1. Что такое язык культуры?
2. Почему мы полагаем, что проблема языка культуры — одна из самых актуальных как в науке, так и в жизни?
3. В чем заключен фундаментальный характер языка культуры?
4. Каким образом можно классифицировать языки культуры?
5. Какими науками изучается язык культуры?
6. Что такое текст?
7. Что такое "знак" и "символ"?
8. Что такое конвенциональные знаки? Каковы его виды?
9. Охарактеризуйте основные типы знаков и знаковых систем.
10. Охарактеризуйте типы культурных кодов.
11. Что такое культурные нормы?
12. Каковы принципы классифицирования ценностей?
13. Ценности и нормы: как определяются и соотносятся эти понятия?
Государственное высшее учебное заведение
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Лекция № 3
Дисциплина: «Культурология»
Тема лекции: «Культура и цивилизация».
Цель: Проследить становление и историческое развитие понятий «культура» и «цивилизация», рассмотреть взгляды на место культуры в социуме; взаимоотношения культуры и цивилизации и тенденции их развития в ближайшем и отдаленном будущем; сформировать представление о механизмах сохранения цивилизации и культуры; показать место и роль культуры Украины в системе мировой цивилизации.
|
|
План:
1. Эволюция понятий «культура» и «цивилизация».
2. Типологизация цивилизаций.
3. Современные дихотомии «культура – цивилизация».
Студенты должны знать: этимологию слова «культура» и «цивилизация», понятие «метакультура», проблемы соотношения культуры и цивилизации; логику развития соотношения между цивилизацией и культурой; сущность кризиса техногенной цивилизации.
Литература
Основная литература
1. Культурология: уч. пособие для ВУЗов / Под ред. проф. А.А.Радугина. – М., 2000
2. Культурология. Теория культуры. Уч. пособие Е.В.Мареева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Экзамен, 2002
3. Культурология. История мировой литературы: учебник для ВУЗов / Под ред. проф. А.Н.Марковой – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Юнити, 2002
4. Культурология. Учебн.пособие для студент. высш. учебн.завед. – Ростов –на – дону: Феникс, 1995.
5. Культурология в вопросах и ответах. Учеб.пособие. – Ростов – на Дону: Фенікс, 1997.
6. Культурология: уч. Пособие / Под ред. П. С. Гуревич — М.: Гардарики, 1999.
Дополнительная литература
1. Барг М.А. О категории "цивилизация" // Новая и новейшая история. -1990.- № 5.
2. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособ. для студентов\ гуманитарных вузов. – М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. - 317с.
3. Кребер А.Л. Стиль и цивилизации // Антология исследований культуры. Т.I. Интерпретации культуры. – СПб.: Университетская книга, 1994. - С.225 - 270.
|
|
4. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (Очерки общей теории). - М.: Наука, 1990. - 207с.
5. Историко-культурные основы европейской цивилизации. - М.:ИНИОН РАН, 1992. - 180с.
6. Сравнительное изучение цивилизации: Хрестоматия:Уч.пособие для вузов/ Сост. Б.С. Ерасов/ - М: Аспект пресс, 1999.
7. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
8. Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. - 729с.
9. Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд.фирма, 1993. - 584с.
ТЕМА 3. «КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ»
Эпоха «культура» «цивилизация» | ||
Античность | Первоначально означало "обработка, уход, возделывание земли. "Земледелие" (катон – de agri cultura") "cultura " было близким по происхождению и значению к слову "культ" (cultus). Оба они указывали на почитание богов, религию. С 1 в. до н.э. стало обозначать и воспитание человека, развитие его души, образование "Возделывание души" – Цицерон (Тускуланские беседы). Он приблизил смысл слова "культура" к смыслу "понятия пайдейя" (воспитанность, образованность) воспитание в человеке меры, гармонии и порядка | Происходит от лат. "civitas" – "цивитас" (гражданство, гражданское общество, государство, город). Производное от него прилагательное "civilis" – гражданский, государственный, политический, учтивый". Во II в. н.э. римский историк К.Тацит выделил три основных признака, отличающих римлян от других народов: а) материальное изобилие; б) государственность; в) письменность |
Средневековье | "cultura" – как почитание триединого Бога – в христианстве основа духовного развития человека. Духовное совершенствование человека через богослужение | Носило юдирический смысл и относилось к судебной практике. "Цивилизованность" означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низкие сословия |
Возрождение | Культура – признаки личного совершенства, с соответствием гуманистическому идеалу, универсально развитого человека. Это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека | Термин "цивилизация" употреблялся в единственном числе и служил антитезой (греч.«противопоставление») термину "варварство". |
Просвещение | "Культура" – это духовное совершенствование человеческого рода и отдельных индивидов, орудием которого является разум. В XVIII – начале XIX вв. слово "культура" вошло в употребление в качестве философского понятия. И.Гердер и Г.Гегель рассматривали культуру как духовную эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии | Понятие "цивилизация" широко используется в теории. Оно введено в научный оборот во второй половине XVIII в. Просветители связывали цивилизацию с разумом. Цивилизация ассоциировалась в Европе XVIII – XIX вв. с социальными установлениями, правами и свободами, мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Цивилизация обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека, но не затрагивала духовный мир |
XIX век | Тайлор в работе "Первобытная культура" дал первое развернутое определение культуры. Родоначальник позитивистского подхода к культуре | Под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества. Л.Морган, Ф.Энгельс рассматривали цивилизацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством (существование разных цивилизаций) |
конец XIX начало ХХ в середина ХХ в. | Л.Уайт – "отец" культурологи выделил три составляющих в системе культуры: 1. Технологическая подсистема 2. Социальная подсистема 3. Идеологическая подсистема Мир идей, ценностей, символов | Первым разграничил "культуру" и "цивилизацию" нем. философ И.Кант, нем. философ О.Шпенглер в труде "Закат Европы" противопоставил их с цивилизацией ассоциируются материальные успехи, с культурой – духовный мир человека |
ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ МОЖЕТ ОЗНАЧАТЬ:
|
|
П.А.Гольбах | Исторический процесс совершенствования жизни общества |
Л.Морган | Образ жизни общества после выхода его из первобытного, варварского состояния |
Г.Зиммель | Материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовности, творчества и свободы |
О.Шпенглер | Последняя, завершающая фаза эволюции какого-то типа культуры, эпоха смерти этой культуры |
А.Тойнби | Любой отдельный социокультурный мир |
С.Хантингтон | Наиболее широкая социокультурная общность, представляющая собой самый высший уровень культурной идентичности людей (метакультуры) "столкновение цивилизаций" – основным источником конфликтов станет культура; конфликт между нациями и государствами, принадлежащими к разным цивилизациям; наиболее острый конфликт – столкновение исламской цивилизации с другими цивилизациями |