Государственное регулирование кризисных ситуаций
Основные мероприятия по регулированию кризисных ситуаций в экономике со стороны государства:
1) Фискальная политика оказывает влияние на экономическую ситуацию в стране, при помощи регулирования государством налоговой системы и правительственных расходов.
Налоги.
Снижение налогов увеличивает располагаемый доход, потребление, и совокупный спрос, что в результате влияет на рост объёма производства, рост доходов, снижает уровень безработицы, ведет к повышению цен. Рост налогов оказывает обратное действие: сокращение располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса, доходов, уменьшения валового национального продукта, рост безработицы.
Правительственные расходы.
Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что приводит к падению производства, доход и занятости. Увеличение правительственных расходов в краткосрочном периоде приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, увеличению доходов, сокращению безработицы. В долгосрочном периоде повышается инвестиционный спрос, что ведет к росту процентных ставок, уменьшению фактических инвестиций, уменьшению фактических инвестиций, а, следовательно, снижение темпов экономического роста в будущем.
2) Денежно – кредитная политика (монетарная политика).
Монетарная политика – это действие правительства, влияющие на количество денег в обращении, т.е. на денежное предложение. Ключевое звено монетарной политики: ЦБ РФ, который является организатором и контролером денежного обращения.
Действия монетарной политики на экономическую ситуацию:
1) В краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту реального ВНП
2) В долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияние на ВНП
3) Увеличение денежного предложения приводит к падению % ставки, и наоборот, сокращение денежного предложения приводит к росту % ставки.
4) Изменение уровня % ставки влияет на инвестиционный спрос и на величину инвестиций.
3) Законодательно нормативное регулирование кризисных ситуаций.
В рамках этой меры государство создает денежно – нормативные акты, которые оказывают воздействие на регулирование кризисных ситуаций. (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Трудовой кодекс). Закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (Банкротстве)».
Различные программы антикризисного развития (федерального и регионального уровня).
Антикризисное управление (АУ) – это процесс предотвращения и преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям её развития. Сущность АУ выражается в следующем:
- кризисы можно предвидеть, ожидать, вызывать, ускорять, отодвигать, смягчать.
- к кризисам можно и необходимо готовится
- управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства.
- кризисные процессы являются до определённого предела управляемыми
- управление кризисом способно минимизировать его последствия
Свойства АУ:
- гибкость и адаптативность антикризисного управления
- склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности персонала
- диверсификация управления, в сложных ситуациях.
- снижение централизма управления для своевременного реагирования, на возникающие проблемы.
- усиление интеграционных процессов для более эффективного использования потенциала организации.
Особенности антикризисного управления:
1) Мобильность и динамичность в использовании ресурсов организации и проведении изменений.
2) Осуществление программных целевых подходов при принятии управленческих решений.
3) Повышенная чувствительность к фактору времени, процессах управления, осуществлению своевременных действий, организации на рынке.
4) Усиление внимания предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбору альтернатив поведения и деятельности организации.
Функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы успешно управлять перед наступлением в процессе и последствиях кризиса.
6 функций:
- предкризисное управление
- управление в условиях кризиса
- управление процессами выхода из кризиса
- стабилизация неустойчивых ситуаций
- минимизация потерь и упущенных возможностей
- своевременное принятие решений
Стратегии в антикризисном управлении.
- предупреждение кризиса и подготовка к нему
- ожидание зрелости кризиса, для успешного решения проблем его преодоления
- противодействие кризисного явления, замедление его противодействия
- стабилизация его ситуации, при помощи использования резервов и дополнительных ресурсов
- стратегия рассчитанного риска
- стратегия последовательного вывода из кризиса
- предвиденье и создание условий устранения последствий кризиса