Правовое положение осужденных

Лекция 7

В отличие от ранее действовавшего ИТК РСФСР, где приводилось лишь общее определение правового положения осужденных, УИК РФ уделил этому важнейшему вопросу целую главу - вторую, состоящую из шести статей. Такой подход свидетельствует об изменении политики России относительно исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными в плане приближения данной сферы государственной деятельности к мировым стандартам, В настоящее время правовой статус осужденных, их основные права и обязанности закреплены законом, а не на уровне преимущественно ведомственных нормативных правовых актов. Это обстоятельство имеет исключительно важное значение, в том числе и в аспекте неукоснительного соблюдения законности.

В ч. I ст. 10 УИК РФ провозглашается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний. Это означает, что права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы осужденных лиц подлежат охране и защите в равной мере со всеми гражданами России.

Государство гарантирует охрану и защиту также и законных интересов осужденных. В последнем случае речь идет о законных интересах не только осужденных, но и их родственников, близких, членов трудовых коллективов, акционеров и других лиц, с которыми осужденный связан теми или иными законными отношениями. Поэтому, наказывая виновного в конкретном преступлении, государство не вправе ущемлять интересы этих субъектов, никоим образом не связанных с совершенным деянием.

Законность применения на практике средств исправления осужденных и правовая защита этих лиц обеспечиваются системой гарантий, включающей в себя: право осужденных направлять предложения, заявления, жалобы и порядок их рассмотрения; контроль орга-' нов государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль, прокурорский надзор, общественный контроль за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания; возможность посещения, иными лицами этих учреждений и органов.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством. Никакие иные ограничения или ущемления их прав и свобод не допускаются. Осужденных нельзя освободить от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (например, осужденные, отбывающие лишение свободы, не могут быть призваны в армию, не избирают и не могут быть избранными, лично не воспитывают своих детей). Осужденные могут на общих основаниях защищать в судебном порядке свои нарушенные права и интересы как лично, так и через своих представителей. Они, например, в полной мере выступают субъектами авторского и изобретательского права, правомочны даже поддерживать международные связи лично или через своих представителей и т. п. Все ограничения в отношении осужденных полностью отражены в законодательстве.

Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, установленные международными договорами и законодательством Российской Федерации. Ограничения в правовом положении этих лиц предусмотрены уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Правовой статус осужденных - иностранных граждан и лиц без гражданства определяется исходя из их правового статуса на территории России с учетом положений договоров Российской Федерации с государством, к которому принадлежит данный иностранный гражданин (если таковые договоры имеются), в соответствии с признанными нормами международного права в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными, а также нормами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

В ранее действовавшем законодательстве правовое положение осужденных определялось с учетом ограничений, предусмотренных законодательством для осужденных, а также вытекающих из приговора суда и режима отбывания конкретного вида наказания. В УИК РФ два последних вида ограничений исключены, поскольку ранее была возможность произвольного и весьма расширительного толкования различного рода ограничений, особенно вытекающих из режима отбывания. Чаще всего такие вольности допускались при исполнении наказания в виде лишения свободы, когда ведомственные нормативные акты устанавливали различные правоограничения, объясняя это необходимостью укрепления режима отбывания наказания. Теперь подобное исключается в принципе. В ч. 4 ст. 10 УИК РФ закрепляется правило, согласно которому права и обязанности осужденных определяются настоящим кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

7.1. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ

При определении правового положения осужденных принципиальным является закрепление их обязанностей. Это требование вытекает из обязанности исполнения приговора суда о применении наказания. Ее должен выполнить и сам осужденный, т. е. понести наказание со всеми его тяготами и лишениями, позором и неудобствами, утратой определенных благ, возможностей и многими другими негативными последствиями. Поэтому в ч. I ст. 11 УИК РФ coдержится требование о том, что осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности ее граждан, соблюдать, принятые в обществе нравственные нормы поведения, правила санитарии и гигиены. Следовательно, речь идет об исполнении общегражданских обязанностей. Данное положение создает правовую основу для установления специфической обязанности осужденных по соблюдению, например, правил санитарии и гигиены.'р местах их проживания и работы со всеми вытекающими отсюда ^Последствиями, в том числе и в виде применения специфической исциплинарной ответственности за ненадлежащее выполнение таких эбщегражданских обязанностей. Если в условиях свободы граждане альны в установлении пределов санитарии и гигиены собственного |(Илища или тела, то в местах лишения свободы к этим аспектам их кизнедеятельности предъявляются определенные требования, со-ицодать которые осужденные обязаны.

Закон предусматривает обязанность осужденных соблюдать тре-вания федеральных законов, а также принятых в соответствии с ми иных нормативных правовых актов, определяющих порядок и ловия отбывания наказаний. Такие требования должны быть в пол-Ом объеме доведены до осужденных, чтобы они могли с ними озна-эмиться, иметь соответствующие выписки. В значительной степени ро относится к нормативным правовым актам федеральных органов Исполнительной власти, в которых детализируются общие положе-я, относящиеся к обязанностям и запретам. Данные обязывающие едписания и запреты должны знать родственники осужденных, торые приезжают на свидания, пересылают посылки и корреспон-бнцию, передают передачи и т. п.

На осужденных возлагается специальная обязанность выполнять конные требования администрации учреждений и органов, испблня-цих наказания; без этого невозможно в полном объеме, точно и в ок исполнить наказание. Речь идет о выполнении осужденными ^конных требований, а не любых приказов и указаний. Законность ведъявляемого требования следует определять исходя из его общей рактеристики, а не из суждения о том, компетентен или нет дан-лй сотрудник администрации требовать выполнения осужденным "кретных действий. Естественно, что в исправительных учрежде-ях устанавливаются единые режимно-педагогические требования, Исполнение которых осужденными обеспечивается всем персоналом Уголовно-исполнительной системы, независимо от занимаемой конкретным работником должности все эти требования будут законными. Невыполнение осужденным предъявленного сотрудником указанной системы требования со ссылкой на его незаконность должно быть обоснованным (данное требование носит сугубо личный характер, не предусмотрено правовой нормой, противоречит закону и т. п.).

В целях обеспечения нормальных взаимоотношений между осужденными и персоналом в законе установлена специфическая обязанность осужденных вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным. Следует отметить, что если требование о вежливом отношении к персоналу и иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, осужденными воспринимается в целом положительно и в основном соблюдается, то поддерживать вежливые отношения между собой им удается далеко не всегда. На этой почве больше всего допускается нарушений режима и преступлений. Выполнению данной обязанности помогают жесткий надзор и контроль за осужденными в местах их нахождения, а также проведение мероприятий воспитательного характера. Важным в этом случае является и пример взаимоотношений персонала, а также форма обращения со стороны его отдельных членов к осужденным.

Еще одной специфической обязанностью осужденных выступает обязанность являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и давать объяснения по вопросам соблюдения требований приговора. Такая обязанность в большой мере является специфической для осужденных, в отношении которых исполняются наказания без изоляции от общества, где явка к соответствующему должностному лицу выступает формой и контроля, и проведения воспитательной работы. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу. Должностное лицо может предложить осужденному дать объяснения как в устной, так и в письменной форме; отказ отдачи объяснений может повлечь применение предусмотренных законодательством мер воздействия.

Закон предусматривает самую разнообразную ответственность осужденных за невыполнение возложенных на них обязанностей. С одной стороны, она может реализовываться в дисциплинарном порядке с применением следующих специфических видов: например, при исполнении наказания в виде лишения свободы возможен перевод осужденных в штрафной или дисциплинарный изолятор, в помещение камерного типа и т. д. С другой стороны, в случае недостаточной эффективности таких дисциплинарных взысканий может наступать ответственность более строгая - замена одного вида наказания другим, более строгим (ограничение свободы, исправительные работы - лишением свободы) или же может быть изменен вид исправительного учреждения (перевод из колонии-поселения в охраняемую исправительную колонию, из исправительной колонии - в тюрьму). В качестве специфической меры реализации ответственности выступает перевод в единые помещения камерного типа злостных нарушителей порядка отбывания наказания из различных исправительных учреждений данного региона или даже из других регионов. Если осужденные отбывают наказание без изоляции от общества, что наряду с общей ответственностью за те или иные нарушения правопорядка (административные, трудовые) они могут нести еще и специальную ответственность, предусмотренную уголовно-исполнительным законодательством в случае нарушения уже порядка отбывания наказания (связанную с предупреждением, выговором и др.). Им могут быть установлены дополнительные ограничения: запрет пребывания вне дома в определенное время суток, в определенных местах района, города; увеличение числа явок на регистрацию и др. Установлением разнообразной системы специальной ответственности Л уголовно-исполнительное законодательство обеспечивает надлежащий порядок отбывания осужденными наказаний.

7.2. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ

В отличие от обязанностей, прописанных в общем виде, права осужденных в УИК РФ регламентированы исключительно подробно. Это обусловлено в том числе и стремлением иметь дополнительные гарантии обеспечения законности при исполнении наказаний ст. 12 УИК РФ закрепляются права осужденных и обязанность администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, обеспечивать их реализацию. Указывается, что осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить с изменениями порядка и условий отбывания наказания.

В законе закрепляется право осужденных на вежливое обращение стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Следует отметить, что осужденные вправе требовать такого обращения с ними, защищая это право всеми законными средствами, вплоть до ращений в соответствующие инстанции. В качестве важнейшего выступает запрет подвергать их жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению; вскрытие подобных фактов всегда влечет строгую ответственность (вплоть до уголовной) представителя персонала, допустившего такое обращение с осужденными. Меры принуждения к осужденным могут быть применены только на основании закона. Порядок применения к осужденным физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия регламентирован в Законе "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Следствием влияния международных стандартов обращения с осужденными выступает правило, закрепленное в ч. 3 ст. 12 УИК РФ о том, что осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье. Это запрещение носит абсолютный характер и неукоснительно исполняется. В России осужденных никогда не использовали в качестве подопытных при проведении медицинских экспериментов или как спарринг-партнеров при тренировках личного состава различного рода спецслужб и т. п.

В настоящее время существенно расширены права осужденных на обращения, причем в ряде случаев в весьма нетрадиционных формах. Закон закрепляет право обращения осужденных с, предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления данными структурами, в суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных.

Принципиально новым является возможность обращения за защитой прав осужденных в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Это не только дань тому обстоятельству, что Россия вступила в мировое сообщество в качестве цивилизованного и равноправного партнера, признающего юрисдикцию специальных судебных органов мирового и европейского сообщества, но и подтверждение курса на открытость уголовно-исполнительной системы России, ее стремления соблюдать и охранять права и свободы человека. Речь прежде всего идет о специализированных судах (комиссиях) Совета Европы, как, например, о Европейском суде по правам человека, а не о разного рода многочисленных общественных правозащитных организациях различных стран. С этими организациями целесообразно поддерживать связь на уровне взаимодействия, предоставления информации о состоянии здоровья, поведении осужденных, их личностных устремлениях и т. п. Существует определенный порядок обращения граждан в этот суд.

В законе закрепляется важнейшее право осужденных давать объяснения, вести переписку, обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо, по их желанию, на государственном языке субъекта РФ по месту отбывания наказания. Государственным в Российской Федерации является русский язык; он также выступает и языком межгосударственного общения. В случае, если документы изготавливаются на языке субъекта РФ, а направляются в органы, расположенные вне пределов его территории либо в межгосударственные органы, расположенные за границей Российской Федерации, то эти документы должны быть переведены на русский язык по месту их отправления. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии такой возможности ответ дается на государственном языке Российской Федерации (русском языке). Перевод полученного ответа на язык обращения обеспечивается учреждением или органом, исполняющим наказания.

Осужденные - иностранное граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или любом другом языке, которым они владеют; в необходимых случаях они могут пользоваться услугами переводчиков. Ответы осужденным данной категории также даются на языке обращения. Учреждения уголовно-исполнительной системы, где отбывают наказание в виде лишения свободы иностранные граждане и лица без гражданства, должны располагать необходимым числом переводчиков (на договорной основе) с тем, чтобы при необходимости своевременно осуществить такой перевод. Затраты на это производятся из бюджета указанной системы.

Закрепляется право осужденных на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Речь в данном случае прежде всего идет об осужденных, отбывающих наказания, связанные с изоляцией от общества. Обязанность реализации этого права указанной категории осужденных возлагается на администрацию учреждения или органа, где они отбывают наказание. В отношении же осужденных, находящихся в условиях свободы, действует обычный порядок страховой медицины, производственной санитарии, проведения профилактических мероприятий.

Уголовно-исполнительная система располагает широкой сетью специализированных медицинских учреждений, осуществляющих лечебно-профилактическую работу среди осужденных. Кроме того, в каждом исправительном учреждении есть медицинская часть (со стационаром), располагающая специализированной кабинетной системой оказания лечебно-профилактической помощи осужденным. В случае необходимости больных осужденных направляют на лечение в специализированные больницы.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ закрепляет право осужденных на социальное обеспечение, в том числе и на получение пенсий и социальных пособий. Оно осуществлялось до издания Закона от 21 февраля 2001 г. на общих основаниях, теперь же - в порядке, установленном Правительством РФ. До принятия УИК РФ осужденным, отбывающим наказания, связанные с изоляцией от общества, ни пенсии, ни пособия не выплачивались; на время отбывания наказания их выплаты приостанавливались. В настоящее время этот порядок отменен: пенсии и социальные пособия данным лицам в период отбывания ими наказания выплачиваются.

Закрепляется право осужденных пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи (в основном это представители различных юридических контор, центров по оказанию юридической помощи населению, работающие как субъекты правозащиты, альтернативные традиционным коллегиям адвокатов).

Закрепляется право осужденных - иностранных граждан, отбывающих наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, поддерживать связь с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации. Если на территории Российской Федерации таковых нет в силу отсутствия дипломатических отношений нашей страны с государством, гражданином которого является осужденный, то связь устанавливается с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану интересов данной страны, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанной категории осужденных.

В ст. 12 УИК РФ содержится важное положение относительно порядка осуществления осужденными своих прав. Прежде всего констатируется, что этот порядок устанавливается настоящим Кодексом и иными нормативными актами (прежде всего Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, арестных домов, исправительных центров, дисциплинарных воинских частей). При этом специально отмечается, что при реализации прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

7.3. ПРАВО ОСУЖДЕННЫХ НА ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

В ст. 13 УИК РФ детально регламентируется право осужденных на личную безопасность. Речь идет об обеспечении личной безопасности осужденных, отбывающих наказания в виде ареста, ограничения или лишения свободы, т. е. о тех случаях, когда осужденные полностью или частично изолированы от общества и находятся под охраной или надзором персонала уголовно-исполнительной системы. Данные лица либо не имеют возможности самостоятельно обеспечить свою личную безопасность (при аресте или лишении свободы), либо такие возможности существенно сужены (при ограничении свободы). Осужденные самовольно не могут покинуть камеру, жилую секцию или комнату, отряд или бригаду и вынуждены постоянно находиться с теми, от кого по тем или иным причинам исходит угроза. Причины угроз могут быть самыми разнообразными, и их характер для реализации права на личную безопасность значения не имеет (личные неприязненные отношения или требования уплаты карточного долга), главное - возникла угроза личной безопасности.

Характер угрозы личной безопасности может быть различным: угроза убийства, причинения телесных повреждений, избиения, совершений насильственного акта мужеложства и иного посягательства. В ряде случаев речь может идти о фактах систематического издевательства, которые, в конечном счете, могут спровоцировать возникновение конфликта с угрозой личной безопасности для индивида, подвергающегося глумлению.

Статья 13 УИК РФ предусматривает, что при возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязательно незамедлительно принять соответствующие меры. На практике обычно выражаются в помещении такого осужденного в отдельную свободную камеру штрафного изолятора до решения вопроса о ''месте его дальнейшего нахождения в учреждении или за его пределами. Нахождение осужденного в данном помещении никаких ограничений для него не предусматривает, он пользуется всеми принадлежащими ему правами.

Начальник учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, обязан досконально разобраться в создавшейся ситуации, выяснить причины возникновения такой угрозы, выявить участников конфликта, его организаторов. В зависимости от результатов рассмотрения и оценки сущности конфликта начальник принимает конкретное решение относительно осуществления мер, устраняющих угрозу личной безопасности осужденного, в том числе и его помещения в безопасное место либо перевода в другое учреждение.

7.4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Реализации данного права осужденных посвящена ст. 14 УИК РФ, так как она обеспечивает выполнение международно-правовых обязательств России, взятых ею на себя в качестве государства - участника международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции о защите основных прав и свобод человека. Свобода совести и свобода вероисповедания закреплены в ст. 28 Конституции РФ, а также в ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Закон РФ "О свободе вероисповедания" в связи с принятием указанного выше закона отменен). В соответствии с нормами этих законов гражданам предоставлено право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В преамбуле Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" признается особая роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры, подчеркивается уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Признаются особые заслуги титульных, исторически традиционных для России религий, что в определенной мере может служить гарантией от экспансии различного рода религиозных сект, вероучений, проповедующих мракобесие, насилие, неповиновение требованиям властей и общепринятых норм общения и морали.

В п. 3 ст. 16 Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" указывается, что в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде Лишения свободы, по просьбам находящихся там граждан религиозные обряды проводятся в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации". В последнем случае речь должна идти прежде всего о нормах, содержащихся в Федеральном законе "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также положениях, содержащихся в комментируемой статье.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы в настоящее время накоплен значительный опыт организации работы по реализации осужденными своего права на свободу совести и свободу вероисповедания; создана организационно-правовая база такой деятельности в виде регулярно заключаемых соглашений о сотрудничестве между Русской православной церковью и уголовно-исполнительной системой Министерства юстиции РФ (а ранее - МВД РФ). В этих соглашениях предусматриваются различные формы взаимодействия в сфере просветительской и воспитательной работы среди осужденных, в создании благоприятных условий для проведения священнослужителями в исправительных учреждениях духовно-нравственных бесед, совершения различных обрядов и богослужений. Закон требует не нарушать при этом правила внутреннего распорядка исправительного учреждения и не ущемлять права других осужденных.

Осужденные имеют право открыто признавать свою принадлежность к той или иной религии и следовать ее предписаниям во время отбывания наказания. Они могут отправлять свои религиозные обряды, получать, приобретать, хранить и пользоваться предметами культа и религиозной литературой. Основные идеи своих вероучений осужденные могут распространять среди других лиц в устной и письменной форме. Самостоятельно или совместно со священнослужителями проводить различные мероприятия по изучению тех или иных вероучений, распространению религиозных идей или отправлению различных обрядов. Религиозные убеждения могут распространяться и во время демонстрации фильмов на религиозные темы, проведения радиобесед, культовых праздников и т. д.

Добровольность является непременным условием реализации права осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания, при этом всегда следует учитывать специфику вида режима учреждений, исполняющих наказания (прежде всего в тюрьмах и исправительных колониях особого режима, предназначенных для отбывания пожизненного лишения свободы).

Согласно Закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" все религии и религиозные течения равны между собой и подлежат регистрации в органах юстиции. Администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, должна воздерживаться от приглашения представителей не зарегистрированных в установленном порядке религиозных объединений и различного рода сект, особенно проповедующих насилие, отказ от семьи и других социальных ценностей. Это должно относиться и к получению, приобретению, хранению, пользованию и распространению представителями данных сект и осужденными предметов культа и религиозной литературы, ведущих к указанным выше нарушениям общественного уклада жизни нашего общества и государства.

Право осужденных, отбывающих наказание в исправительных центрах, посещать культовые сооружения, расположенные за пределами административного района места нахождения данного центра, может быть реализовано лишь в случае их правомерного поведения. В случае выезда осужденного в такое культовое заведение необходимо его заявление и разрешение начальника исправительного центра. Не может быть дано разрешение на выезд осужденного за пределы Российской Федерации для отправления религиозных обрядов.

Администрация исправительных учреждений и арестных домов создает не только необходимые условия для отправления осужденными религиозных обрядов (выделяет необходимые помещения, оборудует их, содержит в надлежащем состоянии), но и обеспечивает безопасность священнослужителей, особенно когда речь идет о совершении религиозных обрядов в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, одиночных камерах (в последних случаях, если имеется угроза их безопасности, священнослужители туда не допускаются). В настоящее время в каждом исправительном учреждении имеется культовое помещение: церковь, мечеть, данцан, часовня, молельная комната. Проведение специальных обрядов (крещение, венчание, соборование и др.) оплачивается из средств, находящихся на лицевых счетах осужденных. Им разрешено получать в посылках предметы культа (нательные крестики, ладанки и т. п.), приобретать, иметь при себе и пользоваться религиозными книгами, журналами и газетами. Не разрешается иметь при себе культовые предметы, выполненные в виде колюще-режущих средств и изделий из драгоценных металлов, камней либо представляющих собой культурно-историческую ценность.

Особо регламентируется порядок отправления религиозных потребностей двумя категориями осужденных, это - тяжелобольные и лица, осужденные к смертной казни. Речь, как правило, идет об осужденных, находящихся на пороге между жизнью и смертью, желающих исполнить полагающиеся в подобных случаях религиозные обряды. Священнослужителю обеспечиваются необходимые условия для проведения соответствующего обряда (в том числе и безопасность), его услуги оплачиваются в установленном порядке.

7.5. ОБРАЩЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Порядок обращений осужденных регламентирован ст. 15 УИК РФ, наименование которой дано в обобщенном виде, хотя в своей содержательной части оно подразумевает традиционные виды жалоб, заявлений и предложений, с которыми осужденные обращаются по поводу интересующих их вопросов. Жалобы обычно подаются на неправомерные действия, нарушающие права осужденных. Заявления могут касаться разрешения любых вопросов, относящихся к реализации прав, свобод и иных законных интересов осужденных, в том числе и в связи с их нарушением или ограничением. Предложения, как правило, носят позитивный характер и направлены на совершенствование реалий жизнедеятельности и самих осужденных, и всего общества в целом, в чем также проявляется их связь с гражданским обществом.

Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах, а также представлены на кино-, фото-, аудио- и видеоносителях. Все они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, обязанной дать ответ на каждое обращение осужденных.

Установлен различный порядок подачи обращений осужденных в зависимости от того, какой конкретный вид наказания отбывает осужденный. Так, предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, направляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. К таким обращениям администрация, как правило, прилагает сведения, содержащие краткие установочные данные на заявителя, а также информацию о том, когда и как разрешалась проблема, обозначенная в обращении. Лица, осужденные к иным видам наказаний, направляют предложения, заявления и жалобы самостоятельно.

Корреспонденция осужденных подвергается цензуре. Однако предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (суд, Прокуратура, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы, Уполномоченный по правам человека Российской Федерации и др.), цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.

В данном случае речь идет не только о контроле, но и надзоре. Кроме того, в ст. 15 УИК РФ говорится не о всех государственных органах, а об органах, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания, в число которых входят суд и прокуратура. Настоящий Кодекс регламентирует осуществление контроля органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 19), а также судебный контроль (ст. 20), ведомственный контроль (ст. 21) и прокурорский надзор (ст. 22), контроль общественных объединений (ст. 23). Однако контроль общественных объединений за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществим лишь в тех пределах, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Органами, имеющими право контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, являются: законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов (включая органы местного самоуправления); органы судебной власти (включая Конституционный суд). Обращения осужденных, адресованные указанным органам, цензуре не подлежат.

При применении данной статьи следует иметь в виду, что обращения осужденных по поводу решений и действий администрации органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия. Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных; т. е. в данном случае применяется обычный для всех порядок рассмотрения обращений граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: