Работники как субъекты трудового права

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

План

Субъекты трудового права

4.1. Понятие и классификация субъектов трудового права

4.2. Работники как субъекты трудового права

4.3. Трудовая правосубъектность собственника предприятия, учреждения, организации или уполномоченного им органа

4.4. Трудовая правосубъектность предприятия, учреждения, организации

как субъекта трудового права

В юридической литературе под субъектами права понимаются участники общественных отношений, которые на основании действующего законодательства признаются обладателями субъективных прав и соответствующих обязанностей. Под субъектами трудового права понимаются участники индивидуальных и коллективных трудовых отношений, которые на основании действующего законодательства имеют трудовые права и соответствующие обязанности. Основными субъектами трудового права являются работник и собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган либо физическое лицо — работодатель, как стороны трудовых отношений, основных в предмете трудового права.

Субъекты трудового права — более широкое понятие, чем субъекты трудового правоотношения. Субъектами трудового права являются: предприятие, учреждение, организация; трудовой коллектив; профсоюзный орган предприятия, учреждения, организации или иной уполномоченный на представительство трудовым коллективом орган; социальные партнеры на государственном, отраслевом, региональном уровнях в лице представителей соответствующих объединений профсоюзов или иных представительных организаций трудящихся и объединений собственников или уполномоченных ими органов; государственные органы; местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Субъекты трудового права наделены правовым статусом, в содержание которого входят следующие основные элементы:

1) трудовая правосубъектность;

2) основные (статутные) трудовые права и обязанности;

3) юридические гарантии этих прав и обязанностей;

4) ответственность за нарушение трудовых обязанностей.

Наиболее распространенными субъектами трудового права являются стороны трудового отношения — работник и работодатель.

Как уже указывалось, трудовое право регулирует труд наемных работников. Согласно части 2 ст. 1 Закона Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) от 3 марта 1998 года, наемный работник — физическое лицо, работающее по трудовому договору на предприятии, в учреждении и организации, в их объединениях либо у физических лиц, которые используют наемный труд.

Как сторона трудового правоотношения работник обладает трудовой правосубъектностью. Необходимо сказать, что фактическая способность к труду и способность к труду как категория юридическая, т.е. трудовая правосубъектность, понятия не тождественные. Фактическая способность к труду появляется гораздо раньше трудовой правосубъектности, о наличии которой можно говорить тогда, когда у гражданина появляется способность к систематическому, урегулированному нормами права труду. В отличие от гражданского права трудовая правоспобность и дееспособность возникают одновременно.

Трудовая правосубъектность (правоспособность и дееспособность) работников возникает по общему правилу с 16 лет. С согласия одного из родителей либо лица, его заменяющего, могут, как исключение, приниматься на работу лица, достигшие 15 лет. Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учащихся с 14 лет в порядке, предусмотренном ст. 188 КЗоТ Украины. Помимо возрастного критерия трудовую правосубъектность характеризует и волевой критерий. Не являются субъектами трудового права лица, признанные судом недееспособными.

На Западе трудовая правоспособность, как правило, возникает раньше трудовой дееспособности — с 15-16 лет, т.е. с достижением минимального возраста приема на работу. Трудовая дееспособность приобретается с 18 лет, а в некоторых странах — с 21 года (Киселев И.Я. Указ. раб. — С. 52).

Следует учесть, что в отдельных случаях законодательство о труде Украины устанавливает предельный возраст для выполнения некоторых работ. Например, статьей 23 Закона Украины «О государственной службе» установлен предельный возраст нахождения на государственной службе — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. В случае необходимости руководитель государственного органа по согласованию с Начальником Главного управления государственной службы при Кабинете Министров Украины может продлить срок пребывания на государственной службе, но не более чем на пять лет. Однако этот и другие случаи, предусмотренные законодательством, — исключения из общего правила.

Вместе с тем способность выполнять определенную работу может быть в некоторых случаях ограничена не только возрастом, но и состоянием здоровья, полом. Так, в ст. 9 Основ законодательства Украины об охране здоровья, принятых Верховным Советом Украины 19 ноября 1992 года, установлены ограничения прав граждан, связанные с состоянием их здоровья. В части 1 предусмотрено, что на основаниях и в порядке, предусмотренных законами Украины, граждане могут быть признаны временно или постоянно не годными по состоянию здоровья к профессиональной или иной деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а также с выполнением определенных государственных функций. В статье 190 КЗоТ содержится норма о запрещении привлечения лиц моложе восемнадцати лет к тяжелым работам и работам с вредными или опасными условиями труда, а также подземным работам. Фактическая способность выполнять определенную работу или заниматься определенной трудовой деятельностью может ограничиваться судом (ст. 31 УК Украины). Однако это лишь частичное и временное ограничение трудовой правосубъектности.

Вместе с тем сегодня довольно часто в объявлениях о подборе кадров можно встретить целый ряд требований, не предусмотренных законодательством, установленных фирмами, частными предприятиями и т.д. Так, в объявлениях о вакансиях кадрового агентства «Работа и учеба» указаны возрастные требования — до 35, 40, 45, 50 лет; пол — если женский, то девушка до 28—30 лет, мужской — желательно до 35, 40, 45 лет. Например, требования к кандидату на должность администратора престижного салона следующие: высшее образование, свободное владение английским языком, ПК, опыт работы в аналогичной должности не менее 1 года, презентабельная внешность, девушка до 28-30 лет, оплата — 200 у.е. (Персонал. — 1998. — № 4.С. 65).

Поскольку в Конституции Украины не закреплены обязанность трудиться, право на получение гарантированной работы, а Законом Украины «О занятости населения» предусмотрено, что принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины, то трудовая правосубъектность трудоспособного гражданина может быть им и не реализована.

Объем трудовой правосубъектности составляют трудовые права и обязанности работника. Важнейшие трудовые права работника названы в ст.ст. 43-45 Конституции Украины, ст.ст. 23,24 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Международном пакте об экономических, социальных и культурных права 1966 года и некоторых других международно-правовых актах. (Г.И. Чанышева, Н.Б. БолотинаТрудовое право Украины.— X.: «Одиссей», 2000.— 480 с)

Основные трудовые права работников закреплены в ст. 2 КЗоТ: право на труд, на отдых, на здоровые и безопасные условия труда, на объединение в профессиональные союзы и на разрешение коллективных трудовых конфликтов (споров) в установленном законом порядке, на участие в управлении предприятием, учреждением, организацией, на материальное обеспечение в порядке социального страхования в старости, а также в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, на материальную помощь в случае безработицы, на право обращения в суд для разрешения трудовых споров независимо от характера выполняемой работы или занимаемой должности, кроме случаев, предусмотренных законодательством, и иные права, установленные законодательством.

Государство обеспечивает равенство трудовых прав всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств.

Согласно ст. 139 КЗоТ работники обязаны работать честно и добросовестно, своевременно и точно выполнять распоряжения собственника или уполномоченного им органа, соблюдать трудовую и технологическую дисциплину, требования нормативных актов об охране труда, бережно относиться к имуществу собственника, с которым заключен трудовой договор.

Действующим трудовым законодательством предусмотрены гарантии осуществления работниками своих прав и ответственность за исполнение трудовых обязанностей. Гарантии трудовых прав установлены при приеме на работу, изменении трудового договора, его прекращении.

Гарантии в одних случаях предупреждают нарушения обязанными субъектами трудовых прав, в других — устанавливают границы действий обязанных лиц, в третьих — обеспечивают возможность своевременного обжалования действий, нарушающих указанные права, в четвертых — обеспечивают компенсацию материального ущерба, вызванного их нарушением за счет виновных лиц (см. Трудовое право: Учебник. — М.: «Статус ЛТД+», 1996. - С. 60).

Так, к гарантиям осуществления права на труд относятся нормы, регулирующие деятельность государственной службы занятости, которая создается для реализации государственной политики занятости населения, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки, трудоустройства и социальной поддержки временно неработающих граждан.

Действующее законодательство о труде запрещает необоснованный отказ в приеме на работу, предоставляет гражданам право его обжалования в судебном порядке, устанавливает возможность перевода работника на другую работу только с согласия работника, ограничивает увольнение работника по инициативе собственника или уполномоченного им органа, предусматривает необходимость получения собственником предварительного согласия профсоюзного органа, кроме некоторых случаев.

Право заниматься трудовой деятельностью в соответствии с Законом Украины «О правовом статусе иностранцев» от 4 февраля 1994 года (Відомості Верховної Ради України. — 1994. — № 23. — Ст. 161) имеют также иностранцы. Согласно ст. 8 Закона иностранцы имеют равные с гражданами Украины права и обязанности в трудовых отношениях, если иное не предусмотрено законодательством Украины и международными договорами Украины.

Иностранцы, постоянно проживающие в Украине, имеют право работать на предприятиях, в учреждениях и организациях либо заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан Украины.

Иностранцы, иммигрировавшие в Украину для трудоустройства на определенный срок, могут заниматься трудовой деятельностью в соответствии с полученным в установленном порядке разрешением на трудоустройство. Такое разрешение оформляется и выдается Государственным центром занятости Министерства труда Украины или с его разрешения центрами занятости Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя для работы на указанном предприятии, в учреждении, организации на определенной должности (по специальности) в соответствии с Временным положением об условиях и порядке оформления иностранным гражданам разрешений на трудоустройство в Украине, утвержденным приказом Минтруда Украины от 5 мая 1993 года (с изм. и доп., внесенными приказами Минтруда Украины от 24 марта 1995 г. № 14, от 9 сентября 1996 г. № 73 и от 22 мая 1997 г. № 42)

Иностранцы не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с законодательством Украины назначение на эти должности либо занятие такой деятельностью связано с принадлежностью к гражданству Украины. Так, согласно ст. 4 Закона Украины «О государственной службе», право на государственную службу имеют граждане Украины независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений, места жительства, которые получили соответствующее образование и профессиональную подготовку и прошли в установленном порядке конкурсный отбор, либо по иной процедуре, предусмотренной Кабинетом Министров Украины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: