Понятие антикризисного управления, его сущность, свойства, особенности, функции, стратегии

Государственное регулирование кризисных ситуаций

Основные мероприятия по регулированию кризисных ситуаций в экономике со стороны государства:

1) Фискальная политика оказывает влияние на экономическую ситуацию в стране, при помощи регулирования государством налоговой системы и правительственных расходов.

Налоги.

Снижение налогов увеличивает располагаемый доход, потребление, и совокупный спрос, что в результате влияет на рост объёма производства, рост доходов, снижает уровень безработицы, ведет к повышению цен. Рост налогов оказывает обратное действие: сокращение располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса, доходов, уменьшения валового национального продукта, рост безработицы.

Правительственные расходы.

Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что приводит к падению производства, доход и занятости. Увеличение правительственных расходов в краткосрочном периоде приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, увеличению доходов, сокращению безработицы. В долгосрочном периоде повышается инвестиционный спрос, что ведет к росту процентных ставок, уменьшению фактических инвестиций, уменьшению фактических инвестиций, а, следовательно, снижение темпов экономического роста в будущем.

2) Денежно – кредитная политика (монетарная политика).

Монетарная политика – это действие правительства, влияющие на количество денег в обращении, т.е. на денежное предложение. Ключевое звено монетарной политики: ЦБ РФ, который является организатором и контролером денежного обращения.

Действия монетарной политики на экономическую ситуацию:

1) В краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту реального ВНП

2) В долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияние на ВНП

3) Увеличение денежного предложения приводит к падению % ставки, и наоборот, сокращение денежного предложения приводит к росту % ставки.

4) Изменение уровня % ставки влияет на инвестиционный спрос и на величину инвестиций.

3) Законодательно нормативное регулирование кризисных ситуаций.

В рамках этой меры государство создает денежно – нормативные акты, которые оказывают воздействие на регулирование кризисных ситуаций. (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Трудовой кодекс). Закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (Банкротстве)».

Различные программы антикризисного развития (федерального и регионального уровня).

Антикризисное управление (АУ) – это процесс предотвращения и преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям её развития. Сущность АУ выражается в следующем:

- кризисы можно предвидеть, ожидать, вызывать, ускорять, отодвигать, смягчать.

- к кризисам можно и необходимо готовится

- управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства.

- кризисные процессы являются до определённого предела управляемыми

- управление кризисом способно минимизировать его последствия

Свойства АУ:

- гибкость и адаптативность антикризисного управления

- склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности персонала

- диверсификация управления, в сложных ситуациях.

- снижение централизма управления для своевременного реагирования, на возникающие проблемы.

- усиление интеграционных процессов для более эффективного использования потенциала организации.

Особенности антикризисного управления:

1) Мобильность и динамичность в использовании ресурсов организации и проведении изменений.

2) Осуществление программных целевых подходов при принятии управленческих решений.

3) Повышенная чувствительность к фактору времени, процессах управления, осуществлению своевременных действий, организации на рынке.

4) Усиление внимания предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбору альтернатив поведения и деятельности организации.

Функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы успешно управлять перед наступлением в процессе и последствиях кризиса.

6 функций:

- предкризисное управление

- управление в условиях кризиса

- управление процессами выхода из кризиса

- стабилизация неустойчивых ситуаций

- минимизация потерь и упущенных возможностей

- своевременное принятие решений

Стратегии в антикризисном управлении.

- предупреждение кризиса и подготовка к нему

- ожидание зрелости кризиса, для успешного решения проблем его преодоления

- противодействие кризисного явления, замедление его противодействия

- стабилизация его ситуации, при помощи использования резервов и дополнительных ресурсов

- стратегия рассчитанного риска

- стратегия последовательного вывода из кризиса

- предвиденье и создание условий устранения последствий кризиса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: