Литература
1. О Государственном гербе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 (в ред. от 30.06.2003) // СЗ РФ. – 2003. – № 27.4.1. – Ст. 2696.
2. О Государственном флаге Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 (в ред. от 07.03.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 10. – Ст. 753.
3. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 09.05.1995 (в ред. от 02.11.2004) // СЗ РФ. – 2004. – № 48. – Ст. 4774.
4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 (в ред. от 29.06.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 27. – Ст. 2708.
5. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26.09.1997 (в ред. от 29.06.2004) // СЗ РФ. – 2004. – № 27. – Ст. 2711.
6. О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 (в ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 30. – Ч. 1. – Ст. 3104.
7. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 // СЗ РФ. – 2004. – № 27. – Ст. 2710.
8. Боброва, Н.Л. Конституционный строй и конституционализм в России: моногр. / Н.Л. Боброва. – М.: НОРМА, 2003. – 256 с.
|
|
9. Пылин, В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации: учебно-практическое пособие / В.В. Пылин. – СПб.: Юрист, 2003. – 269 с.
10. Эбзеев, Б.С. Современный российский конституционализм; теоретическая модель и практическое содержание. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: моногр. / Б.С. Эбзеев. – М: Юрид. лит., 2005. – 256 с.
11. Вишняков, В.Г. Конституционные основы социального государства / В.Г. Вишняков // Журнал российского права. – 2004. – № 8. – С. 11.
12. Зорькин, В.Д. Об угрозах конституционного строя в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России / В.Д. Зорькин // Журнал российского права. – 2004. – № 6. – С. 3.
Поскольку конституционный строй Российской Федерации включает систему складывающихся общественных отношений, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные правовые институты и отрасли, а все отрасли российского права.
Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, занимают нормы Конституции РФ, поскольку Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.
Определяющую роль среди норм Конституции играют нормы, закрепляющие устои российского конституционного строя, в которых выражается его гуманная сущность, принадлежность России к семье демократических стран. Это нормы об основах конституционного строя, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.
Иными словами, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Федерации характер конституционного государства.
|
|
В Конституции РФ имеется глава (гл. 1), посвященная основам конституционного строя и охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений. К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего фундаментальные принципы, которые присущи каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, принципе разделения властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления. Основу конституционного государства составляют признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и распределение товаров и благ.
С этими основами неразрывно связаны и такие основы конституционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социальной справедливости, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным.
К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся федерализм, суверенность российского государства и республиканская форма правления. Следует заметить, что они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные государства играют определяющую роль – это и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Многие конституционные государства не являются и республиками (например, Великобритания, Дания, Испания, Швеция). Включение федерализма, суверенности и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Федерации вызвано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих именно российскую государственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.
И вообще, каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Конституционные принципы могут дополнять и конкретизировать друг друга, следовательно, все они находятся во взаимозависимости. Они конституируют государство в совокупности и потому должны рассматриваться только во взаимосвязи.
Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.
«В Российской Федерации, – указывается в Конституции РФ (ч.1 ст. 8), – гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности», а принятый Закон РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, на борьбу с местным сепаратизмом.
|
|
Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и общественную пользу, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения строились на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и покупателем.
В условиях развивающейся рыночной экономики в России производство и распределение благ осуществляются как частными, так и государственными предприятиями и учреждениями, включая предприятия и учреждения субъектов Федерации.
Государство в различных формах должно нести ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом, в особенности за то, что в наибольшей степени затрагивает интересы населения. Речь в первую очередь идет о надежности снабжения населения всем необходимым; о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц (т.е. о занятости); о смягчении последствий нестабильности в экономике (регулирование цен и т.п.) или колебаний спроса на международном рынке; о снятии внутреннего напряжения в регионах и между теми или иными сферами жизни и группами людей.
Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам – основе всего правового регулирования отношений собственности.
Конституционное регулирование отношений собственности имеет определенную специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционные нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.
|
|
Конституция РФ (ч. 2 ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах: частной, государственной, муниципальной и др. Устанавливается также (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В Конституции РФ (ст. 36) предусмотрено, что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством граждане и юридические лица-собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев).
Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). В Конституции РФ (ч. 1 ст. 35) также подчеркивается, что право частной собственности охраняется законом.
Важнейшими направлениями создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности. При всем критическом подходе к ваучерной приватизации и вообще к методам и формам приватизации в стране в целом нельзя отрицать, что в результате ее в России заложены основы рыночной экономики. Причем постепенный отказ от государственного регулирования экономики сопровождается ее коммерциализацией и фактически капитализацией. Часто этот процесс принимает уродливые формы, однако главное, что создаются совершенно новые субъекты хозяйствования, принципиально другая экономика, иная система экономических отношений.
Конституция РФ устанавливает (ч. 2 и 3 ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В России отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами субъектов Федерации в пределах их полномочий.