ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДЕКСОВ..........................................................................
ПОСТРОЕНИЕ И ИСЧИСЛЕНИЕ ИНДЕКСОВ.........................................
ИНДЕКСЫ И ИНДЕКСНЫЙ АНАЛИЗ........................................................
МАЛАЯ ВЫБОРКА...........................................................................................
ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ...................................................................
ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ В РЯДАХ ДИНАМИКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ...
ИЗУЧЕНИЕ СЕЗОННЫХ КОЛЕБАНИЙ........................................................
ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНОЙ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ..................................
CРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В РЯДАХ ДИНАМИКИ...............................
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДИНАМИКИ.....................................
СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ.
МНОЖЕСТВЕННАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ.............................................................
КОРРЕЛЯЦИОННОЕ ОТНОШЕНИЕ.............................................................
ПОКАЗАТЕЛИ ФОРМЫ СВЯЗИ......................................................................
|
|
КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ.....................................................................
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОМЕРНОСТИ РЯДОВ
ПОНЯТИЕ ВАРИАЦИИ, ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАЦИИ...............................
СТРУКТУРНЫЕ СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ.....................................................
ВИДЫ СРЕДНИХ И МЕТОДЫ ИХ РАСЧЕТА..............................................
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ................................................................
АБСОЛЮТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ, ИХ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ............................
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.............................................................
СТАТИСТИЧЕСКИЕ РЯДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ......................................
ПРОГРАММНО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
КОГО НАБЛЮДЕНИЯ. ВИДЫ И СПОСОБЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО
ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СТАТИСТИЧЕС-
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3
СОДЕРЖАНИЕ
НАБЛЮДЕНИЯ...............................................................................................
СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ......................................................
4.ПОНЯТИЕ О СТАТИСТИЧЕСКОЙ СВОДКЕ..............................................
5.ЗАДАЧИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ГРУППИРОВОК, ИХ ВИДЫ....................
6.ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА ГРУППИРОВОЧНОГО ПРИЗНАКА,
ОБРАЗОВАНИЕ ГРУПП И ИНТЕРВАЛОВ ГРУППИРОВКИ....................
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ.............................................................................................
ПОНЯТИЕ О СТАТИСТИЧЕСКИХ РЯДАХ ДИНАМИКИ..........................
ИЗУЧЕНИЯ.........................................................................................................
Статистика - это наука, которая особыми методами изучает размеры и количественные соотношения массовых общественных явлений в конкретных условиях места и времени и дает числовое выражение проявляющимся в них закономерностям.
|
|
Статистика с помощью цифр показывает степень развития изучаемых явлений и процессов, темпы их изменения, взаимосвязи и
взаимозависимости.
Объектом статистики является общество, явления и процессы
общественной жизни. Собственно предметом статистики в этом объекте является количественная сторона таких массовых общественных явлений или процессов, в которых величина отдельных единиц и их признаков складывается под влиянием множества факторов, действующих во взаимной комбинации, с различной степенью интенсивности, часто в разном направлении.
Говоря о количественной стороне общественной жизни, имеют в виду прежде всего конкретные размеры общественного производства в единстве производительных сил и производственных отношений и явлений культурной жизни общества, например численность населения, объем промышленного и сельскохозяйственного производства, величина национального дохода, численность студентов и т. д.
Объект статистики - человеческое общество, поэтому статистика явля-ется многоотраслевой наукой и состоит из отдельных разделов или отраслей статистики: общая теория статистики, экономическая статистика и отраслевые статистики, т. е. статистики отдельных отраслей народного хозяйства и культуры (промышленности, сельского хозяйства, торговли и т. д.).
Общая теория статистики рассматривает принципы, правила и методы, которые являются общими для статистического изучения количественной стороны любых массовых общественных явлений.
Экономическая статистика изучает количественную сторону явлений и процессов, происходящих в области экономики, и разрабатывает систему экономических показателей и методы изучения народного хозяйства как единого целого. Изучение особенностей отдельных отраслей народного хозяйства и культуры на основе положений общей теории и экономической статистики составляет содержание отраслевых статистик: статистики промышленности, сельского хозяйства, строительства, статистики населения и т. д. Явления и процессы в жизни общества изучаются статистикой посредством статистических показателей.
Статистический показатель - это количественная оценка свойства изучаемого явления. В зависимости от целевой функции статистических показателей их можно подразделить на два основных вида: учетно-оценочные показатели, аналитические показатели.
Учетно-оценочные показатели - это статистическая характеристика размера качественно определенных социально-экономических явлений в конкретных условиях места и времени.
В зависимости от специфики изучаемого явления учетно-оценочные показатели могут отображать или о б ъ е м ы их распространенности в пространстве, или достигнутые на определенные моменты (даты) у р о в н и развития.
Аналитические показатели применяются для анализа статистической информации и характеризуют особенности развития изучаемого явления: типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распространения в пространстве, скорость развития во времени и т. д. В качестве аналитических показателей в статистике применяются относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и др.
Под признаком в статистике понимается характерное свойство изучаемого явления, отличающее его от других явлений. В статистическом показателе выражается единство качественной и количественной сторон процесса (явления), а изучаемый признак отображает лишь качественную особенность изучаемого явления.
При статистическом изучении данный качественный признак получает количественную оценку и становится статистическим показателем.
|
|
Признаки, выраженные смысловыми понятиями, называют атрибутивными. Например, пол человека (мужчина и женщина); специализация магазинов (продовольственные, непродовольственные) и т. д. Если атрибутивные приз-наки принимают только одно из двух противоположных значений, их назы-вают альтернативными.
Признаки, выраженные числовыми значениями, принято называть количественными.
Признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления, называются варьирующими. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом.
В конкретном статистическом исследовании признаки могут подраз-деляться на основные (существенные), определяющие главное содержание изучаемого явления, и второстепенные, не связанные непосредственно с основным их содержанием.
Статистическая совокупность - это множество единиц изучаемого явления, объединенных в соответствии с задачей исследования единой качественной основой. Состав статистических совокупностей не является постоянным и формируется в соответствии с целями конкретного исследования.
Для изучения своего предмета статистика разрабатывает и применяет разнообразные методы, совокупность которых образует статистическую методологию и реализуется в трех основных стадиях экономико-статистического исследования:
1) сбор первичной статистической информации;
2) статистическая сводка и обработка первичной информации;
3) анализ статистической информации.
Статистическая информация (статистические данные) - первичный статистический материал, формируется в процессе статистического наблюдения и подвергается затем систематизации, сводке, обработке, анализу и обобщению.
Статистическое наблюдение - это научно- организованная работа по сбору массовых первичных данных о явлениях и процессах, которая осуществляется с помощью оценки и регистрации признаков единиц изучаемой совокупности в соответствующих учетных документах.
Статистическое наблюдение должно отвечать следующим требованиям:
|
|
1. Наблюдаемые явления должны иметь научную или практическую ценность, выражать определенные социально-экономические типы явлений.
2. Непосредственный сбор массовых данных должен обеспечить
полноту фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу, так как явления находятся в постоянном изменении, развитии.
3. Для обеспечения достоверности статистических данных необходима тщательная и всесторонняя проверка (контроль) качества собираемых фактов.
В ходе проведения статистических наблюдений могут возникать ошибки, вызванные рядом случайных и неслучайных факторов. Различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. В свою очередь ошибки регистрации делятся на случайные, возникающие при заполнении бланков (описки) и систематические ошибки. Ошибки регистрации могут приводить как к завышению реальных показателей, так и к их занижению. При проведении массовых обследований они, как правило, взаимно погашаются. Систематические ошибки, как правило, бывают однонаправленными. Они могут быть сознательными (преднамеренными) и не преднамеренными, связанными, например, с неисправностью измерительных приборов.
Методами устранения статистических ошибок регистрации являются:
1. Работа с регистраторами и контроль их деятельности.
2. Проведение разовых выборочных контрольных обследований.
3. Проверка измерительных приборов.
Ошибки репрезентативности возникают при проведении несплошных наблюдений и связаны с неправильным формированием выборочной совокупности, либо недостаточным числом единиц совокупности в выборке.
К методам контроля статистической информации относят:
1. Внешний (визуальный) контроль, с помощью которого оценивается отчетливость записей в статистических формулярах, полнота их заполнения.
2. Логический контроль. Например, запись «Возраст - 250 лет» явно ошибочна и требует проверки.
3. Арифметический (счетный) контроль, который позволяет оценивать достоверность итоговых показателей путем суммирования частных.