Вопросы для повторения. 1. Что такое язык культуры?

1. Что такое язык культуры?

2. Почему мы полагаем, что проблема языка культуры — одна из самых актуальных как в науке, так и в жизни?

3. В чем заключен фундаментальный характер языка культуры?

4. Каким образом можно классифицировать языки культуры?

5. Какими науками изучается язык культуры?

6. Что такое текст?

7. Что такое "знак" и "символ"?

8. Что такое конвенциональные знаки? Каковы его виды?

9. Охарактеризуйте основные типы знаков и знаковых систем.

10. Охарактеризуйте типы культурных кодов.

11. Что такое культурные нормы?

12. Каковы принципы классифицирования ценностей?

13. Ценности и нормы: как определяются и соотносятся эти понятия?

Государственное высшее учебное заведение

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Лекция № 3

Дисциплина: «Культурология»

Тема лекции: «Культура и цивилизация».

Цель: Проследить становление и историческое развитие понятий «культура» и «цивилизация», рассмотреть взгляды на место культуры в социуме; взаимоотношения культуры и цивилизации и тенденции их развития в ближайшем и отдаленном будущем; сформировать представление о механизмах сохранения цивилизации и культуры; показать место и роль культуры Украины в системе мировой цивилизации.

План:

1. Эволюция понятий «культура» и «цивилизация».

2. Типологизация цивилизаций.

3. Современные дихотомии «культура – цивилизация».

Студенты должны знать: этимологию слова «культура» и «цивилизация», понятие «метакультура», проблемы соотношения культуры и цивилизации; логику развития соотношения между цивилизацией и культурой; сущность кризиса техногенной цивилизации.

Литература

Основная литература

1. Культурология: уч. пособие для ВУЗов / Под ред. проф. А.А.Радугина. – М., 2000

2. Культурология. Теория культуры. Уч. пособие Е.В.Мареева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Экзамен, 2002

3. Культурология. История мировой литературы: учебник для ВУЗов / Под ред. проф. А.Н.Марковой – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Юнити, 2002

4. Культурология. Учебн.пособие для студент. высш. учебн.завед. – Ростов –на – дону: Феникс, 1995.

5. Культурология в вопросах и ответах. Учеб.пособие. – Ростов – на Дону: Фенікс, 1997.

6. Культурология: уч. Пособие / Под ред. П. С. Гуревич — М.: Гардарики, 1999.

Дополнительная литература

1. Барг М.А. О категории "цивилизация" // Новая и новейшая история. -1990.- № 5.

2. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособ. для студентов\ гуманитарных вузов. – М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. - 317с.

3. Кребер А.Л. Стиль и цивилизации // Антология исследований культуры. Т.I. Интерпретации культуры. – СПб.: Университетская книга, 1994. - С.225 - 270.

4. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (Очерки общей теории). - М.: Наука, 1990. - 207с.

5. Историко-культурные основы европейской цивилизации. - М.:ИНИОН РАН, 1992. - 180с.

6. Сравнительное изучение цивилизации: Хрестоматия:Уч.пособие для вузов/ Сост. Б.С. Ерасов/ - М: Аспект пресс, 1999.

7. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

8. Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. - 729с.

9. Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд.фирма, 1993. - 584с.

ТЕМА 3. «КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

Эпоха «культура» «цивилизация»
Античность Первоначально означало "обработка, уход, возделывание земли. "Земледелие" (катон – de agri cultura") "cultura " было близким по происхождению и значению к слову "культ" (cultus). Оба они указывали на почитание богов, религию. С 1 в. до н.э. стало обозначать и воспитание человека, развитие его души, образование "Возделывание души" – Цицерон (Тускуланские беседы). Он приблизил смысл слова "культура" к смыслу "понятия пайдейя" (воспитанность, образованность) воспитание в человеке меры, гармонии и порядка Происходит от лат. "civitas" – "цивитас" (гражданство, гражданское общество, государство, город). Производное от него прилагательное "civilis" – гражданский, государственный, политический, учтивый". Во II в. н.э. римский историк К.Тацит выделил три основных признака, отличающих римлян от других народов: а) материальное изобилие; б) государственность; в) письменность
Средневековье "cultura" – как почитание триединого Бога – в христианстве основа духовного развития человека. Духовное совершенствование человека через богослужение Носило юдирический смысл и относилось к судебной практике. "Цивилизованность" означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низкие сословия
Возрождение Культура – признаки личного совершенства, с соответствием гуманистическому идеалу, универсально развитого человека. Это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека Термин "цивилизация" употреблялся в единственном числе и служил антитезой (греч.«противопоставление») термину "варварство".
Просвещение "Культура" – это духовное совершенствование человеческого рода и отдельных индивидов, орудием которого является разум. В XVIII – начале XIX вв. слово "культура" вошло в употребление в качестве философского понятия. И.Гердер и Г.Гегель рассматривали культуру как духовную эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии Понятие "цивилизация" широко используется в теории. Оно введено в научный оборот во второй половине XVIII в. Просветители связывали цивилизацию с разумом. Цивилизация ассоциировалась в Европе XVIII – XIX вв. с социальными установлениями, правами и свободами, мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Цивилизация обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека, но не затрагивала духовный мир
XIX век Тайлор в работе "Первобытная культура" дал первое развернутое определение культуры. Родоначальник позитивистского подхода к культуре Под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества. Л.Морган, Ф.Энгельс рассматривали цивилизацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством (существование разных цивилизаций)
конец XIX начало ХХ в середина ХХ в. Л.Уайт – "отец" культурологи выделил три составляющих в системе культуры: 1. Технологическая подсистема 2. Социальная подсистема 3. Идеологическая подсистема Мир идей, ценностей, символов Первым разграничил "культуру" и "цивилизацию" нем. философ И.Кант, нем. философ О.Шпенглер в труде "Закат Европы" противопоставил их с цивилизацией ассоциируются материальные успехи, с культурой – духовный мир человека

ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ МОЖЕТ ОЗНАЧАТЬ:

П.А.Гольбах Исторический процесс совершенствования жизни общества
Л.Морган Образ жизни общества после выхода его из первобытного, варварского состояния
Г.Зиммель Материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовности, творчества и свободы
О.Шпенглер Последняя, завершающая фаза эволюции какого-то типа культуры, эпоха смерти этой культуры
А.Тойнби Любой отдельный социокультурный мир
С.Хантингтон Наиболее широкая социокультурная общность, представляющая собой самый высший уровень культурной идентичности людей (метакультуры) "столкновение цивилизаций" – основным источником конфликтов станет культура; конфликт между нациями и государствами, принадлежащими к разным цивилизациям; наиболее острый конфликт – столкновение исламской цивилизации с другими цивилизациями

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: