Приразработке схемы размещения оборудования по технологическому принципу общепринят метод формирования участков, на которых выполняются однородные технологические операции и оптимизируется их взаимное расположение. Например, на фабрике игрушек с небольшим объемом производства, очевидно, могут быть отдел сбыта и снабжения, участок литья и штамповки пластмасс (участок переработки пластмасс), участок металлообработки, швейный участок и участок покраски. Комплектующие для игрушек изготавливают на этих участках, а затем передают на сборочные участки, где из них собирают готовые изделия. Под оптимальным размещением чаще всего понимают такое расположение участков, которое обеспечивает максимально возможное число перемещений предметов труда между примыкающими один к другому участками.
Предположим, что на фабрике игрушек для минимизации затрат на перемещения нужно сформировать восемь участков. Для упрощения примем, что все участки равны по площади (скажем, 12 на 12 метров) и что ширина здания – 24 метра, а длина – 48 (размеры участков должны быть соизмеримы с размерами здания).
|
|
Во-первых, следует выяснить структуру потока между участками и способ транспортирования материалов. Если компания имеет аналогичную фабрику, выпускающую такие же изделия, то информацию о структуре потока можно получить из соответствующих отчетов. Но, если речь идет о создании нового производства, такую информацию можно получить из маршрутных технологических карт или от специалистов по организации труда. Конечно, эти данные, независимо от источника, следует представить таким образом, чтобы проектируемое размещение оборудования отражало структуру будущего производственного процесса.
Допустим, что такая информация у нас есть. Будем считать, что все материалы транспортируются в стандартных тарных решетчатых ящиках с помощью автопогрузчика с вилковым захватом, перемещение одного ящика (тарного места) требует одного автопогрузчика, что составляет один лоуд ("лоуд" – мера загрузки). Теперь предположим, что транспортные расходы составляют 1 доллар при перемещении одного лоуда между соседними участками и 1 доллар дополнительно при каждом пересечении границ между несмежными участками. Ожидаемый объем транспортируемого груза в лоудах между участками за единицу времени представлен в виде таблицы на рис. 10.1; имеющиеся в наличии производственные площади показаны на рис. 10.2. Следует отметить, что в нашем примере допускаются диагональные перемещения, поэтому участки 2 и 3, 3 и 6 считаются смежными.
При наличии такой информации вначале следует графически изобразить материальный поток между участками, например, в виде графа, показанного на рис. 10.3. Этот граф будет исходным для поиска схемы наилучшего размещения участков.
|
|
Во-вторых, нужно определить транспортные затраты при таком размещении участков. Для этого стоимость транспортировки одного лоуда умножают на количество лоудов, перемещаемых между каждой парой участков. На рис. 10.4 представлена информация, полученная следующим образом: годовые транспортные расходы на перемещение между участками 1 и 2 составляют 175 долларов ($1 х 175 перемещений), между участками 1 и 5 – 60 долларов ($2 х 30 перемещений), между участками 1 и 7–60 долларов ($3 х 20), между участками 2 и 7 – 240 долларов ($3 х 80) и т.д. ("расстояния" между участками берутся из рис. 10.2 или из рис. 10.3, но не из рис. 10.1).
В-третьих, для снижения затрат нужно проанализировать другие варианты размещения участков.