Профессиональное просвещение учащихся

Профессиональное просвещение в процессе изучения основ наук и трудового обучения. Профессиональное просвещение во внеурочное время.

Важным компонентом профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия, оплата по одному наряду (бригадный подряд), оплата труда по конечным результатам деятельности и т. д.

Работу по профпросвещению часто называют профинформацией. Однако информация — это пассивный процесс, а цель профпросвещения не только сообщение сведений о профессиях, но и формирование сознательного отношения к выбору конкретной профессии, поэтому она включает в себя и профинформацию, и профпропаганду, и профагитацию. Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, знакомые, родственники и др. При этом сведения о содержании профессий и их значимости иногда могут быть даны весьма искаженно, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

В связи с этим перед школой, как и перед всем нашим обществом, стоит довольно сложная задача — исправить идущее вразрез с потребностями народного хозяйства и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий.

Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует после завершения предварительной профдиагностики. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии. Вопросам профессионального просвещения можно посвятить специальные профинформационные уроки. На этих уроках следует рассказать учащимся о структуре народного хозяйства, о требованиях, предъявляемых профессией к личности, т. е. дать те сведения, которые нацеливают школьников на проблему правильного выбора профессии. Сведения о конкретной профессии учащиеся могут получать при изучении каждого учебного предмета.

Так же как обучение нельзя рассматривать в отрыве от воспитания, так и профпросвещение невозможно без профессионального воспитания. Оно предполагает формирование у учащихся добросовестного отношения к труду в целом, при одновременном формировании определенной профессиональной направленности. В процессе профессионального воспитания у учащихся формируются свойства личности, необходимые в работе по выбранным профессиям. При этом профессиональные интересы должны перерастать в соответствующие стремления, склонности, идеалы и призвание. Профессиональное воспитание должно стать неотъемлемой частью учебного процесса и начинаться уже с учащимися младших классов.

Проведение профессионального просвещения не нарушает логики изучаемого материала, а является конкретным выражением диалектического принципа связи обучения с жизнью.

Исходя из того что профпросвещение — процесс активный, следует больше опираться на такие методы работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации. В частности, шире надо внедрять в практику не просто рассказы о профессиях и производствах, а осуществление руководства самостоятельным изучением школьниками той или иной профессиональной деятельности. Кроме того, необходимо учитывать, что любая информация лучше усваивается, при ее подаче в определенной ситуационной форме, а не в виде текста (лекции, рассказа).

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно избегать всякого рода нажимов, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потере у них интереса к рабочим профессиям. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, — связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так: профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве, его отраслях, предприятиях, профессиях и основывается на широкой основе трудового воспитания и политехнического образования.

В процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях, с тем чтобы не только информировать учащихся о рабочих профессиях, но и активно формировать их профессиональную направленность с учетом интересов молодежи и производства.

Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.

Урок — основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация — составная часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профессиональному просвещению учащихся. При этом задача каждого учителя — увязать познавательные сведения о профессиях и производствах с темой и содержанием урока. Профпросвещение на уроках может осуществляться путем беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, использования литературных источников, звукозаписи, демонстрации кино- и диафильмов, плакатов, стендов, альбомов и т. д. Применение того или иного средства (или их комплекса) зависит от цели и содержания урока, возраста, знаний учащихся и, наконец, от мастерства самого учителя.

Профпросвещение тесно связано с профвоспитанием, а поэтому, рассказывая учащимся о профессиях, нельзя забывать, что одной из задач профориентационной работы является воспитание у школьников добросовестного отношения к труду. Учащимся нужно дать понять, что труд — это первая жизненная потребность человека. Для достижения этой цели учитель в разговоре о профессиях должен освещать такие вопросы, как роль труда на разных этапах социального развития нашего общества, решающая роль трудящихся масс в создании материальных и духовных благ, трудовые традиции наших людей Очень важно в беседе с учащимися использовать конкретный материал, который, как правило, оказывает на них положительное влияние. На примерах из жизни учитель может глубоко знакомить учащихся с экономическими и научно-техническими основами производства, раскрывать перед ними общественную значимость профессий рабочего, хлебороба и т. д. Только опираясь на факты, можно пробудить интерес к непопулярным, но нужным государству профессиям.

Чтобы проводить целенаправленную работу по профпросвещению учащихся, каждый учитель-предметник должен заранее определить, при изучении каких тем можно использовать материал профориентационного характера. Подбирая необходимый материал, наглядные пособия и технические средства, учитель составляет поурочные планы и одновременно разрабатывает специальные стенды для учебных кабинетов. Профориентационный материал, используемый на уроке учителем, должен включать высказывания известных людей (деятелей науки и культуры, выдающихся педагогов, передовых работников промышленности, сельского хозяйства и т. д.), выдержки из решений и постановлений правительства.

Естественно, каждый учебный предмет имеет свою специфику. Так, на уроках химии, биологии при изучении определенных тем можно прямо рассказывать ученикам о профессиях, а вот на уроке математики подобная информация происходит опосредованно через систему различных специально подобранных задач производственного характера. Несмотря на это, можно выделить следующие формы работ по профпросвещению в процессе преподавания учебных предметов:

профпросвещение в процессе изложения теоретического материала;

расширение представлений о профессиях при выполнении практических заданий, во время лабораторных занятий, в процессе решения задач;

написание рефератов по предмету, в которых используется информация о профессиях и производствах;

проведение производственных экскурсий по учебному предмету.

Умелое использование указанных форм позволит добиться четкой работы по профпросвещению учащихся, а также обеспечить его результативность.

Урок трудового обучения служит важнейшим звеном в профессиональном просвещении. Основными методами при этом являются практические работы по конструированию, планированию и изготовлению изделий. Но для того чтобы практические работы оказывали действенное влияние на формирование у учащихся положительного отношения к рабочим профессиям, необходимо сочетать их со словесными методами: беседой о профессиях и современном производстве, об условиях труда, технологических процессах, требованиях, предъявляемых профессией к качествам и квалификации человека, и т. п. Эти сведения можно сообщить учащимся во время вводного, текущего или заключительного инструктажей. Не обязательно рассказывать ребятам о такой-то профессии только на одном уроке. В зависимости от тематики можно на одном уроке дать общие сведения, а на другом — расширить и углубить (в соответствии с основной целью урока) сведения о той или иной профессии. Кроме того, знания об одних и тех же профессиях ученики должны получать в разных классах. При этом необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и так подбирать материал о профессиях и производствах, чтобы он был понятен и интересен детям определенного возраста.

Учитель не только должен сообщать знания о профессиях, но и получать обратную информацию о том, как они усваиваются детьми. Для этого при повторении пройденного материала среди прочих вопросов необходимо включать вопросы для проверки знаний учащихся о профессиях.

Такое повторение поможет углубить и систематизировать знания учащихся о профессиях, заставит их подумать о важности правильного выбора профессии, а следовательно, повысит эффективность профориентационной работы на уроке.

Рассказывая о профессиях, очень важно опираться на факты из окружающей действительности, на сведения из газет и журналов, рассказывающих о мастерах своего дела. При этом очень полезны встречи учащихся с этими людьми. Подобные мероприятия усиливают воспитывающую роль трудового обучения, повышают эффективность профессионального просвещения.

Поэтому учителю необходимо постоянно изучать производственное окружение школы, исходя из содержания своего предмета (вида трудового обучения), собирать данные о профессиях. Полученные сведения целесообразно накапливать в виде специальных карт профессий.

Приведем пример готовой к заполнению карты профессий сельскохозяйственного производства.

К заполнению таких карт целесообразно привлекать и школьников.

Собранные материалы о профессиях можно сосредоточить в кабинете профориентации.

Основным же материалом для бесед о профессиях должны стать профессиограммы.

Знакомя учащихся с профессиями, целесообразно иллюстрировать рассказ (беседу) фотографиями, диа- и кинофильмами.

Так как профпросвещение тесно связано с профвоспитанием, очень важно дать учащимся возможность видеть результаты своего труда. Организация выставок (школьных, районных), на которых определяются лучшие работы учащихся, способствует развитию у них интереса к трудовой деятельности.

Итак, в процессе преподавания основ наук и трудового обучения есть необходимые возможности для осуществления профессионального просвещения школьников.

Осуществляя принцип политехнизма в преподавании каждого учебного предмета, необходимо выявить и использовать все имеющиеся возможности для организации целенаправленной работы по профпросвещению учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: