, сформировать у учащихся правильное представление о содержании и характере механизированного труда в сельском хозяйстве. В ряде передовых школ учащиеся старших классов, работающие в технических кружках, изготовляют для своих младших товарищей моторизованный инструмент, использование которого повышает не только производительность труда младших школьников, но и эффективность профориентации по сельскохозяйственным профессиям.

Большое влияние на учащихся I–IV классов оказывают проводимые комплексные экскурсии по ряду учебных предметов. Они значительно расширяют кругозор школьников, их знания об окружающем мире, глубже знакомят учеников с различными профессиями. С младшими школьниками проводят экскурсии на промышленные производства, животноводческие фермы, в мастерские колхозов и совхозов, объединений по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства, на строительство, хлебозавод, на колхозное или совхозное поле, в лес. При проведении экскурсий необходимо обращать внимание школьников на то прекрасное, что есть в каждой профессии, будь то промышленное предприятие или животноводческая ферма, хлебозавод или колхозное поле.

Опыт показывает, что правильно поставленная работа учащихся по уходу за растениями как в помещениях, так и на учебно-опытных участках воспитывает у детей устойчивый интерес и любовь к родной земле. При этом необходимо постоянно помнить и учитывать в работе возрастные особенности младших школьников. Так, их нельзя переутомлять однообразной работой. Деятельность их надо организовать так, чтобы они видели результаты своего труда. Замечено, что в тех школах, где учащиеся лишены возможности осенью убирать и подсчитывать выращенный ими урожай сельскохозяйственных культур, интерес к работе у них заметно понижается.

Особое внимание нужно уделять воспитанию у младших школьников уважения к труду животновода. В связи с этим целесообразно некоторые уроки сельскохозяйственного труда в начальных классах проводить в школьном крольчатнике и на животноводческих фермах. Хорошим дополнением к таким урокам является работа в школьном уголке живой природы.

Эффективность профориентационной работы при проведении экскурсий значительно повышается, если организуются встречи с передовиками промышленного и сельскохозяйственного производства, ударниками труда, заслуженными рационализаторами и изобретателями, которые в интересной беседе могут рассказать, как и за что они любят свою профессию. Ценными являются также экскурсии на предприятия, животноводческие фермы, в комплексные механизированные бригады и т. д., где работает большинство родителей учащихся. После таких экскурсий обычно устанавливаются тесные связи между трудовым коллективом и учащимися.

Современный труд характеризуется, с одной стороны, широким использованием современной техники, автоматики, а с другой – применением еще в ряде отраслей народного хозяйства ручного труда. Перед учителем трудового обучения возникает естественный вопрос: к какому виду трудовой деятельности готовить школьников? Однозначного ответа здесь быть не может. Необходимо готовить ученика как к ручному труду, так и к освоению новейшей техники, к труду, имеющему творческий характер. При этом нужно решительно искоренять пренебрежительное отношение к ручному труду, предотвращать боязнь его.

Особенность профориентационной работы при изучении технического труда в V–Х классах заключается в том, что ориентация учащихся ведется в основном на профессии промышленности. В профориентационной работе на уроках технического труда нужно исходить из уже накопленных учащимися I– IV классов знаний о профессиях и полученных ими трудовых умений и навыков.

Учебные программы по техническому труду в V– Х классах предоставляют широкие возможности для проведения профориентационной работы, в частности для ознакомления учащихся с техникой, технологией, организацией и экономикой промышленного производства, с основными его профессиями. Рассказы учителя о профессиях, экскурсии на промышленные предприятия, участие школьников в конкретной трудовой деятельности на уроках технического труда, в процессе которой они сами становятся причастными к широкому кругу рабочих профессий, активно воздействуют на формирование профессиональных интересов учащихся, воспитывают у них интерес к труду современного рабочего.

В передовых школах на уроках технического труда учителя осуществляют следующие мероприятия:

1.Намечают заранее профессии и отрасли народного хозяйства, с которыми необходимо ознакомить учащихся при проведении занятий по той или иной теме учебной программы. В основном знакомят с теми профессиями, которые наиболее распространены в данном городе, районе, области.

2. Стремятся эффективно использовать всю материально-техническую базу трудового обучения для организации технических кружков, факультативов, проведения киноуроков с целью ознакомления учащихся с производством и различными профессиями.

3. На уроках дают учащимся сравнительные сведения о технологии работ, выполняемых в школьных мастерских и на производственных предприятиях.

4. Проводят в соответствии с требованиями учебной программы экскурсии на предприятия с целью ознакомления школьников с техникой, технологией и экономикой, организацией труда массовых рабочих профессий.

5. Знакомят учащихся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку.

6. Обращают внимание школьников при выполнении лабораторно-практических работ на особенности применяемой на производстве техники, технологии и на организацию труда рабочих.

7. На уроках трудового обучения наблюдают за особенностями выполнения трудовых заданий, отношением учащихся к работе и их влиянием на выбор соответствующей профессии.

Так как основное место в программах по техническому труду в V– Х классах занимают лабораторно-практические работы, в школах важно сосредоточить внимание учащихся на тех объектах и действиях, которые характерны для современного производства. С этой целью учитель труда подбирает материальное оснащение для лабораторно-практических работ, применяемое в производственных условиях или сходное с ним, а также предусматривает в инструкционных, технологических и других картах такое задание, которое нацеливает учеников на ознакомление с производственными характеристиками оборудования (инструментов) и приемами обращения с ним.

Учителя трудового обучения, которые работают в сельских школах призваны воспитывать у подрастающего поколения глубокое уважение к труду хлебороба, животновода, любовь к земле, стремление стать сельским тружеником.

Уроки сельскохозяйственного труда имеют большие возможности для проведения профессиональной ориентации сельских школьников. Школьная программа предусматривает необходимый минимум знаний и практических умений по важнейшим отраслям сельскохозяйственного производства: овощеводству, полеводству, животноводству. При обучении учащихся сельскохозяйственному труду необходимо использовать достижения сельскохозяйственной науки и опыт передовиков производства. Их следует знакомить с основными положениями аграрной политики государства на современном этапе. Профессиональная ориентация должна быть составной и неотъемлемой частью урока по сельскохозяйственному труду в V—Хклассах и проводиться в неразрывной связи с содержанием учебного материала и опытнической работы школьников. Интерес к сельскохозяйственным профессиям у учащихся должен формироваться учителем как в процессе изучения теоретического материала, так и при проведении опытнической работы на школьном учебно-опытном участке и животноводческих фермах.

Учителю сельскохозяйственного труда необходимо знать основные педагогических условиях, которые способствуют возникновению и развитию интереса у школьников к сельскохозяйственным профессиям. Эти условия следующие:

1. Решающее влияние на пробуждение интереса у учащихся к профессиям сельского труженика оказывает личность учителя, его авторитет, педагогическое мастерство, умение правильно вести профориентационную работу.

2. Важное значение имеет наличие хорошо подобранного в соответствии с агрономическими требованиями учебно-опытного участка, на котором необходимо иметь отделы овощных и полевых культур, плодово-ягодный сад, питомник, цветочно-декоративный отдел, закрытый грунт, коллекцию основных сельскохозяйственных культур, отдел биологии с подотделами: систематики, селекции и др., зоолого-животноводческий отдел (пчельник, крольчатник). Интересный и богатый опытный участок способствует зарождению у ребят пытливости, любознательности, рождению интереса к сельскохозяйственным профессиям. Не только школа должна заботиться об учебно-опытном участке, но и колхоз или совхоз; они обязаны помогать школе всем необходимым для организации сельскохозяйственного труда.

3. Для пробуждения и развития у школьников интереса к сельскохозяйственным профессиям необходимо, чтобы учащиеся осознали важность изучения сельскохозяйственного труда. Общеизвестно, что интерес у подростков вызывает только тот предмет, который представляется необходимым для будущей деятельности.

4. Не менее важным условием для развития интереса к сельскохозяйственным профессиям имеет правильный выбор тематики сельскохозяйственных опытов, их постепенное усложнение и творческий характер. Усложнение тематики опытов должно, с одной стороны, соответствовать программе, а с другой – отвечать конкретным условиям и задачам, стоящим перед колхозами и совхозами данного района. Все опытно-практические работы учащихся, предусмотренные программой, должны проводиться на высоком уровне с использованием опыта передовиков сельскохозяйственного производства данного колхоза или совхоза. Очень важно при этом, чтобы школьники получали урожай на своем учебно-опытном участке не ниже, чем в окружающих передовых хозяйствах.

5. Большое значение имеют нормирование и дисциплина труда учащихся. Нормирование труда на учебно-опытном участке – это не только организующее, но и дисциплинирующее начало. Оно влияет на формирование у школьников убеждения в том, что работа в поле и на ферме требует прежде всего соблюдения дисциплины труда, техники безопасности и санитарной гигиены, так как от этого зависят производительность работы и результаты ее.

6. Учителю нужно уметь вызвать у учащихся творческую активность при выполнении трудовых заданий. Там, где наблюдается активность школьников, там пробуждается и интерес к сельскому хозяйству, его профессиям. Эффективным средством пробуждения активности учащихся является проблемный метод проведения сельскохозяйственных опытов на учебно-опытном участке.

Политехническая подготовка учащихся, изучение сельскохозяйственной техники, приобретение необходимых знаний и умений по выращиванию сельскохозяйственных культур и уходу за животными, хорошо поставленная исследовательская работа, производительный труд в ученических производственных бригадах, школьных лесничествах, лагерях труда и отдыха являются основными факторами, которые положительно влияют на формирование у сельских школьников интереса к труду в сельском хозяйстве.

Проведенный выше анализ показывает, что уроки трудового обучения располагают большими возможностями ориентации учащихся на массовые рабочие профессии, воспитания у них трудолюбия и других профессионально важных качеств личности.

Профессиональная ориентация школьников в процессе трудового обучения в старших классах

Трудовое обучение в старших классах является завершающим этапом политехнической трудовой подготовки учащихся, расширяет и углубляет их знания, умения и навыки, политехнический кругозор, знакомит более глубоко по сравнению с предыдущими классами с массовыми профессиями, создает необходимые предпосылки для сознательного выбора профессий учащимися. Основным видом занятий по трудовому обучению в старших классах являются занятия по профилям трудового обучения, которые проводятся в межшкольных учебно-производственных комбинатах, учебных цехах, а также в школьных мастерских и кабинетах.

Обучение старшеклассников по профилям трудовой подготовки осуществляется по одному из видов технического, сельскохозяйственного или обслуживающего труда.

Изучение основ тяжелой промышленности происходит по таким профилям, как: металлообработка, электротехника, радиоэлектроника, деревообработка и др. Программа каждого из них предусматривает необходимый материал для проведения профориентационной работы по определенным отраслям промышенности и ее профессиям. В связи с этим целесообразно иметь тема­тический годовой план профориентационной работы по каждому из профилей трудового обучения при подготовке старшеклассников к труду.

Большое значение имеет обучение учащихся старших классов по строительному профилю в трудовой подготовке. При его изучении школьники знакомятся со строительным производством, приобретают специальные умения и навыки по некоторым профессиям строительного дела. К концу трудового обучения учащиеся овладевают одной из следующих профессий: каменщик, маляр, штукатур-плиточник.

Программа по строительному делу уделяет много внимания дальнейшему расширению политехнического кругозора учащихся, их профессиональной ориентации и развитию технического творчества в процессе трудового обучения и производительного труда. В процессе изложения теоретического материала и при проведении практических занятий учащихся следует вовлекать в трудовую творческую деятельность. Ничто так не может вызвать у школьников интереса к строительным профессиям, как правильно поставленный производительный труд и использование элементов творческого начала в труде строителей.

Важным элементом профориентационной работы при обучении строительным профессиям являются экскурсии на строительные площадки, которые предусмотрены программой. Экскурсии эти следует проводить с целью закрепления политехнических и специальных знаний, а также для более близкого знакомства учащихся с профессиями строителей, с характером труда по ним, с перспективами роста, с вопросами трудоустройства и дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки и.

В сельских школах в соответствии с программой имеются широкие возможности для проведения профессиональной ориентации. Многие темы программы содержат разделы, которые знакомят учащихся с различными сельскохозяйственными профессиями, содержанием и условиями труда, путями приобретения и повышения квалификации, местными потребностями в кадрах, путями получения профессий в дальнейшем. Участие школьников в производительном труде, в процессе которого они становятся причастными к широкому кругу рабочих профессий, встречи с передовиками производства, экскурсии и другие мероприятия активно воздействуют на формирование профессиональных интересов, психологической и практической готовности трудиться в сельскохозяйственном производстве.

Подготовку старшеклассников к труду механизатора-растениевода проводят по следующему плану: изучение трактора; знакомство с технологией механизированных работ в полеводстве (овощеводстве), основами агротехники полевых (овощных) культур. При этом в соответствии со специализацией сельскохозяйственного района и, в частности, базового хозяйства есть возможность ознакомить учащихся со следующими профессиями и специальностями: тракторист-машинист широкого профиля с умением выполнять работы слесаря-ремонтника и водителя автомобиля; тракторист-машинист III класса; бригадир (помощник бригадира) тракторной бригады; мастер-полевод; мастер-плодоовощевод; мастер-рисовод; мастер-садовод; мастер-виноградарь; мастер-цветовод-декоратор; мастер-чаевод; мастер по технической диагностике сельскохозяйственной техники; мастер-наладчик по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка; слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике (тепличных комплексов); слесарь-ремонтник (по ремонту тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин); слесарь-ремонтник (по ремонту гидромелиоративных машин); слесарь-ремонтник (по ремонту и регулировке топливной аппаратуры с умением выполнять работы по ремонту гидравлических систем тракторов, автомобилей и комбайнов); слесарь-ремонтник (по ремонту автотракторного электрооборудования).

При изучении «Трактора» знакомство с профессиями предусматривается в темах: «Введение», «Классификация и общее устройство тракторов», «Механизм двигателя», «Система питания», «Ходовая часть», «Навесная раздельно-агрегатная гидравлическая система», «Электрооборудование». При этом даётся общее представление о профессиях, связанных с эксплуатацией и ремонтом тракторов. К таким профессиям и специальностям относятся: тракторист-машинист, тракторист-машинист широкого профиля, аккумуляторщик, мастер-наладчик по техническому уходу за машинно-тракторным парком, слесарь по ремонту тракторов, электромонтер по ремонту и эксплуатации электротехнического оборудования и др.

Во время экскурсии в мастерские колхоза или совхоза учащиеся ближе знакомятся с содержанием труда ряда механизаторских профессий. Эффект этого мероприятия будет значительно большим, если в его проведении будет участвовать и специалист данного хозяйства. Перед проведением экскурсии необходимо обсудить с экскурсоводом план её, освещаемые вопросы, указать, на какие сведения о профессиях следует обратить больше внимания, на какие меньше. Следует также показать, как работают передовые работники, хотя бы кратко указать на знания и умения, необходимые работникам данной профессии.

В процессе проведения профориентационной работы учителю необходимо суметь соединить освоение учащимися отдельных элементов трудовой деятельности с получением ими знаний, необходимых специалисту. Так, при изучении темы «Основы управления трактором» учителю следует, знакомя учащихся с отдельными элементами трудовой деятельности тракториста-машиниста (подготовкой трактора к работе, пуском двигателя, троганием с места, техникой переключения передач, выполнением поворотов, торможением), указать на те знания, которые необходимы будущему специалисту. При изучении темы «Механизмы двигателя» учащиеся знакомятся с профессией слесаря-ремонтника, расширяется их знакомство с практической стороной профессии тракториста-машиниста. При проведении экскурсии в ремонтную мастерскую колхоза (совхоза) школьники ближе узнают об условиях труда и выполняемой работе тракториста-машиниста и слесаря-ремонтника.

Конечно, на уроках трудового обучения невозможно ознакомить учащихся со всеми перечисленными профессиями основательно.

При выборе профессий, с которыми необходимо ознакомить учащихся на уроках трудового обучения, целесообразно учитывать следующие факторы:

1. Наличие органической связи между материалом урока (темы) и содержанием профессии. Учителю всегда следует помнить, что урок трудового обучения – это не занятие по профориентации. Сведения о профессиях должны органически вплетаться в основной материал, а не выступать как нечто самостоятельное, изолированное.

2. Потребности данного района в определенных профессиях. На уроках трудового обучения учащимся необходимо давать сведения прежде всего о тех профессиях, в которых имеет острую необходимость базовое хозяйство, район, область, республика.

Осознанный выбор профессии учащимися возможен лишь тогда, когда у них есть определенный объем знаний о них и они могут соизмерить свои желания, возможности, а также требования профессии к личности с потребностями общества в специалистах данной профессии.

Из всего многообразия рабочих профессий учащемуся необходимо выбрать лишь одну, но именно ту, которая больше всего соответствует его склонностям и интересам.

ИЗУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ЦЕЛЯХ ПОДГОТОВКИ К СОЗНАТЕЛЬНОМУ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ (2 ЧАСА)

Общая характеристика структуры личности школьника. Методы изучения школьников в целях профессиональной ориентации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: