Тема №3. Параметры наружного климата и их нормирование. Занятие №1. Понятие о метеорологии и климатологии

Занятие №1. Понятие о метеорологии и климатологии.

План занятия:

1.Цели метеорологии.

2.Способы изучения атмосферы.

3.Задачи службы погоды.

4.Климатология, основные задачи.

5.Климатологические прогнозы.

История: проблемы климата (см. приложение).

1.Цель метеорологии состоит (как и метеорологических наблюдений) в познании явлений погоды (образование облаков, циркуляция атмосферы, ветра, циклоны, грозы, торнадо) и их измерений, а затем в прогнозе будущей погоды по данным о предшествовавших явлениях. Для этого обнаруживают и картографируют различные атмосферные наблюдения. Самым широко известным видом обобщения исходных метеорологических данных является стодневная синоитическая карта, содержит данные о погоде, полученые с большого числа метеорологических станций. (Первая карта-1820г. В. Брандесом, современная- создана в II Мировую войну). (см. рис. 3 приложения).

Сбор данных для синоптических карт производится в закодированном виде, в соответствующих центрах, несколько раз в день.

2.Для того, чтобы изучить атмосферу, создано множество измерительных приборов для измерения t: термометры: 1) Жидкостно-стеклянные (ртуть или спирт), 2) Диметаллические (два различных металла скреплённые в виде одной тонкой пластины), 3) Электрические.

Шкалы современных термометров «привязаны» к одной и той же «реперной точке» - точке плавления льда или кипения воды.

Приборы для измерения атмосферного давления: барометры (ртутный, барометр-анеройд, барограф).

Направление и скорость ветра: флюгер, анемометр.

Измерение влажности: психометры Ассмана, прищевой психометр, гигрометры.

Измерение осадков: дождемер.

3.Помимо метеорологических наблюдений задачами службы погоды являются (ВСП – всемирная служба погоды)

1) составляются и публикуются ежедневные, недельные и долгосрочные прогнозы погоды,

2) из различного вида метеорологических данных составляются сведения для заинтересованных организаций всего мира (космос, военные),

3) подготавливаются и распространяются предупреждения о торнадо циклонах и других опасных явлениях,

4) проводятся исследования мировой погоды,

5) разрабатываются и совершенствуются методы наблюдений.

4.Климат-это среднее соотояние метеорологических условий, установленное на основании многолетних наблюдений и характерное для данной местности. Для более полного суждения о климате учитывают крайние значения таких метеорологических факторов как t, влажность, направление и сила ветра, напряжение солнечной радиации, атмосферное давление, облачность, количество атмосферных осадков.

Климатология и метеорология тесно связаны между собой: они изучают один и тот же объект – земную атмосферу – и применяют близкие методы исследования. Однако, основное внимание метеорологии обращают на состояние атмосферы в отдельный момент, климатологи изучают средние значения метеорологических величин и их изменчивость.

Первая задача климатологии состоит в том, чтобы с помощью данных о суточном ходе метеорологических величин получить общую картину для всех этих величин и выявить диапазон их колебаний в обширных областях земного шара. Климатологи сравнивают метеорологический режим разных областей Земли, используя различные градации и таблицы занчений этих величин. (см. «Климат Земли в картах»).

5.На основании сведений об изменении климата, полученных в результате интенсивного изучения факторов, которые влияли на климат в последние деситилетия составляются карты климатических прогнозов, (см. приложение рис.25); выявляются причины кратновременных и длительных колебаний климата.

Дополнительные вопросы, (Лосев,стр 4-17):

1.Поясните выражения: а) «Климат является природным фактором» (стр. 4), б) «Климат-фактор экономический и социальный».

2.Дайте опеделение понятия «климат» из словаря Бройгауза и Ефрона. Приведите еще известные вам определения понятия «климат» (стр 7, 1-2 абзац, 5 абзац).

3.Что называют «Метеорологическими элементами» (стр 7, 3 абзац).

4.Что называют мезоклиматом, микроклиматом, макроклиматом (стр 8, 2 абзац).

5.Объясните понятие «статистического ансамбля состояний» (стр 8, 2 абзац снизу).

6.Назовите главные задачи всемирной или матической программы (стр. 10, 3 абзац сверху).

7.Докажите, что атмосфера – центральный компанент климатической системы (стр. 11 и далее).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: