Психология и расстройства внимания.
Психология внимания.
Внимание – психический процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных объектах действительности.
Виды внимания:
- непроизвольное (пассивное) – реакция на сильный, либо необычный, новый раздражитель; оно не обусловлено волевым усилием;
- произвольное (активное) – направленность внимания с приложением волевого усилия, обусловлено сознательно поставленной целью.
Свойства внимания:
- объем – количество объектов, которые одновременно может удерживать и контролировать человек;
- концентрация – степень интенсивности (сосредоточения) внимания на одном объекте;
- устойчивость – длительность сохранения устойчивого внимания;
- переключаемость – быстрота произвольного перехода внимания на новый объект;
- распределяемость – возможность выполнения двух и более действий одновременно.
Патология внимания.
Патологическая отвлекаемость. Преобладает пассивное внимание, больной реагирует на любой раздражитель, но при этом ни на чем не задерживается. Встречается при маниакальном синдроме.
|
|
Заторможенность. Больной не может переключить внимание с одного объекта на другой. Встречается при депрессии.
Тугоподвижность. Выражается в замедленном переключении с объекта на объект. Встречается при органическом поражении головного мозга (эпилепсии). Отличается малой обратимостью.
Патологическая прикованность. Фиксация на одном объекте с игнорированием других (на ощущениях, мыслях, переживаниях); встречается при депрессиях, бредовых, галлюцинаторных расстройствах.
Истощаемость внимания (рассеянность). Невозможность длительно поддерживать активное внимание. Встречается при астеническом синдроме.
Интеллект – способность человека ставить перед собой новые задачи и решать их.
Различают ядро интеллекта – мышление, и предпосылки интеллекта – память, внимание, эмоциональная и волевая сферы (определяют продуктивность мышления).
Расстройства интеллекта делятся на 2 группы.
1. Умственная отсталость и олигофрения (малоумие).
2. Деменция (слабоумие).
Умственная отсталость и олигофрения.
Понятия «умственная отсталость» и «олигофрения» близки по значению и часто используются как синонимы. Однако, понятие умственной отсталости шире, чем олигофрения.
Олигофрения – это врожденное или приобретенное до 3 лет недоразвитие интеллекта при ведущем нарушении абстрактного мышления. Человек в течение всей жизни отстает в умственном развитии, т.е. он никогда не достигнет нормального уровня интеллекта. Это состояние не прогрессирует, напротив, происходит некоторая компенсация интеллектуального дефицита.
|
|
Умственная отсталость включает в себя ранние органические деменции и олигофрении. Умственная отсталость – диагноз, использующийся в МКБ-10 для обозначения состояния психического (преимущественно интеллектуального), недоразвития, проявляющегося в период созревания и ведущего к социальной дезадаптации. Таким образом, здесь отсутствует возрастной критерий – до 3-х лет.
Степени олигофрении и умственной отсталости.
Совпадают частично, для обозначения степеней используется разная терминология. Степени олигофрении: идиотия, имбецильность, дебильность. Степени умственной отсталости: глубокая, тяжелая, умеренная и легкая.
Идиотия. Диагностируется у 5% олигофренов. Чаще всего является результатом грубых пороков развития, которые затрагивают весь организм, и в т.ч. мозг.
Отсутствует речь, имеется только слово- и звукоподражание. Не вырабатываются навыки самообслуживания. Нуждаются в постоянном уходе. Эмоции примитивные (связанные с удовлетворением инстинктов). Необучаемы. Живут недолго вследствие тяжелых поражений всех систем организма.
Имбецильность. Составляют 15% от всех умственно отсталых. Делится на 3 степени.
Выраженная имбецильность. Отличается от идиотии появлением навыков опрятности, способности узнавать близких, понимать и выполнять элементарные просьбы, осмысленно использовать отдельные слова, фразовой речи нет.
Уровень идиотии и выраженной имбецильности соответствует глубокой умственной отсталости. Основной признак – потребность в уходе.
Умеренная имбецильность. Формируется простая фразовая речь из 2-3-х слов, словарный запас составляет несколько десятков слов. Эмоции более сложные, появляется привязанность к близким. Можно привить навыки самообслуживания. Соответствует тяжелой умственной отсталости. Основной признак – появление способности к самообслуживанию.
Легкая имбецильность. Речь более развитая, словарный запас составляет несколько сот слов. Себя полностью обслуживают, но нуждаются в контроле. Могут освоить простые трудовые операции (мыть пол, посуду, работать в огороде и пр.), но требуют присмотра, к самостоятельному труду неспособны. В состоянии выучить отдельные буквы, цифры, копировать написанное, но усвоить школьные навыки не способны. Необучаемы по программе коррекционной школы. Легкая имбецильность соответствует умеренной умственной отсталости. Основной признак – способность выполнять простой труд.
Дебильность. 80% всех умственно отсталых. Способны обучаться в специальных коррекционных школах. Больные с выраженной степенью дебильности обычно усваивают только элементарные школьные навыки. Больные с легкой степенью дебильности заканчивают специализированные училища и получают рабочую специальность. Словарный запас составляет несколько тысяч слов. Эмоции более сложные, но отличаются примитивизмом. Абстрактные понятия недоступны. В зависимости от степени дебильности могут признаваться нетрудоспособными, невменяемыми, нуждающимися в опеке и социальной поддержке. Больные с неосложненными формами легкой дебильности достигают социальной адаптации и способны к самостоятельной жизни, но признаются негодными к службе в армии и не имеют права водить транспортное средство.
Дебильность соответствует легкой умственной отсталости. Основной признак – способность к школьному обучению.
Причины олигофрении (по Г.Е. Сухаревой).
1. Олигофрении, связанные с генетическими и хромосомными нарушениями (фенилпировиноградная олигофрения, болезнь Дауна).
2. Олигофрении, связанный с эмбрио- и фетопатиями различного генеза: а) вирусные заболевания матери во время беременности: коревая краснуха, гепатит, герпес, ЦМВ, грипп; б) протозойные заболевания: токсоплазмоз, листериоз; в) врожденный сифилис; г) эндокринные и соматические заболевания у матери, интоксикации (алкогольная, бытовая, профвредности); д) гемолитическая болезнь новорожденных.
|
|
3. Олигофрении, связанный с вредностями во время родов (родовая травма и асфиксия) и раннем (до 3-х лет) детстве – ЧМТ, нейроинфекции, интоксикации.
Деменция.
Приобретенное слабоумие, распад интеллекта.
Органическое слабоумие. Связано с органическим поражением головного мозга:
- лакунарная (частичная) деменция – преимущественно неглубокий распад памяти с сохранением критики и ядра личности, встречается при церебральном атеросклерозе, травматическом поражении мозга;
- глобарная (тотальная) деменция – разрушение всех психических процессов, глубокий распад памяти, отсутствие критики к своему состоянию, встречается при старческом слабоумии, болезни Альцгеймера, прогрессивном параличе.
Апатическая (шизофреническая деменция). Память и запас знаний не страдают, а нарушается способность пользоваться ими. Страдает мотивационная сфера (ничего не хотят делать).
Концентрическая (эпилептическая) деменция. Снижение памяти, интеллекта, продуктивности мышления, концентрация интересов на всем, что касается здоровья, болезни, лечения.