1. Регулярные или периодические кризисы, которые повторяются с определенной закономерностью, они охватывают все сферы экономики, достигают большой глубины, и продолжительности
2. Нерегулярные кризисы, к которым относится:
а) промежуточные кризисы, которые не дают начала новому циклу, а прерывают на время фазу подъема или фазу оживления.
б) частичные кризисы охватывают не всю экономику, а какую – либо сферу общественного воспроизводства (банковский кризис).
в) отраслевой кризис охватывает одну из отраслей национального хозяйства (с/х, отрасль авиастроения и т.д).
г) структурный кризис – нарушает закон пропорционального развития общественного производства, когда одна отрасль развивается в ущерб другим.
Макроэкономические причины кризиса.
Существуют различные теории возникновения кризисов.
1. Теория противоречия между общественным характером производства и частным характером присвоения его результатов. Автор данной теории: Карл Маркс, который считал, что причина кризиса заложена в самой природе капитализма.
|
|
2. Теория недопотребления. Причина возникновения кризиса: данная теория считает недостаток потребления населением продаваемых товаров. Причина: отсутствие платежеспособности населения. Авторы данной теории: Гобсон, Фостер, Кетчингс. Представители неоклассической либеральной экономической школ.
3. Теория неравновесия. Кризисы обусловлены отсутствием правильных пропорций между отраслями, стихийным действием субъектов хозяйственной жизни общества.
4. Данная теория считает кризисы порождением внешних условий: политических, экономических, демографических.
5. Психологическая теория кризиса. Согласно этой теории основной причиной кризиса является паническое настроение населения, по отношению к инвестициям. Автор: Пигу.
6. Теория чрезмерного инвестирования, сторонники полагали, что причины кризиса это, скорее всего чрезмерное инвестирование в экономику, чем недостаточное инвестирование. Авторы теории: Хайек, Мизес.
7. Теория погоды, урожая, солнечных пятен. Авторы: Джевонс, Мур
Причины кризиса на предприятии делятся на следующие категории:
А) внешние (это те причины, на которые предприятие повлиять не может, или может оказать незначительное влияние. Сюда относят факторы: 1)международные факторы: экономическая цикличность развития ведущих стран, состояние мировой финансовой системы, политика международных банков, стабильность международной торговли, уровень международной конкуренции в отрасли, наличие межправительственных договоров и соглашений и так далее.) 2)национальные факторы: политический, экономический, географический, демографический, социальный, культурный, научно-технический фактор.)
|
|
Б) внутренние причины (те которые являются результатом деятельности самого предприятия). 1) производственно-технологические факторы (устаревшее оборудование не конкурентоспособность продукции, завышенный уровень ресурсоёмкости продукции, низкая загруженность производственных мощностей, и другие причины). 2) экономические факторы (высокая себестоимость продукции, низкая рентабельность (соотношение между прибылью и полученным доходом) продукции, отсутствие оборотных средств для обновления продукции и повышения её конкурентоспособности). 3) финансовые факторы (большой отток денежных средств на коммунальные расходы, и содержание производственных мощностей, убытки от содержания не производственных объектов, большая доля заёмных средств в общем объеме денежных средств предприятия, неразумная кредитная политика.). 4) недостаточная квалификация руководителей предприятия и персонала, отсутствие системы мотивации на предприятии, отсутствие финансовой ответственности подразделений предприятия за результаты своей деятельности, излишняя склонность руководителя к рисковым действиям и пр.