Экономические основы конституционного строя

Литература

1. О Государственном гербе Российской Федерации: Федеральный кон­ституционный закон от 25.12.2000 (в ред. от 30.06.2003) // СЗ РФ. – 2003. – № 27.4.1. – Ст. 2696.

2. О Государственном флаге Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 (в ред. от 07.03.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 10. – Ст. 753.

3. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 09.05.1995 (в ред. от 02.11.2004) // СЗ РФ. – 2004. – № 48. – Ст. 4774.

4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 (в ред. от 29.06.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 27. – Ст. 2708.

5. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный за­кон от 26.09.1997 (в ред. от 29.06.2004) // СЗ РФ. – 2004. – № 27. – Ст. 2711.

6. О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 (в ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ. – 2005. – № 30. – Ч. 1. – Ст. 3104.

7. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституци­онный закон от 28.06.2004 // СЗ РФ. – 2004. – № 27. – Ст. 2710.

8. Боброва, Н.Л. Конституционный строй и конституционализм в России: моногр. / Н.Л. Боброва. – М.: НОРМА, 2003. – 256 с.

9. Пылин, В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации: учебно-практическое пособие / В.В. Пылин. – СПб.: Юрист, 2003. – 269 с.

10. Эбзеев, Б.С. Современный российский конституционализм; теорети­ческая модель и практическое содержание. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: моногр. / Б.С. Эбзеев. – М: Юрид. лит., 2005. – 256 с.

11. Вишняков, В.Г. Конституционные основы социального государства / В.Г. Вишняков // Журнал российского права. – 2004. – № 8. – С. 11.

12. Зорькин, В.Д. Об угрозах конституционного строя в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России / В.Д. Зорькин // Журнал российского права. – 2004. – № 6. – С. 3.

Поскольку конституционный строй Российской Федерации включает систему складывающихся общественных отношений, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные правовые институты и отрасли, а все отрасли россий­ского права.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конститу­ционный строй России, занимают нормы Конституции РФ, по­скольку Конституция наделена высшей юридической силой и яв­ляется базой текущего законодательства.

Определяющую роль среди норм Конституции играют нор­мы, закрепляющие устои российского конституционного строя, в которых выражается его гуманная сущность, принадлежность России к семье демократических стран. Это нормы об основах кон­ституционного строя, которые характеризуют Российскую Фе­дерацию как конституционное государство.

Иными словами, под основами конституционного строя Рос­сийской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Федерации характер конституционного государства.

В Конституции РФ имеется глава (гл. 1), посвященная основам конституционного строя и охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений. К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего фундаментальные принципы, которые присущи каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, принципе разделения властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного само­управления. Основу конституци­онного государства составляют признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяй­ство, в рамках которого главным образом осуществляются произ­водство и распределение товаров и благ.

С этими основами неразрывно связаны и такие основы консти­туционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социальной справедливости, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообра­зием духовным.

К основам конституционного строя, закрепленным Конститу­цией РФ, относятся федерализм, суверенность российского госу­дарства и республиканская форма правления. Следует заметить, что они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные госу­дарства играют определяющую роль – это и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Многие консти­туционные государства не являются и республиками (например, Великобритания, Дания, Испания, Швеция). Включение федера­лизма, суверенности и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Федерации вызвано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основ­ных черт, характеризующих именно российскую государствен­ность. Однако это не означает, что данные основы никак не связа­ны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.

И вообще, каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Конституционные принципы могут дополнять и кон­кретизировать друг друга, следовательно, все они находятся во взаимозависимости. Они конституируют государство в совокупно­сти и потому должны рассматриваться только во взаимосвязи.

Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социаль­ное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредст­вом рыночных отношений. Их участниками выступают субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Феде­рация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соот­ветствующий контроль.

«В Российской Федерации, – указывается в Конституции РФ (ч.1 ст. 8), – гарантируются единство экономического простран­ства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической дея­тельности», а принятый Закон РФ от 22 марта 1991 г. «О конку­ренции и ограничении монополистической деятельности на товар­ных рынках» определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной дея­тельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обес­печение условий для создания и эффективного функционирова­ния товарных рынков, на борьбу с местным сепаратизмом.

Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федера­ция стремится обеспечивать свободу экономической деятельно­сти, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и общественную пользу, чтобы регулирование государством хо­зяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и обще­ства, а экономические отношения строились на социальном парт­нерстве между человеком и государством, работником и работода­телем, производителем и покупателем.

В условиях развивающейся рыночной экономики в России про­изводство и распределение благ осуществляются как частными, так и государственными предприятиями и учреждениями, вклю­чая предприятия и учреждения субъектов Федерации.

Государство в различных формах должно нести ответствен­ность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом, в особенности за то, что в наиболь­шей степени затрагивает интересы населения. Речь в первую оче­редь идет о надежности снабжения населения всем необходимым; о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производ­стве и распределении всех работоспособных лиц (т.е. о занятости); о смягчении последствий нестабильности в экономике (регулиро­вание цен и т.п.) или колебаний спроса на международном рынке; о снятии внутреннего напряжения в регионах и между теми или иными сферами жизни и группами людей.

Для экономической системы Российской Федерации характер­но многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конститу­ционным нормам – основе всего правового регулирования отно­шений собственности.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет определенную специфику. Она выражается в том, что глав­ной задачей является юридическое закрепление форм собственно­сти, признаваемых государством. Таким образом, именно консти­туционные нормы решают вопрос о том, какие формы собственно­сти государством признаются и гарантируются.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее раз­личных формах: частной, государственной, муниципальной и др. Устанавливается также (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муници­пальной и иных формах собственности. Они используются и охра­няются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ (ст. 36) предусмотрено, что в частной собст­венности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владе­ние, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и закон­ных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на осно­ве федерального закона.

В настоящее время в соответствии с действующим законода­тельством граждане и юридические лица-собственники земель­ных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фон­ды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперати­вов, в том числе с иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принад­лежащих им земельных участков, земельных долей (паев).

Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. «В Российской Федерации призна­ются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч. 2 ст. 8 Консти­туции РФ). В Конституции РФ (ч. 1 ст. 35) также подчеркивается, что право частной собственности охраняется законом.

Важнейшими направлениями создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономиче­ски значимой собственности. При всем критическом подходе к ваучерной приватизации и вообще к методам и формам приватизации в стране в целом нельзя отрицать, что в результате ее в России зало­жены основы рыночной экономики. Причем постепенный отказ от государственного регулирования экономики сопровождается ее коммерциализацией и фактически капитализацией. Часто этот процесс принимает уродливые формы, однако главное, что созда­ются совершенно новые субъекты хозяйствования, принципиально другая экономика, иная система экономиче­ских отношений.

Конституция РФ устанавливает (ч. 2 и 3 ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распо­ряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имуще­ства для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В России отношения собственности, не предусмотренные Кон­ституцией, регулируются Гражданским кодексом РФ и иными фе­деральными законодательными актами, а также законодательны­ми актами субъектов Федерации в пределах их полномочий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: