С точки зрения деятельностной концепции структура культуры может быть представлена единством духовной и материальной культур.
Материальная культура: включает в себя объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшения, плотина и многое другое.
Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.
Духовная культура: ее образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, идеи, обычаи, традиции.
Это тоже результат деятельности людей, но не руками, а разумом.
Нематериальные объекты нельзя видеть, слышать, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
Под материальной культурой понимают средства производства, орудия труда, продукты труда, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления.
Под духовной культурой понимается деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты (результаты) этой деятельности, которыми являются новые идеи и новые знания, духовные ценности.
Субъект культуры. Человек – творец и творение культуры. Культура и личность.
Онтология | учение о бытии культуры, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. Бытие культуры – это создаваемая человеком культура, взаимосвязь человека, общества, природы. |
Индивид | носитель отдельных характеристик, свойств человека как представителя человеческого рода в отличие от животного мира. |
Субъект культуры | человек – творец и творение культуры. |
Личность | это человек, субъект культуры, создатель, творец ее ценностей. Человек становится личностью при трех важных характеристиках: сознательности, воспитанности, креативности. |
Инкультурация | процесс приобщения индивида к культуре, усвоение им определенных привычек, норм и стереотипов поведения, как в детстве, так и в зрелом возрасте. Конечный результат инкультурации – интеллигент. |
Социализация | процесс становления личности посредством усвоения норм, образцов данного общества или группы. Конечный процесс социализации – личность. |
Культурная идентичность | осознание человеком своей принадлежности к социокультурной группе, самоотождествление индивида с идеями, ценностями этой группы. |
Виды идентичности | психосоциальная, этнокультурная, профессиональная, гражданская, этническая, политическая, религиозная, культурная. |
Для культуры как социального явления основополагающими являются понятия:
• культурной статики
• культурной динамики
В культурную статику входят понятия:
Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями.
Культурный ареал – географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах.
Культурные универсалии – нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.