Симметрия и асимметрия размещения производительных сил

ПРИНЦИПЫ размещения производительных сил. Принципы размещения производства в условиях рыночной экономики представляют собой основные, исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике.

Принципы размещения производительных сил развиваются и углубляются на базе изучения и использования опыта и моделей развития рыночной экономики в отдельных странах. На стартовом уровне перехода к рыночным отношениям выделяются следующие принципы:

· приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления;

· первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов;

· оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию;

· использование экономических выгод международного разделения труда, восстановление и развитие экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

С учетом принципа приближения производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления решается проблема сокращения и ликвидации дальних нерациональных перевозок, снижения затрат труда в целом и по всем стадиям производства, повышения экономической эффективности.

Особенно важно приближение энергоемких производств к источникам топлива и энергии, например цветной металлургии (производств алюминия, магния) или отраслей химической промышленности. К источникам сырья приближаются материалоемкие производства, например, черная металлургия, тяжелое машиностроение. Производство продукции отраслей легкой и пищевой промышленности приближается к районам потребления, а наукоемкие отрасли - к районам, обеспеченным квалифицированными трудовыми ресурсами. Так, например, при размещении отдельных отраслей в зависимости от природных факторов следует выделить отрасли, тяготеющие к источникам сырья. К такой группе отраслей относятся все отрасли добывающей промышленности: нефтяная, угольная, газовая, добыча железных руд и руд цветных металлов, отрасли лесной промышленности. Вместе с тем к источникам сырья тяготеют и отрасли обрабатывающей промышленности: черная металлургия (особенно ее первичные стадии передела), производство минеральных удобрений и др.

В условиях развития рыночных отношений особенно важен принцип первоочередного освоения и комплексного использования наиболее эффективных видов природных ресурсов. Для этих целей создаются программно-целевые территориально-производственные комплексы (ТПК), например, Западно-Сибирский ТПК на базе добычи нефти и газа, Оренбургский газопромышленный комплекс, на базе железных руд формируется ТПК КМА, на основе уникальных угольных ресурсов - Канско-Ачинский и Южно-Якутский ТПК. В угольных и металлургических базах России применяется утилизация промышленных газов - коксовых, доменных. Безотходные технологии все больше применяются в лесопромышленных комплексах, в цветной металлургии и других отраслях.

В условиях рынка в процессе размещения и развития производительных сил в регионах остро встают вопросы совершенствования управления природопользованием. Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает необходимость комплексной системы решения экологических и ресурсных проблем регионального развития. В современных условиях необходимо преодоление экономической безответственности за ущерб, наносимый природе, за выпуск экологически грязной продукции, за разбазаривание природных ресурсов из-за их низкой стоимости по сравнению с мировыми ценами. Для оздоровления экологической обстановки, достижения эффективности природопользования требуются экономические регуляторы.

· Законодательная и нормативная база для действия системы экологических ограничений по регионам и экосистемам, в рамках которых должны осуществляться размещение и развитие производительных сил.

· Введение системы экологического налогообложения и платежей за природопользование, стимулирующей экологическое оздоровление, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

· Лимиты потребления природных ресурсов, лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, а также разработка системы показателей эффективности и комплексности использования природных ресурсов.

В условиях становления и развития рыночных отношений в России особое значение приобретает принцип использования экономических выгод при международном разделении труда, восстановлении и развитии экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Известно, что размещение производительных сил любой страны должно осуществляться в рамках международного разделения труда. При этом взаимоотношения между странами должны строиться на принципах полного равноправия, доверия, взаимной выгоды и соблюдения суверенитета. Сотрудничество с зарубежными странами обеспечит возможность полнее, рациональнее и эффективнее развивать производительные силы и использовать свои ресурсы. Международное разделение труда оказывает большое влияние на отраслевую и территориальную структуру хозяйства, на более рациональное размещение производительных сил. Причем главной формой сотрудничества со странами зарубежья является сотрудничество на базе межправительственных двусторонних соглашений.

ФАКТОРАМИ размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и ТПК (территориально-производственные комплексы).

Факторы размещения производительных сил – это существенные условия, которые необходимо принимать во внимание при изучении или решении соответствующей проблемы. В состав факторов обычно включают:

§ экономико-географическое положение;

§ население и трудовые ресурсы;

§ созданный производственный аппарат;

§ имеющуюся на территории инфраструктуру;

§ локализованные природные ресурсы (энергетические, минерально-сырьевые, биологические, земельные, водные);

§ транспортный фактор;

§ научно-технический потенциал;

§ формы территориальной организации хозяйства;

§ качество управления;

§ социальный климат и др.

Совокупность факторов делится на объективные и субъективные. Они соответствующим образом группируются и оцениваются по важности.

Природные ресурсы, их региональное распределение, экономика добычи и использования рассматриваются как базовый элемент размещения производительных сил, основа их достаточной устойчивости во времени в силу длительности отработки вовлеченных в эксплуатацию месторождений, высокой капитало- и материалоемкости освоения новых. Для условий России принципиально важна реальность сдвига основных ресурсных баз в слабо освоенные районы Востока, Севера и Северо-Востока Российской Федерации. Сопоставление наличных ресурсов с масштабами их современного использования и возможной интенсивностью вовлечения в хозяйственный оборот в перспективе позволяет определить обеспеченность регионов и зон по отдельным видам ресурсов.

В современных условиях размещение трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров, становится одним из главных факторов, определяющих территориальное развитие. Прежде всего это территориальное распределение населения, обеспеченность регионов трудовыми ресурсами, миграционные процессы, региональные и национальные особенности проживания и формирования трудовых навыков, региональные различия в затратах на проживание. Определяющее значение в этой группе имеет размещение населения и трудовых ресурсов.

Технико-экономическое обоснование регионального развития промышленности базируется на исследовании количественного и качественного взаимодействия факторов общеэкономического, отраслевого, регионального и социального характера. Анализ степени влияния отдельных факторов базируется на детальном изучении и учете направлений научно-технического прогресса, возможных изменений в организации производства. Оценка каждого фактора основывается на дифференцированном региональном подходе при расчете расходных нормативов, уровня техники и технологии производства, стоимости производственных ресурсов.

Общеэкономические факторы отражаются в ограничениях, которые накладываются на рассматриваемую отрасль экономики. В первую очередь это относится к потребности народного хозяйства в продукции конкретной отрасли, к социально-экономическим условиям конкретного периода развития, к обеспеченности страны и отдельных территорий ресурсами многоцелевого назначения и т. д.

Справедливость либо несправедливость экономической и со­циальной организации общества в территориальном аспекте мо­жет быть оценена с двух точек зрения. Во-первых, с точки зрения соответствия социальной обеспеченности территории ее эко­номическому потенциалу и экономическим усилиям. Отсутствие такого соответствия может быть признано несправедливым. Тот, кто больше зарабатывает, должен иметь больше благ. Во-вторых, с точки зрения величины территориального расслоения общества. Отсутствие такового либо большая дифференциация общества по территориальному признаку также могут быть признаны не­справедливыми.

В целях своевременного выявления подобных отклонений следует регулярно проводить мониторинг и диагностику соот­ветствия уровней экономического и социального развития тер­риторий. Подобный анализ может иметь определенное значение и для оценки системы территориального управления административными районами региона. Оценка уровня социального и экономического положения территорий может быть использо­вана также для обоснования предложений по совершенствова­нию бюджетной и инвестиционной политики. Наличие факта расслоения общества в территориальном аспекте актуализирует необходимость создания адекватной системы управления нера­венством территорий, позволяющей, с одной стороны, задейство­вать мотивационно-стимулирующие механизмы и тем самым не допустить «уравниловки», а с другой — исключить социальные взрывы в обществе и в определенной степени решить проблему социальной справедливости. Важная проблема, которая вста­ет перед органами регионального управления в связи с этим, заключается в необходимости разработки технологии количе­ственного определения достигнутых территориями (районами) уровней экономического и социального развития. Асимметрия является категорией симметрии и трактуется как ее нарушение. Рядом экономистов предлагается рассматривать асимметрию как отклонение (или отличие) свойств и параметров определенного объекта (объектов) от некоего стандарта, нормы, нормального или типичного состояния свойств и параметров для подобного рода систем. Норма или стандарт выступают в данном случае в качестве единицы шкалы измерения асимметрии.

Нормы или стандарты могут быть двух типов: первый по­зволяет характеризовать только качественные свойства объекта, второй — измерять количественные параметры. В качестве по­добных стандартов можно рассматривать такие параметры, как прожиточный минимум, потребительская корзина и т.п. Следо­вательно, отклонения от этих значений в ту или иную сторону покажут степень асимметричности данного параметра по тому или иному региону. Совокупность всех подобных отклонений и будет характеризовать экономическую асимметрию в региональ­ном аспекте, т.е. устойчивые во времени и пространстве разры­вы в уровне экономического развития регионов. В общем случае асимметрия связана с региональными (местными) делениями на сильных — слабых, доноров — реципиентов, лидеров — аутсайде­ров и пр.

Новые тенденции в российском региональном развитии свя­заны с проблемами рыночной экономики и демократии, а также со спецификой пространства и государственности. Измеряемая в различных областях и оцениваемая в динамике асимметрия может являться циклическим процессом, вызванным подъемом н кризисом. Кроме того, на нее могут влиять факторы изменения выбираемых критериев и индикаторов.

Асимметричность отношений субъектов Федерации с феде­ральным центром России является фактором, который невоз­можно игнорировать. Единство и стабильность государства до­стигаются не путем унификации и механической подгонки всех под единый стандарт, а, наоборот, через учет особенностей и заросов каждого субъекта. Прочность федерации определяется не симметричностью отношений, а тем, что каждый может найти в лице федерального центра поддержку собственных интересов, конечно, не в ущерб интересам других субъектов. По мнению Р. С. Хакимова, именно асимметричность вносит стабильность в политическую жизнь России, ибо она позволяет учесть разноо­бразие интересов народов и субъектов Федерации.

В методологическом плане выделяются два типа асимметрии: качественная и количественная. Количественная асимметрия оценивается с помощью пара­метров (характеристик) региональных ситуаций, которые могут быть корректно выражены совокупностью численных значений и (или) их интегральной величиной. Качественная асимметрия оценивается на основе устойчивых представлений о региональ­ном «благе» или региональных «ценностях», сравнение с кото­рыми позволяет определять степень («норма», «лучше», «хуже» и т.п.) приближения или отклонения от аксиологического кри­терия. Качественные и количественные оценки дополняют друг друга, причем только наличие первых позволяет осмыслить весь спектр частных количественных характеристик каждой регио­нальной ситуации и проблемы как нечто целостное.

Региональная асимметрия есть политико-правовая и социально-экономическая категория, отражающая устойчивые во времени отклонения свойств и параметров региональных си­стем от их критериальных значений.

Существование жесткой связи между социальной и эконо­мической сферами производства, более того, наличие тесной финансовой зависимости первой от второй, а также эксперимен­тальные расчеты показывают, что применение сугубо социально­го подхода к выявлению асимметрии в региональном развитии оказывается недостаточным для наиболее полного раскрытия содержания этого понятия. В связи с этим необходимо раскрыть категории социальной и социально-экономической асимметрии.

Социальная асимметрия — это устойчивые разрывы (или отклонения) во времени и пространстве в параметрах регио­нальных социальных систем относительно некоторых заданных стандартов (значений) в федеральном или региональном разрезе независимо от уровня экономического развития сравниваемых регионов. Очевидно, что в данном определении фиксируется лишь результат и не отражается связь с причинами, обусловив­шими его возникновение. Для установления социальной асимме­трии с учетом экономического состояния региональной системы, от которого напрямую зависит достижение тех или иных соци­альных стандартов и условий развития, необходим анализ кате­гории «социально-экономическая асимметрия».

Социально-экономическая асимметрия — это устойчивые раз­рывы (или отклонения) во времени и пространстве в условиях и результатах развития объектов социальной сферы в регионах относительно законодательно или нормативно установленной системы социальных стандартов (либо определенных расчетным путем), имеющих научное обоснование, и уровня экономическо­го развития регионов. Сокращение этих разрывов обеспечивает иыравнивание условий для более полной реализации конститу­ционных прав граждан в удовлетворении социальных потреб­ностей, а в долгосрочном плане способствует развитию страны в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: