Политические и идеологические основы конституционного строя

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федера­ция есть демократическое государство. Демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем сувере­нитета и единственным источником власти в Российской Федера­ции является ее многонациональный народ. Это означает, что Рос­сия провозглашается государством народовластия, или, иначе го­воря, демократическим государством (народовластие, от греч. demos – «народ», kratos – «власть»).

Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», сложна и требует специального рас­смотрения.

С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляет­ся с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства, совокуп­ности людей к соответствующему государству.

Власть есть возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть – явление социальное. Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требу­ет управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Госу­дарственная власть имеет в качестве своих основных элементов об­щую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

Государственная власть не совпадает непосредственно с населе­нием и осуществляется особым государственным аппаратом. Он представляет собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Государ­ственный аппарат объединяет все государственные органы, а так­же армию, разведку, принудительные учреждения.

Государственная власть обладает силой государственного при­нуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющимся частью государ­ственного аппарата.

Государственная власть – не единственная форма власти наро­да. Еще одной формой власти народа является местное самоуправ­ление. Органы местного самоуправления не входят в систему орга­нов государственной власти (см. ст. 12 Конституции РФ).

Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет оз­начает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует ее исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только од­ного субъекта – народ.

Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него са­мого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, – указывается вч. 4 ст. 3 Конституции РФ. – Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренны­ми интересами.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и ор­ганы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представ­ляют: весь народ, население, проживающее на той или иной терри­тории.

Выборное представительство – важнейшее средство, обеспечи­вающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Выс­шим непосредственным выражением власти народа, – указывает­ся в Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 3), – являются референдум и свободные выборы».

Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» референдум –это всенародное голосование граждан России, обладающих пра­вом на участие в референдуме, по вопросам государственного зна­чения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.

Решения, принятые на всероссийском референдуме, в допол­нительном утверждении не нуждаются, общеобязательны и дейст­вуют на всей территории Российской Федерации.

Помимо всероссийских референдумов могут проводиться рес­публиканские (республик в составе Российской Федерации), ре­гиональные и местные референдумы по наиболее важным вопро­сам жизни республики, региона и т.д.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голо­сования представителей для выполнения в государственных орга­нах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и инте­ресами граждан, выраженными на выборах.

Главное в выборах – то, что они являются формой осуществле­ния гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существен­ный признак выборов – прямое волеизъявление граждан и вы­движение ими из своей среды представителей для осуществления народовластия.

Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего актив­ное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т.е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право – право не просто человека, а гражданина.

Выборы государственных органов и органов местного само­управления, предусмотренные Конституцией РФ, являются сво­бодными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого из­бирательного права при тайном голосовании.

Одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенст­ва права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей.

В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована английским философом Дж. Локком (1632-1704) и французским просветителем и правоведом Ш. Монтескье (1689-1755). Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная – должны осущест­вляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недос­таточно одного только распределения власти между несколькими органами. Нужно, кроме того, чтобы они находились во взаимном равновесии, чтобы ни один из органов не мог получить преоблада­ние над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от пося­гательств на его самостоятельность.

В результате различные ветви власти, организованные подоб­ным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся госу­дарственная деятельность должна остановиться. Но поскольку ос­тановиться она не может, то «силою вещей, – считал Ш. Мон­тескье, – власти будут принуждены действовать и необходимость заставляет их действовать в согласии друг с другом». Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обеспечивающее свободу.

Разделение властей – один из основных принципов действую­щей Конституции РФ. В ее ст. 10 предусмотрено, что государст­венная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, ор­ганы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за преде­лы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и за­коном.

Таким образом, согласно Конституции, принцип разделения властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех ветвей власти не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действо­вать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей иерархии государственных органов, Конституция РФ (ст. 5) предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республика­ми, краями, областями, городами федерального значения, авто­номной областью, автономными округами.

Демократия в Российской Федерации осуществляется на ос­нове принципа политического многообразия.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический про­цесс всем социально-политическим или иным организациям, дея­тельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

Предварительным условием признания принципа политиче­ского плюрализма в нашем обществе стала ликвидация монопо­лии КПСС на политическую власть. Ликвидация этой монополии открыла дорогу не только к признанию принципа политического плюрализма, но и к его реализации, прежде всего путем постепен­ного создания в Российской Федерации многопартийной сис­темы.

В Российской Федерации, указывается в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартий­ность. Общественные объединения равны перед законом. Запре­щается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Россий­ской Федерации, подрыв безопасности государства, создание воо­руженных формирований, разжигание социальной, расовой, на­циональной и религиозной розни.

Для реализации принципа политического плюрализма важно определение правового статуса политических партий, участвую­щих в политическом процессе и составляющих вместе с другими общественными объединениями и массовыми движениями инсти­туционную основу политического плюрализма.

Партии являются важнейшим элементом политической систе­мы любого демократического государства. Без них сегодня прак­тически невозможно само осуществление государственной власти.

В Российской Федерации общественные отношения, возникаю­щие в связи с реализацией гражданами права на объединение в по­литические партии и особенностями создания, деятельности, ре­организации и ликвидации политических партий, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических парти­ях». Согласно этому Закону (ст. 3) политическая партия – это об­щественное объединение, созданное в целях участия граждан Рос­сийской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в об­щественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах госу­дарственной власти и органах местного самоуправления.

Политический плюрализм несовместим с идеологическим еди­нообразием. Он может реализовываться только в условиях идеоло­гического многообразия. Поэтому при политическом плюрализме практически невозможно существование государственной и обя­зательной идеологии (ч. 2 ст. 13 Конституции РФ).

Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. «В Российской Федерации, – говорит­ся в Конституции РФ, – признается и гарантируется местное самоуправление».

Местное самоуправление неразрывно связано с демократией, поскольку в основе демократии как формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, в соответствии с ко­торой принцип самоопределения и самоуправления распространя­ется не только на отдельного человека или на народ в целом, но и на регионы, объединения и сообщества граждан. Посредством ме­стного самоуправления, включающего представительные органы власти, органы управления (местная администрация), различные территориальные формы непосредственной демократии (местные референдумы, собрания граждан и др.), а также органы террито­риального общественного самоуправления населения, решаются вопросы местного значения вРоссийской Федерации.

Следует сказать, что содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Россию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо наруша­ются. Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, ее народ на деле все больше отстраняется от реальной власти. Ведь свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти на­рода, там, где они проводятся, не могут отражать его волю, по­скольку в них обычно участвует незначительная часть избирате­лей. Достаточно сказать, что при проведении выборов в Государст­венную Думу в 2007 г., чтобы признать выборы состоявшимися, требовалось участие в них только 25 % зарегистрированных изби­рателей.

Фактически не реализуется в полной мере и принцип разделе­ния властей. Сегодня это разделение характеризуется почти по­всеместным господством исполнительной, а также президентской власти, стоящей над всеми другими ветвями власти. Не реализова­ны на практике в должном виде и нормы Конституции РФ о мест­ном самоуправлении, которое там, где оно создано, в значительной мере формально.

Все это говорит о том, что потребуется еще немало времени и усилий народа России для создания условий, в которых конститу­ционные нормы, предусматривающие построение демократиче­ского государства, могут быть в полной мере реализованы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: