Создание Национального центра управления в кризисных ситуациях

Предыстория проекта создания автоматизированной информационной системы

Опыт внедрения передовых информационных технологий в Национальном Центре Управления в Кризисных Ситуациях (НЦУКС) МЧС России

Тема № 6, Занятие № 6

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Кафедра промышленной и экологической безопасности

(лекция)

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Информационные технологии в управлении рисками»

Идея разработки современной автоматизированной информационной системы (АИС) для вновь создаваемого национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС обсуждалась достаточно давно. Однако конкретные задачи и требования, которым должна отвечать современная АИС, а также задачи и функциональная структура центра были сформулированы в 2005 году, после визита министра ЧС С.К.Шойгу в антикризисный центр в Мадриде, созданный после серии террористических актов на ж/д вокзале столицы Испании в 2004 году. В том же 2005 году был объявлен тендер на разработку АИС для создаваемого в МЧС Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС).

Основными требованиями к АИС были заявлены:

  • территориальная распределенность иерархической системы с единым центром управления и контроля;
  • открытость архитектуры АИС с возможностью интеграции в нее информационных систем регионов и ведомств, а также АИС, ранее использовавшихся в МЧС РФ;
  • использование последних достижений в области информационных технологий, построения центров обработки, хранения и активации данных;
  • масштабирование функциональных возможностей АИС на все уровни управления (7 региональных центров и 85 Главных управлений субъектов федерации) в кризисных ситуациях;
  • достоверность и целостность получаемой информации (в т.ч. за счет использования электронно-цифровой подписи);
  • защита от несанкционированного доступа к информации;
  • современное оборудование, обеспечивающее высокую эффективность и безопасность работы системы;
  • отказоустойчивость и катастрофоустойчивость АИС;
  • легкость инсталляции, поддержки и, обучения персонала;
  • автоматизация управления инфраструктурой системы;

В результате тендера была выбрана концепция АИС, разработанная на базе ПО Microsoft, и представленная ЗАО НПК «Высокие Технологии и Стратегические Системы», являющимся 100%-ной дочерней компанией концерна «РТИ-Системы» входящего в АФК «Система» и партнером Майкрософт.

Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) является органом повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и предназначен для обеспечения деятельности МЧС России по управлению в области Гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также координации в деятельности федеральных органов исполнительной власти в рамках РСЧС.

Внедрение АИС (до 1 декабря 2008 года АИС эксплуатировалась в НЦУКС в опытном режиме) обеспечило переход НЦУКС на новые технологии управления, в частности, позволило автоматизировать и формализовать сбор, обработку и представление органам управления РСЧС оперативной информации о ЧС, организацию мониторинга и прогнозирования ЧС.

Одним из компонентов АС НЦУКС стал Сервер Интеграции Microsoft BizTalk Server, который позволил объединить информационные системы в единое пространство и решить проблемы территориальной распределенности и сложноподчиненной иерархической структуры МЧС. Первичный съем информации, тактическое прогнозирование и контроль сроков и объемов мер по локализации и ликвидации ЧС выполняется оперативной дежурной сменой НЦУКС.

Это мозговой центр НЦУКС, который, не только собирает и обрабатывает всю информацию о ЧС, включая видеоинформацию с места ЧС, данных из центров прогнозирования, отчеты исполнителей на местах, но и, используя возможности АИС, строит тактические планы (технология построена по принципу «система управления инцидентом»). А в срочных ситуациях дежурная смена наделена правом принимать решения по локализации и ликвидации ЧС.

Тактический план на основе прогноза по развитию конкретной ЧС строится практически в режиме реального времени.

В АИС создана информационная оболочка, в которой находятся информационные ресурсы, включая и уже разработанные планы ликвидации последствий ЧС по конкретным объектам, а также программа, обеспечивающая поиск и формирование готовых вариантов решений с учетом меняющихся условий (время года, суток, погода) в районе событий. В зависимости от ситуации готовый вариант корректируется, либо сразу дается команда на исполнение, что позволяет значительно сократить время принятия решений. Таким образом, готовятся сценарии для «проигрывания» различных вариантов управленческих решений.

Для построения тактического плана ликвидации на основе утвержденной модели используются обширные информационные базы данных различных министерств и ведомств (геоинформация – Роскартографии и геодезии, состояние погоды и прогнозы на регион ЧС – центры Росгидромета, ЕСИМО – единый центр наблюдения за мировым океаном и центр предупреждения цунами), снимки из космоса (собственные ресурсы МЧС, используются 4 спутника связи) и т.д.

Весь этот объем информации, благодаря АИС, теперь доступен оперативной дежурной смене НЦУКС в режиме реального времени для мониторинга развития ЧС и, в необходимых случаях, коррекции тактического плана и принятия оперативных решений.

Вся информация, включая прогнозы развития на географических картах транслируется на огромный видеоэкран (видео-стена, состоящая из 24 80-дюймовых экранов). Вся эта информация доступна одновременно всем специалистам, участвующим в ликвидации ЧС.

АИС включает в себя также всю информацию о силах и средствах – ресурсах материально-технического обеспечения (МТО), которые могут быть задействованы в конкретном регионе (наличие и количество пожарных машин, пожарно-спасательных команд, число спасателей и их компетенция, время развертывания и т.п.) для ликвидации ЧС силами региональных управлений и центров.

АИС позволяет в случае необходимости действовать «через уровень», т.е. брать на себя оперативное управление действиями подразделений при выполнении мероприятий по экстренному предупреждению и ликвидации ЧС (и ответственность за ее ликвидацию) от регионального управления ЧС, минуя региональный центр, в НЦУКС и/или в штаб по ликвидации ЧС, а также разработать в случае необходимости для регионального штаба оперативный (тактический) прогноз развития ЧС. НЦУКС выполняет также не только координационную, но и контрольную функцию выполнения мероприятий по ликвидации ЧС локального уровня, поскольку может получать всю необходимую информацию для контроля сроков и объемов выполнения оперативного плана ликвидации ЧС, в т.ч. для внесения в него оперативных изменений.

Кроме того, все отчеты о ликвидации ЧС из региональных центров ЧС поступают в АИС НЦУКС, пополняя базу данных ликвидированных ЧС, которая служит не только для контроля и оценки выполненных мероприятий, но и в том числе для разработки на их опыте оперативных (тактических) моделей прогноза развития ЧС.

Иными словами, внедрение АИС позволяет НЦУКС МЧС обеспечить в режиме реального времени выполнение своих ключевых задач:

  • поддержание непрерывного устойчивого и оперативного управления в системе МЧС России;
  • обеспечение управления действиями сил и средств МЧС России при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального уровня;
  • информационная поддержка управленческих решений по снижению рисков ЧС на критически важных объектах;
  • обеспечение связи и информационного взаимодействия между различными уровнями управления и с взаимодействующими системами.

Решение этих задач обеспечивается за счет ключевых новшеств, реализованных за счет внедрения АИС:

  • автоматизация информационной поддержки принятия решений по планированию и контролю исполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • формализация видеоинформационного взаимодействия с зонами ЧС и возрастающего роста объемов информационного обмена с ведомствами, федеральными и муниципальными органами исполнительной власти;
  • ситуационное моделирования угроз, кризисов и ЧС, результаты которого передаются в различные ведомства, управления и региональные центры МЧС, и служат отправной точкой для разработки тактических планов ликвидации конкретной ЧС, основанных на утвержденных моделях.

Взаимодействие МЧС (НЦУКС) РФ с федеральными органами власти (осуществляемое на основе ряда соответствующих «Положений о взаимодействии...») не ограничивается взаимным обменом информацией между заинтересованными сторонами по вопросам экстренного предупреждения и ликвидации ЧС, а также предоставлением в НЦУКС различной справочно-технической информации, стандартов и т.п. Согласно Постановлению «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» МЧС активно взаимодействует с Минатомом (угроза аварии на АС), Минобороны, Минздравом (ресурсы медпомощи при ликвидации последствий ЧС), Минтрансом, Минтрудом, Минсельхозом (угрозы загрязнения), Минэнерго, Минюстом, МПР, Госкомрыболовством (угроза загрязнения зон рыболовства), Госстроем (гидросооружения, мосты, высотные объекты), Росгидромет (погода, прогнозы, система предупреждения об угрозе стихийных бедствий), Минпромнаукой, ФСБ и МВД (обеспечение оцепления зоны ЧС, эвакуация населения и т.п.). При этом на МЧС возлагается координационная роль в таком межведомственном взаимодействии, которое может ограничиваться как односторонним сотрудничеством (получение информации), так и двусторонним (обмен информацией).

Все эти задачи по обмену информацией и координации межведомственного взаимодействия удалось решить благодаря применению BizTalk. Поддержка сквозных бизнес-процессов, суть которых – координация информационных потоков и представление в едином месте информации, собранной из различных систем в режиме реального времени – это еще одно преимущество Интеграционной Платформы Microsoft.

А в случае возникновения ЧС федерального масштаба, в МЧС РФ срочно создается штаб по ее ликвидации, куда также входят руководители оперативных аварийных, аварийно-спасательных служб и т.п. соответствующих министерств и ведомств. Кроме того, на НЦУКС возлагается задача поддержки международных гуманитарных проектов, программ и операций по ликвидации чрезвычайных ситуаций государств-участников СНГ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: