Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России создан в соответствии с приказом МЧС России от 27.09.2006 г. № 545. НЦУКС является органом повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и предназначен для обеспечения деятельности МЧС России по управлению в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также координации в установленном порядке деятельности федеральных органов исполнительной власти в рамках РСЧС.
В числе основных задач НЦУКС – подготовка предложений по применению дежурных сил и средств, обеспечение оперативного управления силами РСЧС в ходе выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, контроль за готовностью подразделений оперативного реагирования к действиям по предназначению, оповещение и информирование населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах.
|
|
В рамках РСЧС Национальный центр управления в кризисных ситуациях также обеспечивает информационное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, организациями сети мониторинга опасных процессов и явлений и соответствующими силами постоянной готовности.
На НЦУКС, кроме того, возлагается задача поддержки международных гуманитарных проектов, программ и операций, выработки согласованных действий органов повседневного управления межгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций государств-участников СНГ.
Основные вопросы организации и функционирования НЦУКС определены «Положением о РСЧС».
НЦУКС включает в себя соответствующие органы повседневного управления системы МЧС России на базе пунктов управления, а также автоматизированную систему.
В состав НЦУКС входят следующие подразделения Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям:
- Управление НЦУКС, 328-й запасный пункт управления, 149-й телекоммуникационный центр и информационный центр Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН).
В подчинении НЦУКС находятся:
- ЦУКС региональных центров МЧС России, главных управлений МЧС России по г. Москве и Калининградской области;
- ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Непосредственное руководство функционированием НЦУКС осуществляет МЧС России, при этом вышестоящий ЦУКС МЧС России координирует работу нижестоящих ЦУКС и дежурно-диспетчерских служб своего уровня.
|
|
Для информационного обеспечения функционирования НЦУКС планируется создать специализированную автоматизированную систему.
НЦУКС осуществляет также информационное взаимодействие с кризисными центрами иностранных государств.
Создание НЦУКС обусловлено расширением круга задач МЧС России на современном этапе, необходимостью перехода на новые технологии управления и эффективности межведомственного взаимодействия.
К таким технологиям относятся ситуационное моделирование угроз, кризисов и чрезвычайных ситуаций; поддержка принятия решений в режиме реального времени, автоматизация планирования и контроля исполнения, видеоинформационное взаимодействие с зонами ЧС; увеличение объемов информационного обмена с федеральными органами исполнительной власти.
С целью реализации новых подходов создается единый многоуровневый управляющий комплекс нового поколения для решения задач координации, оперативного управления и экстренного реагирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Автоматизированная система НЦУКС создается как комплекс зданий, сооружений, основных и обеспечивающих систем на федеральном, межрегиональном и территориальном уровнях.
Объектом высшего звена будет НЦУКС в г. Москве, здание которого в настоящее время находится в стадии строительства, и будет представлять собой интегрированную многоуровневую территориально распределенную информационно-управляющую систему. Автоматизации также подлежит структура управления РСЧС, в том числе структура и функции органов управления различного уровня, порядок их взаимодействия между собой.
Будут также созданы новые периферийные блоки: математического моделирования кризисов и чрезвычайных ситуаций на базе ФГУ ВНИИПО, тренажерный центр на базе Академии гражданской защиты МЧС России и ситуационного анализа ВНИИ ГОЧС.
С целью информационного взаимодействия и обеспечения функционирования вертикали управления НЦУКС предполагается подчинить по оперативным вопросам на основе разрабатываемых регламентов предоставления информации:
- региональные ЦУКС;
- дежурную службу Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (Центр «Антистихия» МЧС России);
- дежурную службу центра ситуационного математического моделирования техногенных аварий и катастроф ФГУ ВНИИПО;
- дежурную службу центра поддержки принятия решений ВНИИ ГОЧС, других экспертных организаций;
- дежурную службу тренажерного центра Академии гражданской защиты МЧС России.
На основе текущей информации, поступающей с мест (в том числе фото и видео-материалов), и решения задач оперативного прогноза предусматривается возможность оценки дальнейшего развития чрезвычайной ситуации и принятия необходимых управленческих решений по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Планируется, что руководители смогут управлять силами и средствами РСЧС непосредственно с рабочих мест в НЦУКС, а также осуществлять контроль эффективности проводимых мероприятий.
Основу программно-технических средств должны составить программные средства сбора, оперативного анализа и отображения информации, а также технические средства донесения информации и поручений до исполнителей и обеспечения связи с местом ЧС, в том числе телемосты.
В целях обеспечения подготовки эффективных управленческих решений (в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации) с использованием специальных программных средств моделирования будут готовиться сценарии для «проигрывания» различных вариантов управленческих решений.