Субъект управления персоналом
Субъектом управления кадрами (управления персоналом) можно назвать линейный управляемый персонал (ЛП), осуществляющий руководство подчиненными подразделениями и коллективами. Сюда же относится функциональный аппарат - кадровая служба (КС), осуществляющий ряд учетных и организационных функций применительно к кадрам (прием, увольнение, учет), а также примыкают: ОТЗ, социологические службы и др.
В состав субъекта управления кадрами входят также профсоюзные и другие организации, выполняющие множество других функций.
Относительно субъекта управления персоналом следует сказать, что таковым является персонал предприятия.
В условиях перехода к рынку резко возрастает роль эффективности всех процессов, из которых складывается производство продукции. Необходимо активизировать все имеющиеся в этой сфере резервы, в том числе в областях управления. Одной из таких областей является работа с кадрами (управление персоналом). Однако реальный эффект от управления персоналом может быть достигнут лишь когда все его элементы будут базироваться на строго научной основе. Вероятно, такой подход должен быть распространен и на категорию "кадровая политика".
|
|
Чаще всего в состав "кадровой политики" включаются такие практические шаги, как:
- подбор;
- расстановка;
- использование кадров, которые представляют уже не политику, а претворение ее в жизнь.
С учетом сказанного определим кадровую политику (КП) как систему целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с кадрами, причем распространяется это положение на весь коллектив занятых, в рамках которого осуществляется управление.
Цели КП можно сформулировать следующим образом:
- безусловное выполнение прав и обязанностей граждан, предусмотренных Конституцией, КЗОТом и другими документами, принятыми высшими органами по этому вопросу;
- подчиненность всей работы с кадрами задачам бесперебойного и качественного обеспечения основной хозяйственной деятельности потребным числом работников необходимого профессионально- квалификационного состава;
- рациональное использование кадровой политики в отношении персонала, находящегося в распоряжении предприятия;
- кадровый потенциал - совокупность работников, входящих в состав административно-хозяйственной единицы, в рамках которой осуществляется управление. В отличие от ТР (трудовых ресурсов) это конкретные работники, степень возможного использования которых в производстве известна);
- формирование и поддержание работоспособных производственных коллективов; разработка принципов организации трудового процесса;
|
|
- формирование нового хозяйственного механизма;
- разработка критериев и методики подбора, оценки обучения и расстановки руководителей и квалифицированных кадров; подготовки и повышения квалификации остальной части работающих;
- постоянная разработка теории и методики работы с кадрами. Кто разрабатывает кадровую политику - очевидно, тот, кто распоряжается продукцией и средствами на ее производство – высшее хозяйственное руководство, кадровые службы (а с другой стороны – трудовые коллективы (ТК), через трудовые соглашения).
Уровни разработки кадровой политики:
I. Общегосударственный - создание законодательной базы; разработка методов работы государственного значения;
II. Региональный - требует учета производственных, природных, социальных, национальных особенностей региона в законодательной работе с кадрами;
III. Внутрипроизводственный - все разработки в области кадров преломляются к условиям и возможностям предприятия. Это самый детализированный уровень разработки КП.
Принципы разработки кадровой политики:
- научность (использование всех современных отечественных и зарубежных научных разработок в этой области, которая может обеспечить экономический и социальный эффект);
- комплексность - должны быть охвачены все сферы кадровой деятельности;
- системный характер - учет взаимозависимости и взаимосвязи всех составляющих этой работы;
- эффективность - и социальная и экономическая. Таким образом, любые затраты на мероприятия в этой области должны окупаться через результаты хозяйственной деятельности.