Профессиональная ориентация учащихся на профессии промышленного производства

Научно-технический прогресс и его влияние на трудовые ресурсы. Совместной работы школы, УПК и промышленных предприятий по профориентации учащихся на рабочие профессии. Трудоустройство и профессиональная адаптация молодёжи на промышленных предприятиях.

Научно-технический прогресс и его влияние на трудовые ресурсы

Экономика нашей страны составляет единый народнохозяйст­венный комплекс, охватывающий все отрасли общественного про­изводства, распределения и обмена.

Научно-технический прогресс — это такое развитие общест­венного производства, при котором происходит диалектическое слияние поступательного движения двух относительно самостоя­тельных социальных явлений — науки и техники — в единое це­лое. И при этом наука все больше превращается в непосредственную производительную силу общества.

Сущность научно-технического прогресса состоит в постепен­ной замене физического и однообразного умственного труда чело­века машинами на основе внедрения научных достижений в произ­водство. Создание и применение машин позволяет ставить на служ­бу человеку безграничные силы природы, многократно увеличи­вать эффективность и возможности человеческой деятельности. Главным результатом применения машин является рост произво­дительности общественного труда, усиление его творческого ха­рактера, облегчение и улучшение условий труда.

Лидирующая роль науки по отношению к технике становится все более явной. Целые отрасли производства возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями: радиоэлектро­ника, атомная энергетика, химия синтетических материалов, про­изводство ЭВМ и др. Наука становится силой, непрерывно револю­ционизирующей технику: перестраивается техническая основа тех­нологии производства, начиная с использования разнообразных материалов и кончая применением системы машин и формами орга­низации и управления, отношением человека к производству.

В наше время — век научно-технической революции, которая охватывает все стороны жизни общества и предъявляет повышен­ные требования к каждому человеку, его знаниям и профессио­нальной подготовке, — характер многих массовых профессий ко­ренным образом изменяется, физический труд перекладывается на «плечи» машин, а в характере труда рабочего все больше места занимают функции управления и контроля.

Социологические исследования показывают, что в содержании труда сталевара на электропечах умственный труд составляет 70% рабочего времени, у аппаратчиков, работающих у щитов авто­матического управления на химическом производстве,—90%, а у наладчиков автоматических линий — 95%.

Это подтверждает еще раз, что содержание профессий в наше время постоянно претерпевает значительные количественные и качественные изменения, некоторые старые профессии отмирают, а новые профессии появляются. В горной и угольной промышленно­сти исчезли профессии саночника, забойщика, работавших вруч­ную, и появились такие, как машинист горных комбайнов, погру­зочных конвейеров, врубовых машин и др. В сталелитейном произ­водстве разливщики, канавщики, сифонщики заменены профессией оператора непрерывной разливки стали. Механизация трудоемких работ в машиностроении приводит к сокращению таких профессий, как модельщики по деревянным и металлическим моделям, валь­цовщики, контролеры, маркировщики и т. д. За последние 20 лет в связи с развитием электронной техники, электроприборострое­ния и автоматики число специальностей, занятых в этой сфере труда, выросло с 13 до 47. Подобные изменения происходят во всех отраслях промышленности, что приводит к изменению про­фессионального состава рабочих.

Роль рабочего в современном производстве больше не опреде­ляется только его физическими способностями. Он должен хорошо знать производство, уметь обслуживать сложную технику, контро­лировать технологические процессы, работу оборудования, квали­фикация его должна постоянно расти, что в свою очередь расши­ряет возможность более широкого применения инженерно-техниче­ского труда, органически соединяет умственный и физический труд производственной деятельности людей.

Все это требует от работника постоянного роста не только профессиональных, технических и экономических, но и общеобразовательных знаний, повышения общего культурно-технического уровня.

Использование научно-технических достижений в народном хозяйстве позволяет экономить труд сотен тысяч трудящихся. В ре­зультате они освобождаются от малопроизводительного тяжелого физического труда и получают возможность эффективнее приме­нять свои знания и способности на участках с более высокой произ­водительностью.

Однако следует иметь в виду, что по условиям производства потребность в квалифицированных кадрах не по всем профессиям одинакова. Работников, владеющих одними профессиями, требует­ся больше, других — меньше.

В промышленности наибольшее распространение получили про­фессии типа: человек — техника, человек — знаковая система, человек — человек.

Материальной основой технического перевооружения всего народного хозяйства является машиностроение. Ему принадлежит решающая роль в обеспечении высоких темпов научно-техниче­ского прогресса, роста производительности труда, повышения эффективности общественного производства, в дальнейшем инду­стриальном развитии всех отраслей народного хозяйства.

Но любая техника мертва без человека, без его знаний, умений и способностей. Самые совершенные станки нуждаются в управлении, наладке, производимой человеком, и чем совершеннее станок, тем больше знаний требуется от рабочего, тем шире должен быть его технический кругозор.

Качественные изменения характера многих рабочих профессий требуют серьезной и глубокой подготовки молодых специалистов. В нашей стране имеется целая система подготовки рабочих кад­ров для промышленности:

средние профессионально-технические училища с трех-четырехгодичным сроком обучения, в которых юноши и девушки, окон­чившие восемь классов, получают среднее образование и про­фессию;

технические училища, дающие рабочую квалификацию молоде­жи, окончившей среднюю общеобразовательную школу;

межшкольные учебно-производственные комбинаты, обучающие старшеклассников основам рабочих профессий;

учебно-курсовые комбинаты предприятий и строительных орга­низаций, в короткий срок обучающие молодого рабочего той или иной профессии;

индивидуально-бригадный метод обучения непосредственно на производстве.

Положительными особенностями этой системы следует считать ее гибкость, возможность быстро приспосабливать объем подго­товки рабочих кадров к потребностям данного производства. При этом ценно то, что профессиональное обучение строится на широкой основе общего трудового политехнического обучения и воспитания.

Основной недостаток индивидуально-бригадного обучения ра­бочих непосредственно на промышленных предприятиях заключает­ся в том, что не обеспечивает гармонического сочетания обще­образовательных знаний со специальными техническими, так как дает узкопрофессиональную подготовку.

Таким образом, в условиях современной научно-технической революции одной из важнейших предпосылок рационального использования труда работающего населения стало обеспечение по­стоянного соответствия между знаниями, трудовыми умениями и навыками, профессиональной подготовкой человека и техникой, а также меняющимися условиями производства. Научно-техниче­ский прогресс способствует более интенсивным изменениям в про­фессионально-квалификационной структуре работающих, повыше­нию требований к уровню квалификации кадров, сокращению сро­ков обновления ранее приобретенных знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: