Частные консультационные службы

Частные консультационные службы – широко распространенная в мире модель организации ИКС. Однако ни в одной стране формирование службы не начиналось с организации частных ИКС. Исторический опыт показывает, что главной причиной возникновения консультационных служб практически во всех странах был кризис сельского хозяйства, когда отрасль не способна самостоятельно без государственной поддержки перейти на эффективный путь развития. И лишь после того, как государственная информационно-консультационная служба делает свой вклад в стабилизацию экономического положения отрасли (а на это, как правило, уходит не одно десятилетие), появляются предпосылки и необходимость постепенного перехода к возмещению затрат на консультационные услуги и, возможно, формированию частных консультационных служб.

Частные службы имеют те же преимущества и слабые стороны, что и службы при коммерческих фирмах.

Кроме того:

считается, что советы частных консультантов более практичны и эффективны, чем полученные от государственных служащих. Консультации, предоставляемые на платной основе, усиливают направленность службы на проблемы пользователей и повышают эффективность взаимоотношений между консультантом и клиентом. Обратная связь (товаропроизводитель – консультант) является более тесной и действенной: клиент, оплачивая консультационные услуги, ожидает значительного эффекта от вложенных средств и предъявляет законные требования к качеству предоставляемых услуг. С другой стороны, частная консультационная служба полностью зависит от заинтересованности товаропроизводителей в получении услуг и желания платить за них. Другими словами, при данной форме организации службы очень высока мотивация к максимальному удовлетворению потребностей клиента в качественных услугах.

В то же время

частные службы относительно отдалены от государственных институтов, взаимодействующих с сельскими товаропроизводителями, их связи с наукой, системой образования, общественными организациями обычно не столь налажены, как у государственных сотрудников; нередко используется практика, когда частные консультанты не только получают свою плату за услуги, но и комиссионные от продажи продукции, которую они рекомендовали, что создает угрозу их объективности; существует точка зрения, что взимание платы за услуги снижает доступность сельскохозяйственных консультационных услуг для товаропроизводителей с низкими доходами и из зон рискованного земледелия.

Частные консультационные службы играют важную роль в развитии сельского хозяйства многих стран (например, Англии и Уэльса, Новой Зеландии и др.). Они предоставляют широкий спектр консультационных услуг по управлению хозяйством, маркетингу, финансам и кредитованию, а также по технологиям производства продукции, кормления сельскохозяйственных животных, ветеринарии и т. д.

Частное консультационное агентство ADAS было образовано в 1992 году на базе национальной сельскохозяйственной консультационной службы Англии и Уэльса, которая существовала в течение нескольких десятилетий и обеспечивала фермеров бесплатными советами по техническим и научно-исследовательским вопросам.

Основные функции агентства сводились к следующим:

1). Предоставление информационно-консультационных услуг:

Правительству по вопросам современных технических знаний и консультаций; сельскому населению по общим вопросам (сохранению окружающей среды, содержанию животных, переработке сельскохозяйственного сырья, законодательству, регулирующему землепользование, и т. п.) от имени и за счет средств Правительства; клиентам частного и государственного секторов на платной основе; Правительству по научным исследованиям, организациям производителей, финансируемым за счет специальных сборов по товарным группам.

2). Проведение работы по государственному регулированию в соответствии с заданиями Правительства.

В момент, когда была введена плата на услуги, ADAS прекратил свое существование в качестве службы extension в общепринятом значении этого понятия, то есть службы, которая занималась развитием и содействовала всем фермерам в применении новых технологий и наилучших методов ведения хозяйства. Государственная служба прошла путь преобразования в организацию, которая находится под влиянием рынка. Сейчас ее единственная ответственность - перед теми, кто готов платить за ее услуги, включая Правительство.

ADAS оказывает широкий спектр платных консультационных, диагностических, аналитических и проектировочных услуг для всех типов сельскохозяйственных предприятий Англии и Уэльса. Большая часть этих услуг оказывается в форме контрактов, заключенных в результате переговоров, и ориентированных на потребности конкретных предприятий/хозяйств. Некоторые из видов услуг, такие как проведение лабораторных анализов, предоставляются на основании утвержденных расценок. После введения платы за услуги число фермеров, обращающихся за советом, сократилось, но затем спрос стал расти по мере того, как пользователи стали преодолевать свое нежелание платить, а альтернативные источники консультационных услуг, предоставляемых поставщиками сельскохозяйственных средств производства, были сокращены в связи с общим спадом производства. По оценкам ADAS, к настоящему моменту число фермерских хозяйств, с которыми он сотрудничает, превысило уровень, достигнутый до введения платности.

Практически аналогичный опыт перевода ИКС с полностью государственного финансирования на принцип хотя бы частичного возмещения затрат накоплен и в других странах. Исследование, проведенное среди стран-членов ОЭСР в конце 1991 года, подтвердило, что в 14 странах, где проводилось обследование, более половины служб получали от 20 до 78% финансирования за счет взимания платы за свои услуги (OECD, 1992).

Таким образом, в мировой практике существует целый ряд моделей организации информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей. Каждая из описанных моделей требует наличия соответствующих условий для своего развития, связанных с исторически сложившейся ситуацией в стране или регионе, экономическим положением, государственной аграрной политикой, традициями в отрасли и т. д. Все эти условия следует внимательно изучить и иметь в виду при решении вопроса о выборе модели для создания службы в стране или регионе.

5. Функции информационно-консультационной службы АПК

В логике построения функций ИКС отражена реальная картина продвижения инноваций к потребителю информации. В данном случае в понятие инноваций вкладывается широкий диапазон сведений от сложных научных разработок, требующих от ИКС при реализации значительной подготовки, как в кадровом, так и в организационно-технологическом аспектах, до простейших сведений, несущих новизну по маркетингу или даже бытовым и семейным вопросам.

Одной из главных функций является идентификация для целей ИКС законченных научных разработок всех без исключения организаций, действующих в интересах аграрного сектора. Идентификация начинается с составления реестра разработок и описания их реальной значимости. Разработанная методика предусматривает оценку инноваций по нескольким параметрам, в результате чего создается паспорт разработки с последующей оценкой независимой экспертизы. Ранжировка по значимости осуществляется путем формальных (определены методикой) и неформальных (два уровня экспертизы - эксперты в предметной области и общеотраслевые) процедур. Ранжированный список разработок с паспортами по каждой попадает в базу данных), верхнего уровня (будет описана

ниже) и становится доступным для товаропроизводителей как промежуточный результат по данной функции.

Дальнейшая работа над этим пакетом сводится к формированию плана комплексного освоения инноваций с обоснованием типовых параметров привязки к конкретным территориям. Эти укрупненные блоки опять размещаются в БД и дают возможность администрации регионов принимать решения по их освоению в комплексном виде и с той целью, которая описывалась выше. В случае принятия такого решения ИКС организует весь процесс освоения (от создания коллективов разработчиков и потребителей до анализа реализованного проекта) с постоянным обновлением БД по получаемым результатам.

В процессе формирования инновационных программ определенная доля законченных разработок может представлять локальный интерес и не требует комплексной подготовки к внедрению. Такие задачи формируются в отдельный блок и вносятся в БД.

По этому же методу формируются БД и базы знаний (БЗ) достижений мирового опыта, который идентифицируется специализированными информационными институтами (НИИТЭИагропром, Информагротех и др.) и передового производственного опыта, систематизированного из различных источников.

Как правило, задачи локального применения оформляются в виде экспертных систем, позволяющих путем диалога с ними поступательно приблизиться к принятию правильного решения. Такой подход вызван реальным положением дел в отрасли, когда с переходом на самостоятельную деятельность у многих производителей ощущается нехватка знаний практически во всем диапазоне принимаемых решений. Теперь за спиной большинства из них не стоят специалисты, и даже, если они остались, то рассредоточились по различным структурам с ликвидацией крупномасштабного производства.

В функции ИКС также входят формирование, актуализация и доведение до товаропроизводителей коммерческой информации, охватывающей интересы потребителей, взаимодействующих в рыночном пространстве. Однако ИКС с этой функцией оперирует неоднозначно. Движение информации о рынках сбыта, ценовом мониторинге, оптовых рынках, электронных картотеках партнеров различной направленности ИКС осуществляет как вторичное звено передачи информации, черпая ее у специализированных организаций. Формирование обратного потока полностью лежит на ответственности ИКС и является ее прерогативой, когда потоки из низовых структур о запросах, предложениях, инициативах первичных товаропроизводителей обобщаются, обрабатываются и стыкуются со встречными потоками с одной целью - дать первичному пользователю информации исчерпывающий ответ в приемлемые сроки.

Одной из главных функций ИКС является процесс обобщения мнений и запросов первичных товаропроизводителей по интересующим их проблемам, который осуществляется репрезентативным выборочным анкетированием. На основании полученного опыта в этом плане вырисовывается любопытная картина, упомянутая выше. По мере изменений условий жизнедеятельности в отрасли меняются приоритеты в оценке важности тех или иных задач. Достаточно было ввести два-три закона по налогообложению, как задачи технологического, организационного и технического планов потеряли первостепенную актуальность, зафиксированную при двух предыдущих опросах и почти повсеместно выдвинулись правовая и аудиторская проблемы. Эта тенденция, видимо, сохранится в ближайшие годы вплоть до полной стабилизации экономики. Поэтому в функции ИКС входит систематическое анкетирование по территориям не только с целью выявления приоритетов. что заставляет корректировать БД и БЗ, но и при возникновении единства мнений формировать пакет заявок для НИУ на разработку подобных задач, если они ранее не разрабатывались.

Особый класс предоставляют задачи локального применения. В частности, в их состав входят изобретения, сорта, породы, препараты и др., которые при освоении дают ощутимый экономический эффект, но не требуют серьезных капитальных вложений в производство. Большинство вновь созданных хозяйств еще долго не сможет выделять средства на прогресс своего производства, поэтому выбор локальных задач для них является актуальной реализуемой деятельностью. И в этой ситуации ИКС должна сыграть ключевую роль, но при определенных условиях. Во-первых, нужно произвести отбор таких задач в особые БЗ и БД, во-вторых, разработать методы их освоения, отличные от тех, что существовали ранее, в-третьих, подготовить ресурсы для пилотного внедрения и, наконец, в-четвертых, осуществить пропаганду их эффекта на конкретном объекте. 88

Отличительной особенностью реализации этого класса задач является то, что с первого и до последнего этапа обобщения низовая структура ИКС играет главную роль. Следует отметить, что подобные задачи реализовывались раньше, как правило, авторами разработок с главной целью - добиться эффекта и получить акт внедрения, а дальнейшее сопровождение, тиражирование мало кого интересовало, так как не было эффективно действующего способа оценки результата. Теперь он может сработать в рамках конкурентной рыночной борьбы. Если силами ИКС создастся реальная возможность повысить эффективность производства в короткий срок, то на этапе становления службы, завоевания реального авторитета в среде производителей подобные задачи играют первостепенную роль. Авторы выделяют пять основных классов задач выполняемых функций всех уровней ИКС АПК России.

Функции ИКС федерального уровня

1. Разработка федеральных программ для решения проблем, имеющих общенациональную значимость, в том числе путем подготовки законодательных актов в области аграрной политики.

2. Координация региональных программ функционирования ИКС.

3. Научно-методическое обеспечение деятельности службы (ориентация научных исследований, разработка программных средств, формирование и поддержание федеральных баз данных и знаний), в том числе разработка и распространение в регионах материалов и документов, касающихся целей, задач, стратегии, функций службы в части:

механизма обратной связи (создание при службе консультационных комитетов, состоящих из представителей отрасли, или непосредственное влияние сельскохозяйственных производителей в процессе принятия решений по всем аспектам деятельности службы);

методов планирования (проведение анализа ситуации, определение потребностей сельскохозяйственных производителей, формулирование приоритетов, распределение финансирования);

методов реализации программ, основанных на знании процессов восприятия, познания и изменения мотиваций, распространения и внедрения инноваций:

эффективности различных методов работы (массовые, групповые и индивидуальные) и их сочетания в зависимости от задач, программ и особенностей инноваций;

4. Взаимодействие с НИИ и вузами в определении направлений научно-исследовательских работ с целью ориентирования их на решение проблем сельских производителей;

5. Подготовка информационных и учебных материалов для средств массовой информации по проблемам, имеющим функциональную значимость, взаимодействие со СМИ;.

6. Подготовка совместно с головными отраслевыми НИИ, другими организациями - источниками информации аналитических обзоров по состоянию отрасли и конъюнктуре российского и международного рынков;

7. Интеграция междисциплинарных знаний (результатов научных исследований), выработка практических рекомендаций для региональных служб по проблемам, имеющим общенациональную значимость, а также решений наиболее сложных проблем сельских товаропроизводителей, которые не могли быть решены на региональном уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: