Когнитивная психология
Когнитивная психология возникает в 60-е годы 20-го века в противостояние бихевиоризму. Она возвратила в предмет психологии субъективный аспект.
Когнитивная психология – психология познания, где познание – основа сознания. Познание - процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования.
Келли применил когнитивный подход к психологии личности, показал, что личность развивается на основе когнитивных процессов. Создал теорию личностных конструктов:
1. Человек – исследователь мира, он выстраивает гипотезы с помощью конструктов.
2. Принцип конструктивного альтернативизма - реакция зависит от способа интерпретации. Здоровый человек это понимает, следовательно он хорошо адаптирован к изменяющейся реальности.
3. Личностные конструкты – это схемы, с помощью которых субъект интерпретирует реальность и предсказывает будущие события. Хорошо адаптированная личность способна сделать предметом исследования собственные конструкты.
|
|
Конструкты | |
Проницаемые (открыты для нового опыта) | Непроницаемые (закрыты для нового опыта) |
Ядерные (наиболее устойчивые, первичные) | Периферийные (менее устойчивые, вторичные) |
Для исследования личностных конструктов Келли предложил методику - репертуарные решётки.
Миллер создал первый научный Центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов. Он обобщил имевшиеся данные об объеме внимания человека и связал их с объемом кратковременной памяти. Этот объем обычно равен 7±2 счетных объектов. Из этого следует, что если данных для запоминания много, нужно группировать объекты так, чтобы их количество оставалось в пределах 7±2 элементов. Данное число (7±2) иногда называют числом Миллера.
Найссер выпустил книгу «Когнитивная психология» (1967), в которой изложил основные положения этого направления. В ней он также доказывал решающую роль познавательного компонента в структуре психики, в деятельности людей и предложил термины «иконическая память», «эхоическая память», «преднастроечные процессы», «фигуративный синтез», и разработал методы их изучения - визуальный поиск и селективное наблюдение. Найссер занимался исследованием «искусственного интеллекта»
Психика (от греч. psychikos – душевный) – форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Психика – субъективное отражение объективной реальности.