РЕЖИМ исполнения лишения свободы

Лекция 5

В ряде случаев в связи с возникновением обстоятельств социального, природного или техногенного характера появляется необходимость ограничения обычного порядка функционирования исправительного учреждения. Статья 85 УИК РФ как раз и содержит основания для введения в исправительном учреждении режима особых условий. Такими основаниями выступают: стихийные бедствия; введение в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения', массовые беспорядки или групповые неповиновения осужденных. Все эти обстоятельства в любом варианте могут послужить основанием для принятия решения о введении режима особых условий.

Стихийное бедствие - это явление природного характера: землетрясение, наводнение, засуха, ураган, заносы и т. п. явления. Чрезвычайное, особое или военное положение объявляется соответствующим субъектом исполнительной и законодательной власти, на основании чего расположенное в данном районе исправительное учреждение автоматически переводится на режим особых условий. Массовые беспорядки и групповые неповиновения осужденных наиболее часто, по сравнению с другими, выступают основаниями для принятия решения о введении режима особых условий. В этом случае, если не принять необходимых мер по ликвидации массовых беспорядков и группового неповиновения осужденных, могут наступить тяжелые последствия (разгром исправитёйУШг'о учреждения в целом или отдельных его частей, причинение вреда жизни и здоровью осужденных, персонала и иных лиц).

Групповое неповиновение осужденных характеризуется, как правило, пассивной формой поведения (отказ от приема пищи, выхода из помещений, развода на работу и т.п. действия). В этом случае осужденные отказываются выполнять распоряжения администрации и возложенные на них обязанности. Близко к групповому неповиновению стоят групповые хулиганские действия, связанные в ряде случаев с насилием над личностью осужденных. Но все эти действия обусловлены хулиганскими мотивами, а не стремлением противодействовать администрации. К тому же, как правило, групповые хулиганские действия носят локальный характер.

Массовые беспорядки связаны не просто с неисполнением распоряжения администрации, а выражаются в погромах, поджогах, избиениях осужденных, расправах с неугодными, в захватах заложников и в ряде подобных действий. В данном случае под угрозу ставится общественная безопасность, жизнь'и здоровье осужденных и персонала. Мотивы подобных действий, как правило, обусловлены недовольством существующими порядками, требованиями их изменения, предоставления незаконных привилегий, смены тех или иных представителей администрации и другими аналогичными по своей мотивации требованиями. Обоснованность требований осужденных, если они связаны с угрозой общественной безопасности, жизни и здоровью осужденных и персонала, при решении вопроса о введении режима особых условий значения не имеет; осужденные обязаны подчиняться установленным законодательством требованиям и правилам поведения.

Режим особых условий может выражаться в ряде конкретных действий. Прежде всего может быть приостановлена реализация принадлежащих осужденным прав, предусмотренных ст. 88-97 УИК РФ (приобретение продуктов питания, свидания, получение посылок, передач, переписка, выезды и др.). Режим особых условий в обязательном порядке предусматривает перевод исправительного учреждения на усиленный вариант охраны и надзора, который достигается за счет уплотнения графика работы персонала и уменьшения времени отдыха, запрещения отлучек, отпусков и других мероприятий. При режиме особых условий устанавливается особый порядок допуска персонала и иных лиц на объекты исправительного учреждения и прилегающих к ним территорий. И наконец, в самом исправительном учреждении может быть изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных,, коммунально-бытовых, культурно-просветительных, медико-санитарных и иных служб. Таким образом, режим особых условий связан с существенными ограничениями как для осужденных, так и для работы самого персонала.

Режим особых условий при возникновении указанных выше оснований устанавливается строго определенными лицами и на строго определенный срок. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник исправительного учреждения может самостоятельно вводить меры, связанные с режимом особых условий, с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. Такими должностными лицами выступают: министр юстиции РФ, начальник территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта РФ. Свое решение о введении режима особых условий указанные должностные лица обязаны согласовать с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором. Получив известие о введении начальником исправительного учреждения режима особых условий, указанные должностные лица в течение трех суток должны принять решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер. Режим особых условий вводится на срок до 30 суток и при необходимости может быть продлен на тот же срок.

5.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЙ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ в местах лишения свободы

Нормативное регулирование применения мер безопасности к осужденным осуществляется Законом от 21 июля 1993 г. № 25-ФЗ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (ст. 28-31) и ст. 86 УИК РФ. Именно эти два акта и создают правовую основу существования и использования мер безопасности. Так, УИК РФ применяет термин "меры безопасности", в то время как в Законе от 21 июля 1993 г. идет речь о применении физической силы, специальных средств и оружия, подразумевая в конечном счете те же самые средства. При этом если ст. 86 Кодекса акцент делает на правовых основах применения мер безопасности, определяя конкретные случаи, когда их возможно Применить, то Закон от 21 июля 1993 г. определяет не только какие средства и когда могут быть применены, но и устанавливает права и обязанности персонала в этой сфере, указывая и на возможную ответственность в случае их неправомерного применения.

Следует иметь в виду, что в данных законах имеются определенные разночтения. Кодекс говорит о персонале, который имеет право применять меры безопасности, а Закон от 21 июля 1993 г. указывает лишь на сотрудников уголовно-исполнительной системы, подразумевая аттестованный состав (рядовых, младший, средний и старший начсостав). Более точной представляется нам позиция Кодекса, так как условия, необходимые для применения мер безопасности (особенно физической силы), могут возникнуть в отношении любого работника уголовно-исполнительной системы с тем, чтобы защитить себя или других лиц, воспрепятствовать совершению побега либо иного правонарушения. Конечно, применять в необходимых случаях оружие и специальные (особенно технические) средства должны сотрудники уголовно-исполнительной системы, осуществляющие охрану, конвоирование, розыск, задержание осужденных. Особая роль в этом случае отводится сотрудникам отделов специального назначения, прошедшим особую подготовку и ориентированным как раз на применение мер безопасности в случае возникновения чрезвычайных происшествий, осложнения оперативной обстановки в исправительных учреждениях, захватах заложников, групповых неповиновений, массовых беспорядков и других подобных событий.

Меры безопасности могут быть применены на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном законодательством. При этом указанные в законе меры безопасности могут быть применены как к осужденным, так и к иным лицам, нарушающим установленные законом требования.

Персонал уголовно-исполнительной системы (прежде всего сотрудники) обязан проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим. При этом, применяя физическую силу, специальные средства и оружие, персонал обязан предупредить о намерении их использования, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении мер безопасности создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и заключенных, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным. Применяя меры безопасности, персонал должен обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, в необходимых случаях'предоставляя пострадавшим медицинскую помощь. Сотрудник, применивший физическую силу, специальные средства или оружие, в каждом конкретном случае обязан доложить непосредственному начадщщу о факте применения той или иной меры безопасности. ' ь. •

При отсутствии специальных средств и оружия при необходимой обороне или крайней необходимости персонал уголовно-исполнительной системы вправе использовать любые подручные средства.

В случае ранения или смерти осужденных, заключенных или иных лиц в результате применения мер безопасности начальники учреждений, исполняющих наказания, обязаны сообщить об этом прокурору. Применение мер безопасности с нарушением предусмотренных законодательством правил влечет наступление ответственности вплоть до уголовной.

5.2. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

Для применения мер безопасности необходимо иметь законные основания. В качестве таковых выступает ряд конкретных действий: оказание осужденными сопротивления персоналу, злостное неповиновение законным требованиям.персонала, проявление буйства, участие в массовых беспорядках, захват заложников, нападение на граждан или совершение иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных. Меры безопасности применяются в целях пресечения указанных противоправных действий, а также для предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе.

Под сопротивлением персоналу понимается активное противодействие осужденными выполнению возложенных на сотрудников этих учреждений обязанностей по обеспечению порядка отбывания наказания, прежде всего соблюдению осужденными дисциплины и установленных для них правил поведения (рырывается из рук, убегает, прячется; забаррикадировавшись, закрывается в помещении и т. п.). Злостное неповиновение законным требованиям персонала представляет собой открытый, демонстративный отказ от исполнения обращенного к осужденному требования сотрудника исправительного учреждения, который в силу выполняемых им функций имеет право предъявить такое требование, а осужденный обязан его выполнить. Проявление буйства выражается в бесчинстве, агрессивном поведении, которое может сопровождаться повреждением имущества, оскорблением персонала, нецензурной бранью, нанесением побоев окружающим. Сказанное выше не означает, что в данных случаях исключается применение специальных средств. В зависимости от развития ситуации специальные средства могут быть применены при сопротивлении, злостном неповиновении и проявлении буйства.

Участие в массовых беспорядках выра№ШШ:я в действиях больших групп людей, сопровождающихся насилием над осужденными и персоналом, другими гражданами, уничтожением имущества, поджогами, погромами, использованием холодного и огнестрельного оружия, вооруженным сопротивлением представителям власти. Захват заложников заключается в противоправном лишении человека или группы лиц свободы передвижения с угрозой расправы над ними и выдвижением перед администрацией учреждения или властями требований по выполнению определенных условий как обязательного шага для последующего освобождения заложников. Нападение на граждан может выражаться в применении физического насилия, нанесении побоев персоналу, осужденным, а также гражданам, находящимся на территории исправительного учреждения или на территории, прилегающей к ней. Нападение также может носить корыстный характер и выражаться в форме разбойных нападений. Побег из места лишения свободы выражается в самовольном, незаконном оставлении места отбывания наказания либо при передвижении из одного места в другoe, либо перевозке из одного исправительного учреждения в другое. Он может быть совершен как скрытно с помощью различных ухищрений и приспособлений, так и открыто (например, на рывок); может сопровождаться применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо угрозой применения такого насилия. Задержание бежавших из исправительных учре<ждений проявляется в действиях по пресечению состоявшегося побега.

В качестве мер безопасности закон называет физическую силу, специальные средства и оружие. Цель их применения - пресечение противоправных действий осужденных и иных лиц и предотвращение причинения вреда окружающим и самим себе. Физическая сила (в том числе боевые приемы борьбы) может быть применена персоналом для задержания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение их законных требований. Она применяется в основном при сопротивлении персоналу исправительных учреждений, злостном неповиновении их законным требованиям, проявлении буйства. Но это не означает, что в зависимости от развития ситуации к данным лицам не могут быть применены специальные средства.

Зачастую персоналу уголовно-исполнительной системы приходится применять специальные средства. Основания их применения указаны в ст. 30 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

1) для отражения нападения на работников исправительных учреждений, осужденных, заключенных и других граждан;

2) для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, а также задержания правонарушителей, оказавших неповиновение или сопротивление персоналу;

3) для освобождения заложников, захваченных зданий, помещений и транспортных средств;

4) при конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;

5) для задержания или возвращения осужденных и заключенных, бежавших из-под стражи или из исправительного учреждения.

В качестве специальных средств выступают: резиновые палки, наручники (а при их отсутствии - любые подручные средства связывания), светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград; водометы и бронемашины, служебные собаки. В законе дается четкая регламентация применения конкретных видов специальных средств: резиновые палки - в случаях, указанных в п. 1-2; наручники - в п. 4; светозвуковые средства отвлекающего воздействия - в п. 1-3 и 5; средства разрушения преград - в п. 3 и 5; водометы и бронемашины - в п. 2, 3 и 5 (и только по указанию начальника или заместителя начальника учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента применения); служебные собаки - в п. 1-3 и 5.

Виды специальных средств, а также интенсивность их применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. При этом обязательным требованием выступает минимальное причинение вреда осужденным, заключенным и иным лицам. Применение специальных средств запрещается в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого мргут пострадать посторонние граждане.

Применение огнестрельного оружия (в том числе и газового) регламентировано ст. 31 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". В Законе прежде всего отмечается, что порядок ношения оружия на территории учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и предприятий учреждений, исполняющих наказания, устанавливается территориальными органами уголовно-исполнительной системы. Огнестрельное оружие может быть применено:

1) для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан;

2) для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников исправительных учреждений, осужденных, заключенных и иных лиц, а также отражения нападения с целью завладения оружием;

3) для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;

4) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения и сооружения, а также транспортные средства;

5) для задержания лица, оказавшего вооруженное сопротивление; застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья граждан, собственности и пытающегося скрыться; совершающего побег, либо для пресечения попыток насильственного освобождения осужденных и заключенных, а также для задержания вооруженного лица, отказывающегося выполнять законные требования сотрудника о сдаче оружия;

6) для остановки транспортного средства, с использованием которого совершается побег осужденн'ым или заключенным;

7) для предупреждения осужденных, заключенных и иных лиц о намерении применить огнестрельное оружие, подачи сигнала тревоги и вызова помощи.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право обнажать огнестрельное оружие и приводить его в готовность, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть указанные выше основания для его применения. Огнестрельное оружие применяется без предупреждения:

1) при отражении нападения с использованием оружия или транспортных средств;

2) при побеге осужденных и заключенных из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи с оружием, при помощи транспортных средств либо транспортного средства во время движения;

3) при попытке осужденного, или заключенного, или иного лица приблизиться к сотруднику с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником исправительнога'учреждения расстояние, а также при попытке прикоснуться к его огнестрельному оружию.

При применении огнестрельного, оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан, а также для оказания пострадавшим медицинской помощи. Законом установлены ограничения применения оружия. Его запрещается применять к женщинам с видимыми признаками беременности, лицам с явными признаками инвалидности, несовершеннолетним, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник исправительного учреждения в течение 24 часов обязан доложить непосредственному начальнику или начальнику территориального органа уголовно-исполнительной системы.

5.3. УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Российское уголовно-исполнительное законодательство содержит принципиально новое правило дифференцированного содержания осужденных в пределах одного исправительного учреждения. Согласно ст. 87 УИК РФ теперь в каждой исправительной колонии устанавливается не единый режим, а три, внутри которых осужденный перемещается в зависимости от своего поведения. По прибытии в исправительную колонию осужденный, как правило, помещается в обычные условия отбывания наказания. По прошествии определенного. времени и в зависимости от поведения, отношения к труду он может быть переведен в облегченные условия отбывания наказания. Злостные нарушители переводятся в строгие условия отбывания или с облегченных условий в обычные. При этом правовое положение осужденных, находящихся в различных условиях отбывания, имеет весьма существенную разницу: например, в исправительных колониях общего режима осужденные, находящиеся в облегченных условиях, могут проживать за пределами колонии, в то время как их коллеги, находящиеся в строгих условиях, содержатся в запираемых помещениях. Таким образом, создана своеобразная система изменения условий отбывания наказания, и то, в какую сторону ее развернуть, - полностью зависит от воли и желания самого осужденного; здесь заложена норма, обладающая высокой степенью воспитательной направленности.

В колониях-поселениях устанавливает режим отбывания наказания для всех категорий осужденных. В воспитательных колониях режимные условия подразделяются на четыре вида', обычные, облегченные, льготные и строгие. Для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются общий и строгий виды режима с разными условиями пребывания в них осужденных.

В связи с серьезными изменениями правового положения осужденных при переводе с одного вида условий отбывания наказания в другой законодатель установил своеобразный защитный механизм от возможных злоупотреблений и нарушений прав осужденных: решение о переводе в те или иные условия отбывания наказания принимается комиссией, специально созданной на этот случай; в ее работе могут принимать участие представители органов местного самоуправления по месту расположения исправительного учреждения. Причем осужденный может обжаловать решение комиссии о его переводе в строгие условия содержания в установленном законодательством порядке.

5.4. ПРИОБРЕТЕНИЕ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И ПРЕДМЕТОВ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ

Статья 88 УИК РФ определяет, что осужденные к лишению свободы могут без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий и социальных пособий. Федеральный закон от 21 февраля 2001 г. снял ранее действующие ограничения по расходованию денег ряду категорий осужденных. Осужденные по своему усмотрению могут полностью или частично израсходовать на покупки в магазинах исправительных учреждений указанные средства, находящиеся на их лицевых счетах. Таким образом, снято существовавшее многие годы карательное ограничение расходования осужденными заработанных ими денег; к заработанным относятся и получаемые ими пенсии и иные социальные пособия, которые сейчас выплачиваются им на общих основаниях.

Норма расходования устанавливается лишь в отношении иных средств, поступивших на лицевые счета осужденных: присланных родственниками, иными лицами, поступивших в качестве гонораров, процентов, дивидендов и платежей. Размер этих сумм, разрешаемых к расходованию в магазинах колонии на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, зависит не только от вида исправительного учреждения, но и от тех условий, в которых отбывает наказание конкретный осужденный: обычные, облегчен ные, строгие. При этом действует правило, что если установленная сумма не израсходована в текущем месяце, то осужденные могут в следующем месяце израсходовать оставшуюся часть денег наряду с установленной нормой. Это правило для осужденных является важным, так как они могут более равномерно регулировать приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в зависимости от складывающейся обстановки (например, в определенном месяце получена посылка или передача и необходимости тратить всю норму денег именно сейчас нет).

В отношении определенных категорий осужденных установленная норма денег, которую они могут расходовать, может быть увеличена. Прежде всего речь идет об осужденных, перевыполняющих нормы выработки или образцово выполняющих установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда; на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В данном случае повышение нормы расходования денег в пределах установленного минимального размера оплаты труда с учетом надбавок, предусмотренных законодательством Российской Федерации, носит компенсационный характер в связи с тем, что осужденные затрачивают больше сил и энергии. Следует подчеркнуть, что размер повышения нормы определяют органы государственной власти субъектов РФ по месту дислокации исправительных учреждений.

В настоящее время сняты все ограничения и отсутствуют какие-либо нормы расходования денег в отношении осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих при себе детей; осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, а также осужденных, находящихся в лечебных исправительных учреждениях. Такое решение обусловлено заботой о состоянии здоровья осужденных, а также новорожденных и малолетних детей, оно имеет лечебно-профилактический характер.

В исправительных учреждениях организуются специальные магазины, где продаются продукты питания и предметы первой необходимости. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений Министерства юстиции РФ в приложении № 1 установили перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

Работа магазинов организована в колониях таким образом, чтобы каждый осужденный мог посетить его 3-4 раза в месяц. В тюрьмах, в помещениях камерного типа, в единых помещениях камерного типа осужденные производят покупки в магазинах не лично, а через представителя администрации. Такие покупки осуществляются два раза в месяц, приобретенные продукты питания и предметы первой необходимости вручаются каждому осужденному представителем администрации под расписку.

В каждом исправительном учреждении оборудуется специальная комната, где осужденные хранят и потребляют продукты питания, приобретенные в магазине или полученные в посылке (передаче).

5.5. СВИДАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Предоставление осужденным свиданий и порядок их проведения регулируются ст. 89 УИК РФ и § 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В отдельных случаях длительные свидания могут предоставляться вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В последнем случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свиданий. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками и иными лицами в присутствии представителя администрации. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания не только с родственниками, как это имело место раньше (супругом, супругой, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками), но и с иными лицами. С последними длительные свидания могут предоставляться лишь в исключительных случаях с разрешения начальника исправительного учреждения. Исключительность случая определяется конкретными обстоятельствами, которые должны быть действительно неординарными; при этом не следует избегать отрицательного влияния такого свидания на осужденного.

Длительные свидания с предоставлением права проживания вне исправительного учреждения проводятся с разрешения начальника исправительного учреждения, который одновременно определяет место проживания и порядок поведения осужденного во время свидания. Остальные длительные свидания проводятся в специально оборудованных помещениях гостиничного типа, где есть кухонный комплекс с необходимым набором посуды и иного кухонного инвентаря, а также детская комната с набором игрушек.

Администрация исправительных учреждений, как правило, освобождает осужденных от работы с предыдущей или последующей от-раббткой. На длительные свидания могут приноситься продукты питания (за исключением винно-водочных изделий и пива), вещи гражданского образца для переодевания осужденных, а также предметы, изделия, вещества, хранение которых не запрещено осужденным.

Объединять свидания либо разъединять одно свидание на несколько,нельзя. Осужденному разрешается свидание одновременно не более чем с двумя взрослыми людьми, вместе с которыми могут быть несовершеннолетние. /

На свидания осужденные должны являться в опрятном виде. До и после свидания осужденные подвергаются полному обыску.

Лица, прибывшие на свидание с осужденным, сдают деньги, а также вещи, предметы, не разрешенные к использованию в исправительном учреждении, на хранение сотруднику службы безопасности по проведению свиданий под расписку. При наличии достаточных оснований полагать, что лицо, прибывшее на свидание, намерено передать осужденному предметы, изделия, вещества, хранение которых в исправительных учреждениях запрещено, начальник учреждения объявляет такому лицу о том, что свидание будет предоставлено лишь при согласии на досмотр принадлежащих ему вещей и одежды. В случае обнаружения скрытых от досмотра неразрешенных предметов, изделий или веществ администрация принимает меры в соответствии с действующим законодательством. При нарушении установленного порядка проведения свидания прибывшим на свидание оно немедленно прерывается. На краткосрочные свидания не разрешается приносить продукты питания; в воспитательных колониях данный вопрос решается по усмотрению администрации.

Первое свидание может быть предоставлено осужденному сразу же по прибытии в исправительное учреждение независимо от того, когда он имел предыдущее свидание в местах предварительного заключения. При наличии права на краткосрочное и длительное свидание вид первого определяет осужденный. Последующие свидания предоставляются по истечении периода, равного частному от деления двенадцати месяцев на количество свиданий данного вида, полагающихся осужденному в год. Время, в течение которого свидания не предоставлялись в связи с режимом особых условий, эпидемиями или иными чрезвычайными обстоятельствами, препятствующими нормальной деятельности исправительного учреждения, засчитывается в срок, по истечении которого свидания осужденным могут быть предоставлены.

Осужденному предоставлено право с разрешения администрации заменить длительное свидание краткосрочным, Он также может заменить краткосрочное свидание телефонным разговором. В воспитательных колониях длительное свидание с проживанием за пределами колонии может быть заменено краткосрочным свиданием с выходом. за пределы этой колонии. Порядок замены одного вида свиданий другим определяется Министерством юстиции РФ.

Своеобразным видом свиданий, не входящим в их общее количество, являются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. По желанию осужденного и указанных лиц такие свидания могут предоставляться наедине, при этом администрация обязана проверить полномочия лиц, пришедших на такое свидание.

5.6. ПОЛУЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ПОСЫЛОК, ПЕРЕДАЧ И БАНДЕРОЛЕЙ

В соответствии со ст. 90 УИК РФ осужденные имеют право получать посылки, передачи и бандероли. Посылки и передачи могут быть продуктовыми, вещевыми и смешанными. Посылки и бандероли пересылаются по почте, и их вес и габариты определяются почтовыми правилами; передачи приносятся при посещении исправительного учреждения. Перечень продуктов питания, вещей и предметов, которые могут пересылаться (передаваться) осужденным, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений; они должны исходить из указания ч. 7 ст. 88 Кодекса, говорящей о перечне запрещенных к продаже осужденным продуктов питания и предметов первой необходимости.

Количество посылок, передач и бандеролей определяется в зависимости от вида исправительного учреждения и условий, на которых отбывает наказание конкретный осужденный (обычные, облегченные и строгие). Следует подчеркнуть, что право на получение посылок, передач и бандеролей напрямую не связывается с поведением осужденных, однако опосредованная зависимость имеется - в виде перевода в те или иные условия содержания, определяющие количество получения этих посылок, передач и бандеролей.

Сейчас сняты все ограничения с количества посылок, передач и бандеролей, получаемых женщинами и лицами, содержащимися в воспитательных колониях. В соответствии с медицинским заключением может быть разрешено получение дополнительных посылок, передач и бандеролей в необходимых количествах и ассортименте больным осужденным, осужденным, являющимся инвалидами первой и второй групп. Подобная мера продиктована сугубо гуманными мотивами.

Особый порядок получения установлен для посылок, передач и бандеролей с лекарственными средствами и препаратами медицинского назначения. Здесь должно быть соблюдено два правила. Во-первых, должно существовать медицинское заключение о необходимости получения конкретным осужденным подобной посылки, передачи или бандероли. Во-вторых, такая посылка, передача или бандероль не вручается осужденному, а направляется в медицинскую часть учреждения, где будет использоваться для лечения осужденного, в адрес которого она поступила. Такие посылки, передачи и бандероли не включаются в общее число посылок, передач и бандеролей, которые осужденные могут получить в течение года в соответствии со ст. 121,123, 125 и 131 УИК РФ.

Порядок вручения осужденным посылок, передач и бандеролей регулируется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (§ 16). Вскрытие и досмотр содержимого производит сотрудник службы безопасности в присутствии осужденного. Обнаруженные запрещенные предметы изымаются и в зависимости от их характера передаются на хранение или по акту уничтожаются (винно-водочные изделия, наркотические и ядовитые вещества и т.п.). Перечень и вес вложений посылок, передач и бандеролей регистрируются в специальном журнале, после чего они под расписку выдают-, ся осужденному.

С разрешения администрации осужденные могут отправлять из исправительного учреждения посылки и бандероли (вид вложений законом не регламентируется). Правила внутреннего распорядка определяют, что это могут быть личные вещи осужденного, книги, не исключается и пересылка продуктов питания и предметов первой необходимости, приобретенных в магазине исправительного учреждения.

5.7. ПЕРЕПИСКА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ, ПОЛУЧЕНИЕ И ОТПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ

Осужденным в соответствии со ст. 91 УИК РФ разрешено пблу-!' чать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграм-I мы без ограничения их количества; вся получаемая и отправляемая.корреспонденция осужденных подвергается цензуре. Однако из этого общего правила имеются исключения (п. 4 ст. 15 УИК РФ). Сейчас ст. 91 УИК РФ существенно изменена Федеральным законом от 21 февраля 2001 г. № 26-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основ-, ных свобод" в части осуществления цензуры корреспонденции осуж-I денных. Часть 2 этой статьи сейчас сформулирована следующим об-; разом: "Получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция:ч подвергается цензуре со стороны администрации исправительного i' учреждения. Переписка осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации цен-р зуре не подлежит. Переписка осужденного с защитником или иным i лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основани-§ ях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, если администрация исправительного учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на (инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений осуществля-; ется по мотивированному постановлению руководителя исправительного учреждения или его заместителя".

Вся остальная переписка осужденных подвергается цензуре. В этом отношении переписка осужденных, по существу, носит официальный характер: осужденные отправляют и получают свою корреспонденцию через администрацию учреждений. На территории колонии в каждом локальном участке имеются специальные почтовые ящики, куда Осужденные опускают письма и которые ежедневно вскрываются уполномоченными на то должностными лицами. В тюрьмах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа осужденные передают письма представителям администрации для отправления адресатам.

Письма опускаются в почтовые ящики или передаются представителям администрации в незапечатанном виде. Письма, поступившие на имя осужденного после его убытия из данного исправительного учреждения, не позднее чем в трехдневный срок отправляются по месту убытия. Письма осужденных, адресованные, как было указано выше, надзирающим и контролирующим органам, опускаются в запечатанном виде, цензуре не подлежат и незамедлительно отправляются по назначению.

Письма, исполненные тайнописью, шифром или с применением других условностей или жаргона, а также носящие циничный характер, адресату не направляются, о нем объявляется осужденному, после чего такие письма уничтожаются.

Указание закона о возможности перевода осужденными денег своим родственникам обусловлено заботой о материальной поддержке прежде всего их семей, нуждающихся в такой помощи родственников, что имеет большое воспитательное значение. Такие переводы в определенной мере восполняют расходы родственников, связанные с отправлением посылок и бандеролей осужденным, посещениями исправительных учреждений для свиданий. Поэтому отправление осужденными денег (особенно заработанных ими в исправительном учреждении) поощряется. Согласно § 12 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений при отправлении денежных переводов иным лицам осужденный указывает в заявлении причины, по которым он хочет отправить перевод. Решение администрации по данному заявлению принимается, как правило, не позднее 5 дней со дня подачи заявления. О принятом решении сообщается осужденному.

Следует отметить, что перевод осужденному может отправить любое лицо или организация (в том числе и из-за рубежа). Осужденный ставится в известность, что в его адрес поступил перевод, и если он согласен, то перевод зачисляется на его лицевой счет.

5.8. ТЕЛЕФОННЫЕ РАЗГОВОРЫ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

В соответствии со ст. 92 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляется право на четыре телефонных разговора в год продолжительностью 15 минут каждый. Эта норма закрепляет важное право осужденных на поддержание контактов с родственниками и иными лицами. Осужденные достаточно заинтересованно относятся к такого рода контактам. Реализация этого права зависит от технических возможностей, а они, в свою очередь, во многом зависят от месторасположения исправительного учреждения. Именно поэтому в каждом учреждении администрация определяет максимальное количество и продолжительность телефонных переговоров на тот или иной период времени.

Телефонные переговоры осуществляются по письменному заявлению осужденных и под контролем администрации. Оплата междугородных телефонных переговоров осуществляется осужденными по действующим тарифам. Разговор может быть прерван контролирующим лицом, если разговаривающие стороны нарушают установленные требования общения (как при краткосрочных свиданиях), после предупреждения о недопустимости подобных нарушений.

При отсутствии технических возможностей провести телефонный разговор он может быть заменен краткосрочным свиданием. Осужденному может быть разрешен дополнительный телефонный разговор по прибытии в исправительное учреждение или при исключительных личных обстоятельствах.

Телефонные разговоры осужденных возможны только по их инициативе, т. е. именно из исправительного учреждения. Телефонные переговоры по инициативе родственников или иных лиц не допускаются; они могут переговорить лишь с представителем администрации, сообщив ему необходимые для передачи осужденному сведения чрезвычайного характера.

Осужденным, находящимся в строгих условиях отбывания наказания, а также отбывающих меру взыскания в штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах, телефонные разговоры могут быть предоставлены лишь при исключительных личных обстоятельствах. Запрещаются также телефонные разговоры между осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях (в том числе и являющимися родственниками). Все телефонные разговоры контролируются администрацией.

5.9. ПРОГУЛКИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Право осужденных к лишению свободы.на прогулки УИК РФ детально регламентирует. Дело в том, что за последние годы количество осужденных, нуждающихся в прогулках, существенно возросло в связи с введением строгих условий отбывания наказания, где осужденные, как известно, находятся в запираемых помещениях. Речь в данном случае идет об осужденных, отбывающих лишение свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах (чесли они не работают на открытом воздухе).

Право осужденных на прогулки закреплено в ст. 93 УИК РФ, а их продолжительность определяется ст. 118, 121, 123, 125, 127 и 131 Кодекса (как правило, она равняется полутора часам, а на строгом тюремном режиме - одному часу).

Для прогулок осужденных оборудуются специальные прогулочные дворики, расположенные обычно рядом с камерами или запираемыми помещениями. Обязательным требованием является проведение прогулок в дневное время. Прогулки проводятся покамер-но. В случае нарушения осужденными правил поведения во время прогулки она может быть прекращена досрочно.

5.10.ПРОСМОТР ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ КИНОФИЛЬМОВ И ТЕЛЕПЕРЕДАЧ, ПРОСЛУШИВАНИЕ РАДИОПЕРЕДАЧ

Статья 94 УИК РФ закрепляет право осужденных на просмотр кино- и видеофильмов один раз в неделю. Это право не предоставляется осужденным, отбывающим наказание в тюрьме, а также осужденным, находящимся в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах. Кинофильмы и видеофильмы демонстрируются в клубах исправительных учреждений обычно в выходные и праздничные дни во время, определенное распорядком дня.

В связи с широким внедрением телевидения во все регионы нашей страны появилась возможность просмотра телепередач и в жилых помещениях. Такие просмотры, как правило, осуществляются коллективно в свободное от работы время и не во время ночного отдыха, предусмотренного распорядком дня. Такого права лишаются осужденные, находящиеся в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях Камерного типа и в одиночных камерах.

Для того чтобы обеспечить осужденным возможность для просмотра телепередач, им разрешается персонально или в группе приобретать телевизионные приемники за счет собственных средств через торговую сеть либо получать их от родственников или иных лиц.

Все помещения исправительного учреждения в обязательном порядке радиофицируются. Радиосеть выступает в качестве не только принимающей радиовещание, но и является местным радиоузлом, используемым для различного рода объявлений, проведения бесед, лекций, различных чтений. Это особенно важно в тюрьмах, в помещениях камерного типа, одиночных камерах, штрафных и дисциплинарных изоляторах. Радиовещание осуществляется согласно распорядку дня, исключая ночной отдых. Работа радиосети, установка радиоточек, обеспечение репродукторами осуществляются за счет средств исправительного учреждения.

5.11. ПРИОБРЕТЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ И ПИСЬМЕННЫХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ

Статья 95 УИК РФ имеет воспитательный характер и направлена на развитие у осужденных потребности к повышению своего общеобразовательного, культурного и профессионального уровня, удовлетворения художественных и эстетических потребностей. Следует отметить, что в каждом исправительном учреждении имеется библиотека.

Закон не устанавливает каких-либо ограничений применительно к отдельным категориям осужденных в праве приобретения литературы или письменных принадлежностей, все они пользуются одинаковыми правами. Не имеет значения также и тот факт, что в библиотеке учреждения есть в наличии та или иная книга: осужденные имеют право приобрести интересующее их издание в личное пользование. Однако УИК РФ вводит определенные ограничения по характеру приобретаемой литературы. Так, осужденным запрещается получение, приобретение, хранение и распространение изданий, пропагандирующих войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, а также издания порнографического характера. На такие издания осужденные не имеют права подписываться.

Следует подчеркнуть, что в посылках, передачах и бандеролях закон разрешает получать только письменные принадлежности. Всю остальную литературу осужденный может приобретать по подписке или через книготорговую сеть по безналичному расчету. При этом почтовые отправления с подписной литературой не включаются в число посылок, передач и бандеролей, которые осужденный имеет право получить в течение года.

Правила внутреннего распорядка устанавливают определенные ограничения на получение письменных принадлежностей: осужденным не разрешается приобретать и иметь при себе цветные карандаши и цветную тушь с тем, чтобы исключить возможность подделки документов, денег и других предметов.

Особую заботу у администрации исправительных учреждений вызывает активизация различных сектантских религиозных течений, снабжающих своей литературой осужденных. Если религиозная организация прошла соответствующую регистрацию в отделе юстиции, то получение такой литературы для осужденных допускается.

В силу ограниченности площади в исправительных учреждениях установлено правило, что каждый осужденный имеет право иметь при себе не более десяти экземпляров книг (журналов). В это число не входят учебники, необходимые для обучения осужденных в школе или по специальности. Остальную литературу осужденные могут сдать на хранение или передать в библиотеку учреждения для общего пользования. Пересылать приобретенную литературу родственникам или иным лицам осужденные фактически не могут, так как администрация не в состоянии осуществить, как этого требует закон, цензуру каждого отправления. В данном случае литература должна быть сдана в камеру хранения исправительного учреждения, и по освобождении она будет выдана на руки владельцу. В практике работы исправительных учреждений широкое распространение получили библиотеки в отрядах, формируемые из книг, добровольно переданных осужденными для общего пользования.

5.12. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ БЕЗ КОНВОЯ ИЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Для нормального функционирования исправительные учреждения нуждаются в значительном количестве обслуживающего персонала, который по характеру выполняемых производственных функций связан с перемещениями не только внутри самого учреждения, но главным образом за его пределами (обслуживание коммуникационных сетей, подстанций, котельных, водозаборов, вывозка мусора, доставка топлива и другие работы). В связи с этим возникает необходимость в том, чтобы осужденные, выполняющие эти работы, передвигались без конвоя или сопровождения. Статья 96 УИК РФ подробно регламентирует порядок передвижения осужденных без конвоя и сопровождения.

Решение о предоставлении осужденному права передвижения без конвоя или сопровождения принимает начальник исправительного учреждения. При отборе кандидатов на расконвоирование должны быть учтены следующие требования: во-первых, они должны характеризоваться положительно и не иметь неснятых или непогашенных взысканий; во-вторых, они должны пробыть в исправительном учреждении не менее шести месяцев; в-третьих, не подпадать под те категории осужденных, которые не подлежат расконвоированию. Сюда относятся: осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные за совершение особо тяжких преступлений; осужденные, находящиеся на строгих условиях содержания; осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания; осужденные, больные открытой формой туберкулеза; осужденные, не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированные осужденные; осужденные, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемость.

Передвижение без конвоя или сопровождения (в воспитательных колониях) не является мерой поощрения осужденных, хотя для этого и требуется их положительное поведение. Передвижение осужденных без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения осуществляется в строго определенном порядке и лишь на время выполнения указанных работ. Такие осужденные размещаются отдельно от других категорий; в настоящее время существует два варианта размещения этих лиц. Первый -в отдельном помещении внутри жилой зоны и второй - в отдельном помещении за пределами исправительного учреждения, но в его границах либо в пределах границ, установленных администрацией по согласованию с органами местного самоуправления. Если эти лица проживают внутри колонии, то все свободное от работы время они проводят в колонии. Разрешение на выход за пределы учреждения без конвоя или сопровождения дается, как правило, на время от подъема до отбоя. Лишь в отдельных случаях в связи с круглосуточным обслуживанием объекта или коммуникации или их аварийным ремонтом может быть разрешен выход в ночное время. В случае проживания этих лиц за пределами учреждения на них распространяется распорядок дня, установленный руководством учреждения для лиц, проживающих в данном помещении.

Передвижение осужденных без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения осуществляется не произвольно, а по строго определенному маршруту, отклонение от которого является нарушением режима со всеми вытекающими отсюда последствиями; надзор за осужденными осуществляется постоянно..

Разрешение на передвижение осужденных за пределами колонии без конвоя или сопровождения выдается на срок выполнения указанных выше работ. По их исполнении или в случае нарушения осужденным режима отбывания наказания такое разрешение начальником исправительного учреждения аннулируется. Лица, пользующиеся правом передвижения без конвоя или сопровождения, каких-либо дополнительных льгот (за исключением такого передвижения и возможности проживания за зоной) по сравнению с другими осужденными данного учреждения не имеют.

5.13. ВЫЕЗДЫ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ЗА ПРЕДЕЛЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Статья 97 УИК РФ регламентирует право и порядок предоставления осужденным выездов из мест лишения свободы, предусматривая два вида таких выездов - краткосрочные и длительные. Краткосрочные выезды в свою очередь подразделяются на три вида: выезды в связи с исключительными личными обстоятельствами, выезды для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения и выезды осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных колоний, для устройства детей у родственников либо в детском доме и осужденных женщин, имеющих несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительных учреждений. Продолжительность краткосрочных выездов - до семи суток, не считая времени нахождения в пути.

Длительные выезды предоставляются осужденным на время ежегодно оплачиваемого отпуска или на этот же срок осужденным, не обеспеченным работой, а также осужденным мужчинам старше 60 лет и осужденным женщинам старше 55 лет, осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы и несовершеннолетним осужденным.

Предоставление осужденным права выездов из мест лишения свободы является реализацией принципа гуманизма уголовно-исполнительного законодательства, значительно приближающим его к международным стандартам обращения с осужденными. Данная норма имеет важное воспитательное значение.

Правом выезда за пределы исправительных учреждений пользуются осужденные к лишению свободы, содержащиеся в исправитель-

ных колониях и воспитательных колониях, а также осужденные, оставленные в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию. Такого права не имеют осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, больные открытой формой туберкулеза; осужденные, не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированные осужденные. Запрещаются выезды всех видов и любым категориям осужденных в случае проведения противоэпидемических мероприятий в учреждении или местности, на которой оно расположено; такие выезды возобновляются лишь после снятия всех карантинных ограничений.

Предусматривается возможность выезда за пределы исправительных учреждений определенных категорий осужденных не самостоятельно, а только в сопровождении родственников или иных лиц. Это относится к осужденным, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; несовершеннолетним осужденным, а также осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы и нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе. Если организовать такое сопровождение по каким-либо при-' чинам невозможно, то выезд таким лицам не предоставляется.

Начальник исправительного учреждения имеет широкие права в решении вопроса о разрешении выезда. Если раньше он был обязан согласовывать свое решение с прокурором, то теперь этот вопрос он решает самостоятельно. Заявление Осужденного о предоставлении ему краткосрочного выезда за пределы исправительного учреждения в связи с исключительными личными обстоятельствами он должен рассмотреть в течение суток. При этом начальник исправительного учреждения должен учесть характер и тяжесть совершенного осужденным преступления, на протяжении какого времени данный осужденный находится в исправительном учреждении и как он себя зарекомендовал.

Известие о наличии исключительного личного обстоятельства должно быть соответствующим образом оформлено и заверено документально. При положительном решении вопроса о краткосрочном выезде издается приказ начальника исправительного учреждения, после чего осужденному выдается удостоверение определенного образца, заверенное гербовой печатью учреждения. Перед выездом осужденный инструктируется, а также предупреждается об уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания, о чем он дает подписку. На период выезда осужденный использует принадлежащие ему одежду и обувь гражданского образца по сезону, а при их отсутствии одежду и обувь образца, установленного в местах лишения свободы, которые в случае сильного износа заменяются на новые за счет осужденного.

По прибытии осужденного к месту назначения он-обязан зарегистрироваться в суточный срок в дежурной части органа внутренних дел или у участкового инспектора (в сельской местности). В день истечения срока пребывания или убытия осужденный вновь обязан посетить орган внутренних дел и сделать отметку об убытии. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, затрудняющих обратный выезд осужденного в установленный срок, по постановлению начальника органа внутренних дел по месту пребывания осужденного срок возвращения в исправительное учреждение может быть продлен до пяти суток с обязательным срочным уведомлением об этом администрации исправительного учреждения.

Выезд исчисляется сутками. При контроле срока выезда должны учитываться сутки начала срока выезда, время которого считается оконченным в 24°° последних суток установленного в удостоверении срока.

Оплата проезда производится за счет средств осужденного или перечисленных на этот счет средств родственников. Проездные билеты осужденный приобретает самостоятельно. В необходимых случаях администрация оказывает ему в этом помощь. За время нахождения осужденного вне исправительного учреждения заработок ему не начисляется; время выезда и время нахождения в пути засчитываются в срок наказания.

При неявке осужденного в местный орган внутренних дел для регистрации начальник органа внутренних дел (уголовно-исполнительной системы) принимает меры к установлению его местонахождения и выясняет причины неявки. В случае невыезда осужденного к месту отбывания наказания по неуважительным причинам и установления того, что осужденный уклоняется от отбывания наказания, начальник органа внутренних дел (уголовно-исполнительной системы) возбуждает уголовное дело и задерживает осужденного, о чем по телеграфу сообщает начальнику исправительного учреждения. Розыск осужденных, не возвратившихся в исправительное учреждение к назначенному сроку, осуществляется в установленном порядке.

Если наказание отбывает иностранный гражданин (в том числе и из страны СНГ), то выезд на территорию другого государства ему разрешается в порядке и случаях, предусмотренных соглашениями с соответствующими государствами. В настоящее время такие соглашения не заключены и в силу этого иностранным гражданам выезды не предоставляются.

5.14. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Статья 98 УИК РФ впервые закрепляет принцип обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения осужденных к лишению свободы. Сюда относятся следующие виды обеспечения: пособия по временной нетрудоспособности, а женщинам, кроме того, пособия по беременности и родам; пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособия по случаю рождения ребенка; пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а некоторым категориям работников - также пенсии за выслугу лет. Закон от 21 февраля 2001 г. № 25-ФЗ в отношении получения женщинами пособий по беременности и родам изменил редакцию ч. 1 ст. 98 УИК РФ, исключив термин "на общих основаниях" и введя словосочетание "в порядке, установленном Правительством Российской Федерации". Это означает, что в настоящее время в стране отсутствуют соответствующие материально-финансовые возможности решать указанный вопрос в отношении пособий по беременности и родам осужденным женщинам в общем порядке, учитывая, что и мать и ребенок находятся на государственном обеспечении. Дело в том, что осужденные, не работающие по болезни, и осужденные кормящие матери на период освобождения от работы получают питание не только бесплатно, но и по повышенным нормам.

Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости (мужчины по достижении 60 лет, женщины - 55 лет), при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В отношении осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительных учреждениях, действие добровольного медицинского страхования до окончания срока пребывания в исправительных учреждениях приостанавливается.

Одновременно законодатель закрепляет такое важное положение, как право на возмещение ущерба в случае утраты трудоспособности осужденными в период отбывания ими лишения свободы. Причем это право должно быть реализовано сразу по факту утраты трудоспособности, а не после освобождения, как это определялось по ранее действовавшему ИТК.

По прибытии в исправительные учреждения осужденные продолжают получать пенсии и пособия, которые они получали до осуждения. Выплата пенсий осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных. Если право на пенсию наступило в период отбывания наказания, то она оформляется администрацией исправительного учреждения через местные органы социальной защиты населения.

Из пенсий осужденных производятся' различные виды удержаний, в том числе и по исполнительным документам. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий осужденных определяются ст. 107УИКРФ.

5.16. МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

В ст. 99 УИК РФ законодатель определяет минимальную норму жилой площади, ниже которой она не может быть опущена: эта норма колеблется от 2 до 5 м2 в расчете на одного осужденного. Такой разброс в нормах обусловлен главным образом медицинскими требованиями-и половозрастными особенностями осужденных. Особое внимание следует обращать на соблюдение норм площади в тюрьмах, так как в них осужденные постоянно находятся в камерах. Каждому осужденному предоставляется индивидуальное спальное место, выдаются необходимые спальные принадлежности. Банно-прачечное обслуживание осужденных обеспечивается строго по графику, в каждом исправительном учреждении имеются свой банно-прачечный комплекс, парикмахерская, различные мастерские по ремонту одежды, обуви.

Осужденные обеспечиваются комплектами одежды по сезону с учетом пола и климатических условий. Образцы одежды разрабатываются и утверждаются Министерством юстиции РФ. Осужденные могут дополнительно за счет собственных средств приобретать разрешенную к использованию в исправительных учреждениях одежду, в том числе спортивную; оплачивать дополнительные лечебно-профилактические и иные предоставляемые по их желанию услуги.

Нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством РФ. Существует несколько норм питания, которые варьируются в зависимости от состояния здоровья осужденных, их возраста, беременности и т. п. Осужденным беременным женщинам, осужденным кормящим матерям, несовершеннолетним осужденным, а также больным осужденным и осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.

В каждом исправительном учреждении есть столовая со специальным штатом поваров. Столовые снабжены всем необходимым технологическим оборудованием, имеют соответствующие цеха (вплоть до собственных пекарен). За технологией приготовления пищи и ее качеством осуществляет контроль медицинская часть; руководство исправительного учреждения снимает пробу приготовленной пищи, о чем в соответствующий журнал делается запись. Питание в исправительных учреждениях для основной массы осужденных трехразовое, в лечебных учреждениях - свой рацион и своя очередность.

За питание, одежду, обувь, материально-бытовые услуги осужденные обязаны платить из своего Заработка, пенсии или иных причитающихся им выплат. Возмещение стоимости питания, одежды и коммунально-бытовых услуг производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. За предоставленную одежду, обувь осужденный по желанию может рассчитаться сразу. Бесплатно осужденным предоставляются спецпитание и спецодежда.

Вместе с тем отдельным категориям осужденных питание и вещевое довольствие предоставляются бесплатно', осужденным, не работающим по не зависящим от них причинам, а также осужденным, не получающим пенсии. Эти категории осужденных обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Кроме того, осужденным, освобожденным от работы по болезни, осужденным беременным женщинам и осужденным кормящим матерям на период освобождения от работы питание предоставляется бесплатно. Осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, а также осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, питание и одежда предоставляются бесплатно.

В указанной статье Кодекса содержится весьма специфическая норма, относящаяся к отказникам от работы. Так, с осужденных, уклоняющихся от работы, расходы на питание, вещевое довольствие и коммунально-бытовые услуги удерживают из средств, имеющихся на их лицевых счетах.

5.17.ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН, ОСУЖДЕННЫХ КОРМЯЩИХ МАТЕРЕЙ И ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

Статья 100 УИК РФ имеет специальную направленность и выделена в качестве самостоятельной для того, чтобы подчеркнуть заботу о данной категории осужденных, а также их малолетних детях.

В ряде исправительных колоний, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, образованы дома ребенка, которые представляют собой своеобразные детские учреждения со своим специальным штатом, включающим кухню, готовящую питание для детей. Дома ребенка выгораживаются в отдельную зону на т


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: