Лекция 4.
Рис.3. Кривая производственных возможностей
Товар – это созданная трудом общественная полезность, предназначенная для эквивалентного обмена.
Свойства товаров:
а) Меновая стоимость – это способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях. В обмен вступают неодинаковые количества разнородных вещей, но одинаковые по стоимости.
б) Потребительная стоимость – способность товара удовлетворять какую-либо потребность покупателя.
Впервые трактовали понятие стоимости английские классики политэкономии Адам Смит, Давид Рикардо. Глубоко изучил этот вопрос Карл Маркс.
Положения трудовой теории стоимости:
1) разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость, поэтому могут приравниваться в определенной меновой пропорции;
2) стоимость товаров создается общественным трудом товаропроизводителей. Труд является общественным потому, что изготовитель общественного продукта производит товар не для себя, а для других.
|
|
3) стоимость – это воплощенный в товар общественный труд, а равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда;
4) труд, образующий стоимость, делится на простой и сложный, то есть неквалифицированный и квалифицированный;
5) труд имеет внутреннее мерило – рабочее время. Если труд является одинаковым по качеству, то он измеряется одинаковой протяженностью во времени;
6) на изделие одного вида и качества устанавливается общественная (рыночная стоимость)
Основной закон товарного производства – закон стоимости, в соответствии с которым стоимость товаров определяется общественно-необходимым рабочим временем.
Общественно-необходимое рабочее время – это то время, которое затрачивается для изготовления продуктов и определяется при условиях:
а) общественно нормальном состоянии производства
б) средней квалификации работников
в) средней интенсивности труда.
Трудовая теория стоимости характеризует экономические связи по формуле:
«товаропроизводитель => общественный труд => товар => общественная стоимость => рыночная цена». Она представляет взгляд на товарно-рыночные отношения с позиции товаропроизводителя полезной вещи.
Основатели теории предельной полезности (нетрудовой теории стоимости) - представители австрийской школы предельной полезности Менгер,
Бем-Баверк, Визер. Школа дала объяснение стоимости, цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя.
Основные положения теории предельной полезности (нетрудовой теории стоимости):
|
|
1) полезность – субъективная оценка покупателя.
2) полезные блага подразделяются на два вида:
a. имеющиеся в неограниченном количестве, поэтому неценны;
b. имеющиеся в ограниченном количестве, недостаточны для насыщения, поэтому ценны;
3) человек располагает свои потребности в порядке понижения степени их важности и пытается удовлетворить имеющимся в его распоряжении количеством благ;
4) различают общую TU (Total Utility) и предельную MU (Marginal Utility) полезности (рис.4).