Вопрос 1. Теории стоимости. Закон стоимости

Лекция 4.

Рис.3. Кривая производственных возможностей

Товар – это созданная трудом общественная полезность, предназначенная для эквивалентного обмена.

Свойства товаров:

а) Меновая стоимость – это способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях. В обмен вступают неодинаковые количества разнородных вещей, но одинаковые по стоимости.

б) Потребительная стоимость – способность товара удовлетворять какую-либо потребность покупателя.

Впервые трактовали понятие стоимости английские классики политэкономии Адам Смит, Давид Рикардо. Глубоко изучил этот вопрос Карл Маркс.

Положения трудовой теории стоимости:

1) разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость, поэтому могут приравниваться в определенной меновой пропорции;

2) стоимость товаров создается общественным трудом товаропроизводителей. Труд является общественным потому, что изготовитель общественного продукта производит товар не для себя, а для других.

3) стоимость – это воплощенный в товар общественный труд, а равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда;

4) труд, образующий стоимость, делится на простой и сложный, то есть неквалифицированный и квалифицированный;

5) труд имеет внутреннее мерило – рабочее время. Если труд является одинаковым по качеству, то он измеряется одинаковой протяженностью во времени;

6) на изделие одного вида и качества устанавливается общественная (рыночная стоимость)

Основной закон товарного производства – закон стоимости, в соответствии с которым стоимость товаров определяется общественно-необходимым рабочим временем.

Общественно-необходимое рабочее время – это то время, которое затрачивается для изготовления продуктов и определяется при условиях:

а) общественно нормальном состоянии производства

б) средней квалификации работников

в) средней интенсивности труда.

Трудовая теория стоимости характеризует экономические связи по формуле:

«товаропроизводитель => общественный труд => товар => общественная стоимость => рыночная цена». Она представляет взгляд на товарно-рыночные отношения с позиции товаропроизводителя полезной вещи.

Основатели теории предельной полезности (нетрудовой теории стоимости) - представители австрийской школы предельной полезности Менгер,

Бем-Баверк, Визер. Школа дала объяснение стоимости, цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя.

Основные положения теории предельной полезности (нетрудовой теории стоимости):

1) полезность – субъективная оценка покупателя.

2) полезные блага подразделяются на два вида:

a. имеющиеся в неограниченном количестве, поэтому неценны;

b. имеющиеся в ограниченном количестве, недостаточны для насыщения, поэтому ценны;

3) человек располагает свои потребности в порядке понижения степени их важности и пытается удовлетворить имеющимся в его распоряжении количеством благ;

4) различают общую TU (Total Utility) и предельную MU (Marginal Utility) полезности (рис.4).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: