Действия при конфликте интересов

С требованием конфиденциальности тесно связаны правила действий в условиях конфликта интересов. Можно даже сказать, что действия при конфликте интересов находятся на качественно новом уровне (по сравнению с требованием конфиденциальности). Если основное требование конфиденциальности - не разглашать, то есть, бездействие, то ситуация конфликта интересов, как правило, требует активных действий участников корпоративных отношений.

Конфликт интересов возникает, когда сталкиваются финансовые и индивидуальные интересы директора, менеджера или работника и интересы компании. В связи с этим руководство и все сотрудники должны получить четкие инструкции о своих действиях в сферах, где потенциально может возникнуть конфликт интересов.

Особую значимость действия в случае конфликта интересовприобретают для высшего руководства компании: директоров и топ- менеджеров. Нередки ситуации, когда члены советов директоров имеют свой собственный бизнес, владеют собственными компаниями, являются генеральными директорами других компаний. В этих случаях требуется:

- Либо четкое разграничение между интересами различных бизнесов, к которым имеет отношение данный член совета директоров.

- Либо полное устранение от принятия решения, если речь касается конфликта интересов.

Второй вариант представляется наиболее предпочтительным, поскольку позволяет устранить возможные претензии в предвзятости и необъективности. Даже если директор все взвесил и поступил объективно в интересах компании, впоследствии это бывает трудно доказать.

Поэтому твердая рекомендация – выходить из ситуации конфликта, руководствуясь принципом: «никаких конфликтов».

Важным противодействующим средством выступает реализация принципа раскрытия информации в случае наступления конфликта интересов.

Если речь идет о работниках, то им должны быть даны четкие указания

– немедленно докладывать о конфликте интересов непосредственному начальнику или компетентный орган компании.

Если речь идет о директорах и топ-менеджерах – они должны ставить в известность своих коллеги о наступлении такой ситуации, не высказывая своей позиции по данному вопросу. В случае, если директор или топ-менеджер выскажет свое мнение по какому-либо вопросу, а потом заявит о своем нежелании участвовать в решении, поскольку у него имеет место конфликт интересов – он своими действиями не обеспечивает должной объективности, поскольку его мнение может влиять на позицию его коллег по данному вопросу. Конечно, если он является профессионалом или экспертом в какой-то области – абсолютная невозможность получения от него мнения может «ударить» по интересам компании. Поэтому абсолютный запрет недопустим, но высказывание своего мнения директором или топ-менеджером допускается только при вынесении соответствующего решения его коллегами (остальными членами совета директоров, правления и пр.),

Следует учитывать следующие факторы (сферы), в которых может возникнуть конфликт интересов для директора, менеджера, работника:

А) Финансовые инвестиции. Сотрудники не должны инвестировать в компании, конкурирующие с фирмой – их работодателем, или фирмы, являющиеся контрагентами своей компании. Это объясняется тем, что объективность их действий в отношении своей компании может быть подорвана наличием у них финансовых интересов в компаниях – конкурентах или компаниях – контрагентах.

Естественно, если речь идет не о прямых, а о малозначительных (портфельных) инвестициях – никакого конфликта интересов не возникает (если сотрудник соответствующим «расставляет приоритеты»).

Однако, так или иначе вопрос «малозначительности» инвестиций является оценочной категорией, поэтому сотрудник должен уведомлять об этом непосредственное руководство.

Б) Внеслужебная предпринимательская или иная экономическая деятельность в других компаниях. Если сотрудник, директор или менеджер имеет другой бизнес или иную работу, то это объективно отрывает время и силы, которые могли быть приложены для процветания компании.

Поэтому должно быть обязательным для всех директоров, менеджеров и работников раскрытие информации о посторонних деловых интересах, которые бы отвлекали существенную часть времени или внимания от исполнения прямых должностных обязанностей или иным образом отрицательно сказывались на ее деятельности.

Естественно в зависимости от ранга и характера должностных обязанностей ограничения могут быть различными. Допускается полный запрет на совмещение для обычных работников (конечно, если это разрешено законодательством или коллективным трудовым договором).

В) Подарки. Не допускается принятие работником, директором или менеджером сколь-нибудь ценных подарков. В противном случае даритель может расценить действия одаряемого как принятие определенных обязательств со стороны компании. Это может повлечь вовлечение директора, менеджера или работника в ситуацию конфликта интересов.

Г) Работа или предпринимательская деятельность родственников. Следует учитывать, что работа или предпринимательская деятельность родственников директоров, менеджеров или работников может повлечь возникновение конфликта интересов в случаях, когда они работают или имеют бизнес в фирмах–конкурентах или фирмах–контрагентах компании. Поэтому такие директора, менеджеры и работники, во-первых, должны раскрывать информацию об этом; во-вторых, не принимать участия в обсуждении и решении вопросов, если речь идет о потенциальном конфликте интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: