Лекция 2. Понятие уголовно-исполнительного права Российской Федерации, предмет и система, уголовно-исполнительное законодательство

ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, предмет и система, уголовно-исполнительное законодательство, уголовно-исполнительные правоотношения, принципы уголовно-исполнительного права

Лекция 1

СОДЕРЖАНИЕ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Дубоносов Е.С.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра уголовного права и процесса

по дисциплине

Направление: 030900 Юриспруденция

Форма обучения: (очная)

Тула 2011 г.


Рассмотрен и утверждён на заседании кафедры УПиП.

Протокол № ___от «_____» __________201__ г

Заведующий кафедрой_______________ Е.С. Дубоносов


Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права. предмет и система курса. уголовно-исполнительное законодательство. уголовно-исполнительные правоотношения. принципы уголовно-исполнительного права…………………………………………………...4

Лекция 2. История развития уголовно-исполнительного законодательства…………..17

Лекция 3. Правовое положение осужденных…………………………………………….19

Лекция 4. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Учреждения и органы, исполняющие иные уголовные наказания………27

Лекция 5. Понятие исполнения уголовного наказания и его суть. Основные средства уголовно-исполнительного воздействия на осужденных………………………………………33

Лекция 6. Режим исполнения лишения свободы………………………………………….51

Лекция 7. Привлечение к труду заключенных. Воспитательная работа с заключенными. Организация общеобразовательного и профессионально-технического обучения. Дифференциация исполнения лишения свободы в зависимости от вида лишения свободы и установленного в нем режима…………………………………………………………………….75

Лекция 8. Освобождение заключенных. Административный надзор за отдельными категориями……………………………………………………………………………………..…84

Лекция 9. Порядок и условия иных уголовных наказаний. Возникновение буржуазно-тюремных систем. Уголовно-исполнительное (тюремное или пенитенциарное) право зарубежных стран (США, ФРГ, Франция, Англия, Япония и др.)……………………………94

Библиографический список………………………………………………………..…….. 103

Политика в сфере борьбы с преступностью, применения уголовных наказаний и обращения с осужденными, как бы ни пытались деполитизировать эту деятельность различными отсылками на общечеловеческие ценности, всегда не просто присутствует в ней, а имеет четкое выражение. Причем политика эта не выбирается произвольно, она жестко определяется системой разнообразных факторов. Эти факторы представляют собой различные взаимодействующие явления, выступающие как движущие силы и обусловливающие социальную направленность, основное содержание и перспективы дальнейшего развития нормативной базы и всей системы органов и учреждений, исполняющих наказания. Уголовно-исполнительная политика должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с политикой уголовной, карательной политикой государства, которые в своей основе и определяют характер и содержание уголовно-исполнительной политики.

Тем не менее уголовно-исполнительная политика имеет собственное содержание, определяемое системой факторов. Такими факторами являются:

— уровень развития демократизма, защиты прав и свобод человека и гражданина, проявления гуманизма в отношении правонарушителей;

— уровень культуры, общественного мнения и правосознания граждан, система их нравственных ценностей и идеалов;

— экономическая способность государства выделить необходимое количество ресурсов для нормального функционирования системы органов и учреждений, исполняющих наказания;

— уровень, структура и динамика преступности;

— развитие уголовного законодательства и практики его применения;

— уровень развития уголовно-исполнительного законодательства и приведение его и практики учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствие с требованиями международных стандартов по обращению с осужденными;

— уровень развития науки уголовно-исполнительного права.

Эта система факторов в совокупности и определяет формирование и развитие политики России в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными. Рассмотрим их более подробно.

Потребность в отказе от Советской исправительно-трудовой политики и в формировании новой политики в данной сфере появилась в связи с изменением государственного, экономического и общественного устройства России. Советская уголовная и исправительно-трудовая политика исходила из приоритета интересов государства и общества. Интересы личности рассматривались на паритетных началах с двумя первыми лишь в случае совпадения интересов государства, общества и личности. Все уголовное и исправительно-трудовое законодательство основывалось на строгом соблюдении данного принципа. Это в значительной мере обусловило и известную жесткость как самого исправительно-трудового законодательства, так и практики его применения, что вызывало постоянную критику со стороны мирового сообщества.

Совершенно иное положение закреплено в ст. 2 Конституции РФ 1993 г., в которой сказано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

Применительно к сфере исполнения уголовных наказаний реализация данного положения выразилась в первую очередь в гуманизации условий отбывания наказаний (прежде всего за счет исключения излишней тюремной атрибутики, особенно в отношении осужденных несовершеннолетних и женщин); в более углубленной дифференциации предоставляемых осужденным льгот в зависимости от их поведения во время отбывания наказания; в исключении многих ограничений карательного характера (отмена коэффициента удержания из заработной платы осужденных, предоставление отпусков, зачет времени работы в трудовой стаж); в расширении прав органов власти и органов местного самоуправления в управлении и контроле за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания.

Формирование уголовно-исполнительной политики и особенно эффективность ее реализации во многом зависят от сложившейся в обществе системы морально-нравственных ценностей, уровня культуры, общественного мнения и правосознания граждан. Однако указанные факторы во многом оказались деформированными, не способными оказывать.благоприятное воздействие на уголовно-исполнительную политику, затрудняющими реализацию ее основных положений. Прежде всего следует отметить отсутствие сложившейся позитивной системы морально-нравственных ценностей, новой, суверенной России. Существовавшая советская система морально-нравственных ценностей была сломана, отброшена, и, таким образом, образовалась своеобразная ниша в нравственном здоровье российского общества, которая стала усиленно заполняться духом наживы, вседозволенности и правового гуманизма, культом силы, жестокости и секса. Религия с ее высоконравственными заповедями оказалась неспособной нейтрализовать негативные последствия такого развития общества.

Следует подчеркнуть, что коррупция, правовой нигилизм представляют угрозу национальной безопасности России (как об этом сказано в Концепции национальной безопасности Российской Федерации). В таких условиях никакие правовые нормы (пусть даже прекрасно разработанные) не приведут к позитивному изменению сложившейся ситуации как в целом, так и в конкретной сфере деятельности. Это в полной мере относится и к сфере исполнения уголовных наказаний.

Данная ситуация в определенной мере обусловила небывалый рост преступности, имевший место в 1991 - 1995 гг. (доля тяжких преступлений выросла чуть ли не в 4 раза, достигнув в 1995 г. уровня более 59% от общего числа совершенных преступлений, а к 2000 г. - перевалив рубеж в 60%).

Резкое увеличение численности осужденных и лиц, находящихся под стражей, поставило, таким образом, уголовно-исполнительную систему в вопросах размещения, медицинского обеспечения и питания контингента на грань выживания.

Все это не могло не сказаться на формировании уголовной и уголовно-исполнительной политики.

Угрожающая ситуация с преступностью при остром недостатке ресурсного обеспечения и нестабильности экономики невольно толкает на принятие жестких мер, обусловливая ограниченность либо даже невозможность повседневного следования мировым стандартам борьбы с преступностью и обращения с осужденными. Так произошло, например, с вопросом о смертной казни, сохранение которой вызывает у европейского сообщества активный протест, но ее отмена, по мнению большинства исследователей и простых граждан, еще более усугубит криминогенную ситуацию на современном этапе развития России.

Уголовно-исполнительная политика является продолжением уголовной политики и испытывает на себе все её колебания. Так, стремясь иметь более широкую альтернативу наказанию в виде лишения свободы, УК РФ ввел новые виды наказаний: обязательные работы, ограничение свободы и арест. Но в связи с отсутствием базы (требуются огромные средства и время для создания соответствующей системы органов, исполняющих эти наказания) применение данных видов наказаний было отложено до 2001 г. Сейчас принято решение о поэтапном введении в действие на более поздние сроки - 2004-2006гг. Развитие уголовно-исполнительного законодательства в существенной мере обусловлено влиянием международных норм и стандартов обращения с осужденными. Это происходит не только под влиянием критики и давления мирового сообщества, но и благодаря стремлению самого российского государства следовать этим нормам и стандартам. Резкий поворот в данном направлении был сделан Законом РФ от 12 июня 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР", отменившим многие правоограничения карательного характера и существенно гуманизировавшим условия отбывания наказания в виде лишения свободы. Наиболее полное и последовательное воплощение мировые стандарты обращения с осужденными нашли в УИК РФ, а также в ряде законов, принятых Государственной думой в последнее время.

Однако реализация нового уголовно-исполнительного законодательства в полном объеме требует исключительно больших материальных затрат (по предварительным расчетам - несколько десятков миллиардов рублей), чего государство, к сожалению, в настоящее время не может сделать.

Определение путей реформирования политики, законодательства и самой системы учреждений и органов, исполняющих наказания, невозможно без активной роли науки. В настоящее время образована достаточно широкая сеть учебных заведений, функционирует Научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, что обеспечило разработку концептуальных основ и перспектив развития деятельности государства в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными.

Таким образом, политика России в области исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными обусловливается рассмотренной выше системой факторов. Она выражает отношение государства к организации исполнения уголовных наказаний, ориентируясь не только на собственную практику, традиции и возможности, но я на международные нормы и стандарты обращения с осужденными. Эта политика не может оставаться неизменной, что обусловило принятие Федерального закона от 21 февраля 2001 г. № 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации", который существенно скорректировал карательную политику в сторону гуманизации.

Реализуется уголовно-исполнительная политика не только в директивно-установочных документах, определяющих статус и отношение суверенной России в различных сферах жизнедеятельности, но ив законодательстве (в том числе уголовном и уголовно-исполнительном), иных нормативных правовых актах, а также в конкретной деятельности правоохранительных органов (прежде всего учреждений и органов, исполняющих наказания) и возникающих по этому поводу правоотношениях. Важнейшим проявлением уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право.

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ЕГО СИСТЕМА

Уголовно-исполнительное законодательство составляет система различных нормативных правовых актов в виде законов (Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральный закон от 8 января 1997 г., № 2-ФЗ "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" и др.), указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства обороны РФ и др.).

Уголовно-исполнительное законодательство по своему содержанию может рассматриваться в широком и узком смыслах. В узком смысле в соответствии с ч. 1 ст. 2 УИК РФ оно представлено только законами, в широком - всей системой нормативных правовых актов. В принципе, правовое регулирование уголовно-исполнительных правоотношений на уровне законов является предпочтительным, но в реальной действительности этого достичь невозможно. В настоящее время деятельность уголовно-исполнительной системы регламентирована десятками законов и несколькими тысячами иных нормативных правовых актов. В связи с передачей уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции приведение этих нормативных правовых актов в соответствие с изменившимися условиями идет уже более трех лет; и эта работа еще не закончена.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (ПРАВА)

Цели и задачи, стоящие перед уголовно-исполнительным законодательством, имеют свою специфику.

Если ранее действовавший НТК РСФСР практически текстуально воспроизводил формулировки ст. 20 УК РСФСР, определяющей цели наказания, то теперь такой жесткой зависимости нет. Статья 1 УИК РФ говорит о целях исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Статья 43 УК РФ в качестве целей наказания называет прежде всего восстановление социальной справедливости, а уж затем цели исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Это не означает, что уголовно-исполнительное законодательство игнорирует цель восстановления социальной справедливости, что эта цель ему не присуща.

Следует отметить, что уголовное законодательство не раскрывает само понятие "восстановления социальной справедливости", оно носит оценочный характер, и его содержание раскрывается опосредованно через другие понятия: возмещение ущерба от преступления; соразмерность содеянного виновным и воздаваемого за это со стороны государства ответного воздействия; общественное самосознание, а также через закрепленный в ст. 6 УК РФ принцип справедливости. Цель восстановления социальной справедливости, таким образом, в большей мере относится к применению наказания в стадии назначения либо его отсрочки, как это имеет, например, место в отношении беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей (ст. 82 УК РФ). Именно на этих стадиях правоприменительного процесса идет речь о выборе вида наказания, его размере либо применении гуманного акта (как это имеет место при отсрочке), раскрывающего сущность понятия социальной справедливости. На стадии исполнения наказания данная цель подразумевается при реализации в уголовно-исполнительном законодательстве таких принципов, как гуманизм, равенство осужденных перед законом, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. Последовательное воплощение именно этих принципов в уголовно-исполнительном законодательстве и практике его применения обеспечивает фактическую реализацию цели восстановления социальной справедливости таким опосредованным путем. Реализация данной цели связывается также и с эффективностью исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Для уголовно-исполнительного законодательства реально выполнимыми целями являются: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Исправление осужденных - это генеральная линия законодательства об исполнении уголовных наказаний (кроме смертной казни). Она вытекает также из требований международных стандартов обращения с осужденными и выступает непосредственной задачей учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера. Предупреждению преступлений со стороны осужденных и иных лиц также отводится достаточно много внимания как в самом УИК РФ, так и в других законах и иных нормативных правовых актах.

УИК РФ закрепляет цель исправления осужденных, а не исправление и перевоспитание, как это имело место в ранее действовавшем законодательстве, что порождало на практике путаницу: кого из осужденных нужно было только исправлять, а кого - еще и перевоспитывать. В исправительной педагогике в последние годы утвердилось положение: перевоспитание - это процесс воспитательному воздействия на осужденных во время отбывания ими наказания, а исправление - это результат данного процесса. Степень исправления осужденных может быть различной, а в ряде случаев вообще не достигается (например, в случае признания осужденного злостным нарушителем в соответствии со ст. 116 УИК РФ). Для определения степени исправления осужденного УИК РФ использует различные понятия: хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и обучению; активное участие в работе самодеятельных организаций и в воспитательных мероприятиях, а также понятие злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы и. злостного нарушителя установленного порядка отбывания наказания.

Цель предупреждения преступлений реализуется в двух направлениях. Первое направление - недопущение преступлений со стороны осужденных во время отбывания наказания. В этом случае применяется целая система специальных мероприятий; они особенно разнообразны при организации исполнения таких видов наказаний, как арест, направление в дисциплинарную воинскую часть, лишение свободы (вооруженная охрана, надзор, контроль, обыски, досмотры и другие средства обеспечения режима). При исполнении других наказаний и иных мер уголовно-правового характера применяется иная система профилактических мероприятий, в ряде случаев абсолютно не связанная с использованием специальных средств и методов.

Другим направлением является предупреждение преступлений как бывшими осужденными, так и иными лицами. В отношении бывших осужденных применяется система мер социальной реабилитации, контроля и надзора, направленных на недопущение совершения данными лицами новых преступлений. Что касается недопущения совершения преступлений со стороны иных лиц (так называемое общее предупреждение, обща^пре.венция), то надежный механизм, инструментарий выявления его эффективности практически отсутствует, научные рекомендации в этом отношении, к сожалению, весьма несовершенны. Общественное мнение зачастую исходит из установки - чем жестче, суровее, тем лучше. Хотя многовековая практика постоянно посрамляла подобную установку в общественном сознании, но и сегодня она активно проявляется, в том числе, и в сознании значительной части россиян.

Поставленные цели, как известно, реализуются благодаря решению конкретных задач, стоящих перед уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 1 УИК РФ ими являются: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Частные задачи сформулированы в ряде норм УИК РФ, регулирующих конкретные правоотношения или отдельные правовые институты, например, режим в исправительных учреждениях, воспитательная работа с осужденными, самодеятельные организации осужденных к лишению свободы и др.

ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА [ПРАВА)

Уголовно-исполнительное законодательство, являясь самостоятельной отраслью российского права, основывается на таких принципах, как: законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных, стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказаний с исправительным воздействием (ст. 8 УИК РФ). В отличие от Уголовного кодекса УИК РФ не раскрывает содержания указанных принципов, поэтому сущность каждого из них и всей системы вместе следует выводить из научного анализа используемых в законе терминов, характера и направленности отдельных норм кодекса, а также многолетней практики их применения. Раскроем кратко содержание названных принципов.

Принцип гуманизма в уголовно-исполнительном законодательстве (праве) проявляется в различных направлениях и формах. Данный принцип в УИК РФ по сравнению с ранее действовавшим ИТК РСФСР воплощен полнее, что явилось следствием приведения нормативной базы России в области исполнения уголовных наказаний к мировым стандартам обращения с осужденными. Так, из норм, регулирующих порядок и условия исполнениям отбывания наказания (особенно лишения свободы), убрана излишняя тюремная атрибутика, отражающая прежде всего суровость, жесткость наказания, в результате чего были отменены многие ограничения в отношении осужденных. В УИК РФ закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты от пыток, насилия или другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Существенно расширены возможности поддержания и развития социально полезных связей осужденных с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их полезной инициативы. Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения осужденных, от их желания и настроения вести себя определенным образом, а следовательно, получать или не получать предусмотренные законом льготы.

Принцип гуманизма имеет и другую сторону: он должен проявляться не только по отношению к осужденным, но и ко всему обществу в целом, обеспечивая должный порядок и спокойствие граждан, охрану их законных интересов. Поэтому в УИК РФ предусматриваются меры по надежной изоляции осужденных и их охране; по пресечению различных попыток как со стороны осужденных, так и иных граждан проникновения на охраняемые территории, нападений на охрану, проносов запрещенных предметов и ряд аналогичных действий.

Принцип демократизма проявляется в ряде направлений: в порядке подачи и разрешения жалоб и заявлений осужденных; языке обращений и переписке; в контроле органов государственной власти и органов местного самоуправления; судебном и ведомственном контроле; в прокурорском надзоре за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания; в контроле общественных объединений.

Принцип демократизма проявляется и в том, что уголовно-исполнительное законодательство хотя и исходит из конституционного положения о федеральном построении уголовно-исполнительной системы, но тем не менее предоставляет довольно широкие права субъектам РФ в отношении учреждений и органов, исполняющих наказания, расположенных на их территории. Следует также подчеркнуть, что органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления оказывают большую финансовую помощь учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания (по приобретению продовольствия, строительству различных зданий и сооружений, по освобождению от налогов, по предоставлению различного рода льготных кредитов и т. п.).

Принцип равенства перед законом выражается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся на одних условиях отбывания наказания в исправительном учреждении, независимо от национальной принадлежности, социального положения, вероисповедания и других социально-политических, демографических и иных признаков. Такие различия предусматриваются в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, наличия беременности или малолетних детей, а главное - от поведения осужденных.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний включает рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения как следствие проведенных дифференциации и индивидуализации самих осужденных. Дифференциация осужденных осуществляется на всем протяжении отбывания наказания. Они дифференцируются на определенные группы в зависимости от возраста; состояния здоровья; наличия семьи и родственников; от Отбытого срока наказания и поведения; в зависимости от досрочного (в любой форме) освобождения; от уровня образования и наличия профессии и по многим другим основаниям. В современной науке насчитывают несколько десятков (и даже сотен) подобных оснований для дифференциации.

Внутри классификационных групп осужденных выделяется личность каждого из них, определяются ее основные характеристики, вычленяются положительные и отрицательные качества. Задача воспитателей - выявить все эти качества и составить психологический J портрет личности осужденного, а затем на этой основе разработать программу воспитательных воздействий в отношении конкретного осужденного, опираясь в этой работе на его положительные личностные качества и разрушая, блокируя отрицательные свойства личности. Следует иметь в виду, что во многих исправительных учреждениях вырабатываются и устанавливаются единые режимно-педагогические требования, которые весь персонал независимо от принадлежности к конкретной службе предъявляет к осужденным.

В зависимости от принадлежности осужденных к той или иной классификационной группе к ним индивидуально применяется комплекс мер принуждения, стимулирования их правопослушного поведения. В соответствии с ч. 1 ст. 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения правонарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Эффективность применения этого комплекса мер принуждения и стимулирования зависит от многих обстоятельств, в том числе и от слаженности работы персонала и его педагогического мастерства. В законодательстве указанные аспекты дифференциации и индивидуализации прописаны в настоящее время достаточно подробно. Система стимулирования правопослушного поведения осужденных сейчас намного богаче и обширнее, чем раньше. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием был закреплен и в ранее действовавшем законодательстве, но тогда он определял собственно предмет правового регулирования, а именно: исправительно-трудовое законодательство имело своим предметом правового регулирования лишь те наказания, которые соединялись с мерами исправительно-трудового воздействия (лишение свободы, исправительные работы и отмененные позднее ссылка и высылка). Теперь же этот принцип относится ко всем видам наказаний (за исключением смертной казни) и иным мерам уголовно-правового характера, хотя в действительности к отдельным видам наказаний данный принцип не применяется. Но, учитывая, что большинство наказаний На стадии их исполнения соединяется с мерами исправительного воздействия, этот принцип является определяющим для всего уголовно-исполнительного права.

Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс воспитательных мероприятий и воздействий: труд, обучение, профессиональная подготовка, развитие самодеятельности и многое другое, что призвано формировать позитивные свойства личности, которые в конечном счете определяют степень исправленности осужденных.

СООТВЕТСТВИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫМ АКТАМ

Ранее действовавшее законодательство, в частности ИТК РСФСР, не содержало норм, вытекающих из международных правовых актов, регулирующих сферу обращения с осужденными. При этом резюмировалось, что советское исправительно-трудовое законодательство и практика его применения в основном не только соответствуют международным стандартам обращения с осужденными, но в ряде случаев и превосходят их (особенно в сфере образования и профессиональной подготовки осужденных). Однако фактически по многим показателям советское исправительно-трудовое законодательство (право) и практика его реализации не только не соответствовали международным стандартам обращения с заключенными, но зачастую противоречили им, за что Советский Союз подвергался постоянной критике со стороны мирового сообщества.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Тем самым закрепляется приоритет действия международных норм перед национальными. УИК РФ в ст. 3 воспроизвел указанную норму конституции. К тому же наличие, данной нормы в уголовно-исполнительном законодательстве нашей страны явилось одним из условий принятия России в Совет Европы.

При этом имеется в виду приоритет международных норм над национальными лишь в случае их противоречия, а также относительно не всех без исключения норм, а только тех, которые Россия в силу договора взяла на себя обязательство исполнять.

Международные стандарты обращения с осужденными вырабатываются в результате межгосударственного сотрудничества, в том числе и в сфере соблюдения прав человека, и воплощают мировой опыт исполнения уголовных наказаний. Отражающие их нормы по своему характеру и формам весьма разнообразны: общие универсальные и специальные; обязательные к исполнению и носящие рекомендательный характер; межгосударственные договоры (пакты, конвенции) и нормы-принципы; общемировые и региональные, распространяющие свое действие в отношении всех или отдельных категорий правонарушителей.

Среди универсальных международных актов следует выделить принятые Организацией Объединенных Наций (ООН) Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских. и политических правах (1966 г.), Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.), а также Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.). К этому ряду документов следует отнести Конвенцию о принудительном или обязательном труде, принятую Международной организацией труда еще в 1930т., а также Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый ООН в 1979 г. Из Декларации Всемирной медицинской ассоциации (1975 г.) вытекают принципы медицинской этики в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих их достоинство видов обращения и наказания. Среди специальных международных стандартов следует назвать принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), которые с дополнениями различного рода содержат в настоящее время 95 развернутых статей; Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.); Основные принципы обращения с заключенными (1990 г.). В 1987 г. Совет Европы принял Европейские тюремные правила, которые имеют существенные отличия от указанных выше Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, установленных ООН. Россия в связи с принятием в Совет Европы, взяла на себя обязательство следовать прежде всего Европейским тюремным правилам. Эксперты Совета Европы весьма пристально и систематически наблюдают как за ходом реформирования российского законодательства с учетом действия Европейских тюремных правил, так и за фактической их реализацией на практике. Например, на совещании руководителей пенитенциарных систем стран - участниц Совета Европы, проходившем в мае 2000 г. в Берлине, было констатировано, что Россия за последние годы добилась значительных успехов в деле приближения своего законодательства и практики его реализации к международным стандартам, в связи с чем все страны призывались оказывать России в этом деле поддержку и помощь. И это заявление было сделано несмотря на то, что инспекторы Совета Европы не первый год констатируют критическое положение с размещением арестованных, сложившееся в следственных изоляторах России.

Относительно обращения с приговоренными к смертной казни действуют нормы, содержащиеся в резолюции 1984/50 "Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни", принятой в 1984 г. и одобренной Экономическим и Социальным Советом ООН.

В 1985 г. ООН были приняты Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), в 1990 г. - Правила ООН по защите несовершеннолетних, лишенных свободы. В 1990 г. VII Конгресс ООН одобрил, а Генеральная Ассамблея ООН затем утвердила Стандартные минимальные правила применения к осужденным мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила). Существуют и другие международные акты, в той или иной степени относящиеся к организации исполнения уголовных наказаний, а также иных мер, их заменяющих.

Подписав в 1989 г. Венские соглашения, СССР взял на себя обязательства соблюдать принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с осужденными и иные международные правила по гуманному обращению с правонарушителями. Россия как правопреемница СССР в Декларации о государственном суверенитете и в Конституции заявила о своей приверженности общепризнанным принципам международного права.

Многие международные документы носят рекомендательный характер. В ряде из них содержится прямое указание на то, что они применяются с учетом политических, социально-экономических, культурных условий каждой страны, а также целей и задач ее системы уголовного правосудия.

Статья 3 УИК РФ закрепляет правило, согласно которому уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные договоры нашей страны, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями. Такая позиция, исходящая из реалий российской действительности, отражена по всему тексту УИК РФ (например, сейчас Россия не может предоставить каждому осужденному в местах лишения свободы отдельную комнату или жилую площадь не менее 12 м2).

Нормы уголовно-исполнительного права ориентированы на регулирование возникающих отношений по поводу исполнения и отбывания уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Они предписывают органам исполнительной власти и местного самоуправления, учреждениям и органам, исполняющим наказания, иным учреждениям и организациям, а также должностным лицам, каким образом они должны исполнять наказания и осуществлять иные, связанные с этим мероприятия. В отношении осужденных данные нормы определяют, в каких условиях, с каким правовым статусом они будут отбывать наказания и что их может ожидать, на какую помощь они могут рассчитывать после отбытия наказания.

Нормы уголовно-исполнительного права, законодательства в традиционном его понимании представляют собой правила поведения субъектов уголовно-исполнительных отношений, выраженные в виде их прав и обязанностей; в этом плане выделяют регулятивные (обязывающие, управомочивающие и запретительные), поощрительные и правоохранительные нормы. Кроме того, выделяют еще нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Структура норм уголовно-исполнительного права не имеет существенных отличий от норм других отраслей права, за исключением того, что санкции за их нарушения сосредоточены в одном месте, в ряде статей УИК РФ, специально посвященных этому вопросу.

Регламентируя указанные аспекты, уголовно-исполнительное законодательство (право) использует различные методы - запрет, предписание и дозволение. Хотя императивность в регулировании уголовно-исполнительных отношений и занимает значительное место, однако его механизм не исчерпывается только этим. В УИК РФ значительное место отведено поощрительным, стимулирующим нормам, вытекающим преимущественно из метода дозволения. Особенно наглядно это проявляется в том, что у осужденного существует выбор вариантности поведения, которое напрямую связано с его реальным правовым положением во время отбывания наказания. В связи с тем, что уголовно-исполнительное право сформировалось в качестве самостоятельной отрасли путем заимствования отдельных норм и правовых институтов из различных отраслей права (и даже различных отраслей знаний), для него не характерен единственный метод правового регулирования, например, только запрет, только предписание. В той или иной мере используются различные методы в зависимости от того, какая сфера жизнедеятельности осужденных подлежит правовому регулированию (труд, общее образование и профессиональная подготовка, воспитательная работа и т. п.).

Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ нормы уголовно-исполнительного законодательства применяются на всей территории Российской Федерации. Тем самым никаких исключений ни для одного субъекта РФ не предусматривается, в том числе и для тех, на территории которых население исповедует ислам, и культивируются законы шариата. Нормативные правовые акты, принятые по вопросам исполнения уголовных наказаний субъектами РФ и противоречащие УИК РФ, не могут иметь юридической силы и подлежат отмене. Согласно Конституции РФ исключительная компетенция принятия законодательства уголовно-исполнительного профиля принадлежит Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной думой в окончательной редакции (а не день подписания его Президентом РФ). Согласно ст. 6 данного закона федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Как известно, УИК РФ был принят Государственной думой 18 декабря 1996 г., а в действие вступил с 1 июля 1997 г. (в этом случае наказания в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста должны были вступить в действие не позднее 2001 г.). Федеральный закон от 21 февраля 2001 г. № 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации" также содержит указание на то, что п. 5 ст. 2 вступает в силу с 1 января 2002 г., а п. 7 ст. 2 вступает в силу через три месяца после вступления в силу настоящего Федерального закона.

В отличие от уголовного законодательства УИК РФ исходит из принципа, что исполнение наказаний, применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения. Следовательно, если происходит ужесточение порядка и условий отбывания наказания во время его исполнения, то применяется последняя правовая норма, предусматривающая такое ужесточение. Это правило относится и к оказанию помощи освобождаемым лицам, в том числе и материальной.

Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает общие, положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний; применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам. Реализация всего этого широкого спектра отношений и составляет собственно уголовно-исполнительные правоотношения.

Основанием возникновения уголовно-исполнительных правоотношений являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии. Эти правоотношения возникают по поводу исполнения отбывания наказаний и иных мер уголовно-правового характера. В структуре этих правоотношений основное внимание уде дается реализации порядка и условий исполнения и отбывания наказаний и применению основных средств исправления осужденных. Это наиболее объемная и важная часть уголовно-исполнительных 'к правоотношений, так как здесь прежде всего реализуются карательные и принудительные элементы наказания и определяется порядок i обращения с осужденными. При этом следует иметь в виду, что требования по исполнению наказаний законодатель относит к государственным органам, должностным лицам и иным субъектам, имеющим тe или иные отношения с осужденными либо связанным с исполнением наказания. Все, что касается порядка и условий отбывания наказания, относится к другой стороне участников уголовно-исполнительных правоотношений - к осужденным.

Уголовно-исполнительные правоотношения прекращаются с момента отбытия осужденным наказания или его досрочного освобождения от отбывания наказания по основаниям, указанным в ст. 172 УИК РФ. Однако если лишение свободы заменено судом более мягким видом наказания, например исправительными работами, или суд применил отсрочку отбывания наказания осужденным беременным женщинам и осужденным женщинам, имеющим малолетних детей, то уголовно-исполнительные правоотношения в этих случаях завершаются с момента отбытия нового наказания или полного освобождения судом женщины, имеющей отсрочку исполнения наказания, от его дальнейшего отбывания.

Сферу уголовно-исполнительной деятельности обслуживают различные отрасли научных знаний - право, экономика, управление, психология, педагогика, военное дело и др. Эта сфера деятельности носит комплексный характер, особенно при исполнении таких наказаний, как лишение свободы, арест, направление в дисциплинарную воинскую часть. Здесь администрации учреждений и командованию воинской части приходится сталкиваться не только с организацией собственно исполнения наказания, но и труда, обучения, военной подготовки, медицинского обслуживания осужденных, их материально-бытового обеспечения и многим другим. Это особенно важно иметь в виду при подготовке специалистов для работы в учреждениях и органах, исполняющих наказания; они должны обладать комплексными знаниями в указанных выше сферах жизнедеятельности осужденных. Названные отрасли научных знаний детально изучают "свои" аспекты сферы исполнения уголовных наказаний, разрабатывая, например, проблемы охраны осужденных и осуществления надзора за ними, организации производства и трудового использования осужденных, их медицинского обслуживания и ряд других. Но наиболее ощутимые научные результаты достигаются при интеграции различных отраслей знаний, как, например, это имело место при разработке УИ К РФ.

Среди обширного комплекса уголовно-исполнительных (пенитенциарных) отраслей научных знаний (исправительная педагогика, исправительная психология, организация труда осужденных, экономика производства исправительных учреждений и др.) ведущее место принадлежит науке уголовно-исполнительного права, которая в России в свое время зарождалась как пенитенциарное право, затем трансформировалась в исправительно-трудовое, а ныне - в уголовно-исполнительное право. Во второй половине 50-х гг. XX в. из недр исправительно-трудового права вышли исправительно-трудовая педагогика, исправительно-трудовая психология, организация труда осужденных и экономика исправительно-трудовых учреждений, а в начале 70-х гг. отпочковалась такая отрасль научных знаний, как управление органами, исполняющими наказания.

Наука уголовно-исполнительного права обслуживает самостоятельную отрасль законодательства - уголовно-исполнительную; изучает практику применения, соотнося ее с международными стандартами обращения с осужденными и зарубежным опытом исполнения наказаний и исправления осужденных; анализирует историю развития исправительного законодательства, пенитенциарного дела и научных исследований в России; формулирует принципы и научные основы этой, деятельности, обеспечивая подготовку необходимых кадров. Наука уголовно-исполнительного права использует все оправдавшие себя на практике методы научных исследований (и прежде всего исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, социологические методы); это обеспечивает достаточно высокую степень достоверности и эффективности предлагаемых

Статья 9 УИК РФ определяет исправление осужденных и его основные средства. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, профайлам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения. Таким образом, речь идет о нравственном расправлении осужденных, а не просто юридическом исправлении впредь не совершать преступлений. Основными средствами исправления осужденных закон называет: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно-полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения, т. е. с учетом указанного выше приняла дифференциации и индивидуализации. Применительно к отдельным видам наказаний УИК РФ детально регламентирует использование определенных средств исправления осужденных, акцентируя особое внимание на тех из них, которые соединены с исправительным воздействием. Таким образом, основная направленность уголовнo-исполнительного законодательства презюмируется именно на расправление осужденных.

Сейчас процесс исправления осужденных ориентируется на реальную действительность, в которой он осуществляется (прежде всего в условиях исполнения наказания, применения кары). Поэтому конечный результат исправления определяется более скромно по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Тем не менее перед персоналом уголовно-исполнительной системы стоит сложная задача по организации процесса не просто юридического, но и нравственного исправления осужденных.

В уголовно-исполнительном законодательстве в отношении различных видов наказаний в неодинаковой мере урегулированы аспекты их исполнениями отбывания: в одних случаях акцент делается на исполнении (например, при взыскании штрафа, лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишении специального воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград), в других - детально регламентируется и исполнение, и отбывание наказания (при лишении свободы, исправительных работах и т. д.).

Режим, являясь одним из средств исправления осужденных, по существу создает основу для применения всех других средств воздействия на них, поэтому законодательство уделяет наибольшее внимание его регулированию.

Проведение комплекса воспитательных мероприятий является необходимым условием исправления осужденных. Он включает обширный набор разнообразных средств и методов их применения. В этом отношении непосредственную помощь персоналу может оказать знание основных положений исправительной (пенитенциарной) педагогики и психологии. Психологические службы сейчас широко развернуты в уголовно-исполнительной системе.

Известно, что при достижении цели исправления осужденных следует применять не одно какое-либо воспитательное средство (сколь бы действенным оно ни представлялось), а систему соответствующих мероприятий, средств в различной комбинации и в зависимости от личностных свойств воспитуемых. В указанной системе мероприятий свое место находит сегодня и религиозное просвещение, в том числе и среди осужденных. В настоящее время оно не может быть панацеей от всех бед; фетишизм в воспитательном процессе того или иного средства недопустим. Сейчас вместо политико-воспитательной работы с осужденными проводится просто воспитательная работа, что выразилось в изменении ее содержательной стороны (например, политзанятия с осужденными не проводятся).

Общественно полезный труд в силу исключительно больших воспитательных возможностей воздействия на личность выступает важнейшим средством исправления осужденных; в свое время труд в соответствующих законах нашей страны признавался основой всего процесса исправления и перевоспитания осужденных. Сейчас в политике и законодательстве в сфере исполнения наказаний смещен акцент с трудового аспекта на уголовно-исполнительный. Тем не менее, труд продолжает играть важную роль при исполнении многих видов наказаний. Применительно к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, проблема привлечения их к труду остается исключительно острой. Несмотря на колоссальные усилия уголовно-исполнительной системы по сохранению и расширению рабочих мест в местах лишения свободы, количество безработных осужденных не сокращается. Следует отметить, что условия труда осужденных регулируются в своей основе законодательством о труде. Получение осужденными общего образования и профессиональной подготовки является мощным средством их исправления. Особенно важно это для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свобо-ды. Здесь речь идет не просто о получении осужденными того или иного уровня образования, специальности или ее усовершенствовании, а об учебно-педагогическом процессе, имеющем исключительно высокую воспитательную направленность. В этом отношении уголовно-исполнительная система России накопила большой положительный опыт. К сожалению, в связи с резко возросшими эко-, комическими трудностями она стала утрачивать данный воспитательный потенциал. Школы, профессионально-технические училища в местах лишения свободы все чаще стали закрываться, из них стал уходить педагогический персонал. Все это снижает эффективность процесса исправления осужденных.

Общественное воздействие как средство исправления осужденных в России применяется давно. Здесь также накоплен достаточно богатый опыт. Можно назвать опыт работы Общества попечительного о тюрьмах, утвержденного еще императором Александром I в 1819 г., более поздний опыт распределительных и наблюдательных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, которые не только осуществляли общественный контроль за порядком исполнения и отбывания наказаний, но и сами участвовали во многих воспитательных мероприятиях с осужденными. За прошедшие годы получили развитие различного рода научно-методические, методические сове-, организуемые в учреждениях и органах, исполняющих уголовные Наказания, в аппаратах управления ими.

Сегодня вновь возрождаются попечительские советы как в пределах Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ, так и непосредственно в исправительных учреждениях, в частности, они организуются при каждой воспитательной колонии. Создано научное пенитенциарное общество при Министерстве юстиции РФ. Набрали силу советы родственников осужденных и родительские собрания; в ряде мест они не только себя положительно зарекомендовали, но и стали эффективными рычагами воздействия на поведение осужденных. Прекрасные результаты давала ранее шефская работа трудовых коллективов предприятий, учреждений, учебных заведений; причем она была развернута как во время отбывания осужденными наказания, так и после их освобождения при проведении мероприятий по социальной реабилитации. К сожалению, в настоящее время эта работа находится в упадке в силу сложных социально-экономических условий выживания самих трудовых коллективов.

Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, личности осужденных и их поведения. Прежде всего, набор средств исправления зависит от вида наказания, примененного к осужденному. Но даже в рамках одного вида наказания набор и содержательная сторона этих средств будут неодинаковы. Так, в тюрьмах и исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, а также тех, кому в порядке помилования смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы, средства их исправления существенно отличаются от применяемых в других типах исправительных учреждений (в иных исправительных колониях, не говоря уже о воспитательных колониях или колониях-поселениях).

Поведение осужденного в исправительном учреждении влияет на определение условий, в которых он отбывает наказание (первоначальные, облегченные или строгие), а также на объем предоставляемых ему льгот, на возможность досрочного освобождения от наказания или на изменение режима содержания на более легкий вид. В данном случае в полной мере раскрывается принцип уголовно-исполнительного законодательства о дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: