double arrow

И внесение в нее поправок

Пересмотр Конституции Российской Федерации

Порядок принятия Конституции Российской Федерации

Структура Конституции Российской Федерации

Конституция Российской Федерации 1993 г.: основные черты, особенности, функции и юридические свойства

Литература

Российской Федерации

Тема 4. Общая характеристика Конституции

1. Конституция Российской Федерации 1993 г.: основные черты, особенности, функции и юридические свойства.

2. Структура Конституции Российской Федерации.

3. Порядок принятия Конституции Российской Федерации.

4. Пересмотр Конституции Российской Федерации.

и внесение в нее поправок.

1. Авакьян, С.А. Конституционное право России. В двух томах: учебный курс. – М.: Юристъ, 2010.

2. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай. - 6-е изд. - М.: НОРМА, 2007. - 341 с.

3. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России: учебник для вузов / Габричидзе Б.Н. – М., Дашков и Ко. – 1124 с.

4. Зиновьев, А.В. Конституционное право России: учебник. – М.: Юридический центр Пресс, 2010. – 634 с.

5. Конституционный Суд РФКомментарий к Конституции Российской Федерации / Конституционный Суд РФ; под ред. В.Д.Зорькина, Л.В.Лазарева. - М.: ЭКСМО, 2009. – 1056 с.

6. Автономов, А.С. Ценность Конституции / А.С. Автономов // Государство и право. - 2009. - № 3.- С. 5-12.

6. Александров, А.И. Конституционное развитие современной России / А.И. Александров // История государства и права. - 2009. - № 9. - С. 5-8.

7. Голубитченко, В.А. Органы государственной власти субъектов РФ / В.А.

8. Чиркин, В.Е. Российская Конституция и публичная власть народа / В.Е. Чиркин // Государство и право. - 2008. - №12.-С. 24-35.

Конституцию Российской Федерации 1993 г. отличают такие черты, как:

- особый субъект, который устанавливает Конституцию РФ. Таким субъектом является народ. В Конституции 1993 г. наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражен рассматриваемый признак. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле... принимаем Конституцию Российской Федерации». Причем это первая Конституция, принятая действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования, прошедшего 12 декабря 1993 г.;

- учредительный, первичный характер конституционных установлений. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства. Через конституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль сыграли Конституция РСФСР 1918 г. и Конституция РФ 1993 г.

Учредительная роль Конституции РФ выражается в признании и юридическом оформлении важнейших социально-экономических и политических институтов общества. Вместе с тем учредительная функция не исчерпывается только фиксированием и переводом общественных отношений в правовую форму. В ряде случаев конституционные нормы выполняют роль фактического и правового учредителя. Принятием Конституции РФ созданы, например, новые государственные органы: Федеральное Собрание (гл. 5), Счетная палата (п. «г» ч. 1 ст. 103), Уполномоченный по правам человека (п. «д» ч. 1 ст. 103) и др.

Учредительная природа Конституции РФ проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы. Это означает, что для установления положений Конституции РФ не существует никаких правовых, юридических ограничений. Так, законы не могут противоречить Конституции РФ, указы Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным зако­нам, а у Конституции нет такого юридического потолка;

- всеохватывающий объект конституционной регламентации, т. е. общественные отношения, которые она регулирует и закрепляет. Сфера конституционного воздействия затрагивает все области жизни общества – политическую, экономическую, социальную, духовную и др.;

- особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок ее принятия, пересмотра, внесения попра­вок, специфические формы охраны и др.

Конституции РФ 1993 г. присущи следующие особенности:

1. В ней впервые получил конституционное закрепление принцип верховенства Конституции РФ. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось. В этом прежде всего отражается утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства.

Верховенство Конституции РФ означает также, что с ее принципами должна сообразовываться деятельность всех государственных структур, граждан во всех сферах жизни.

В принципе верховенства Конституции РФ отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе, и республик, которые также имеют свои конституции.

2. В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей
территории России.

Высшая юридическая сила Конституции РФ означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в стране, не должны противоречить Конституции России и что органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

3. Конституция РФ является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Именно Конституция РФ определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие основные акты принимаются различными органами, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

4. К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана. В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции РФ закрепляет, что Президент России является гарантом Конституции РФ: он обязуется соблюдать изащищать ее. Важную роль в охране Конституции РФ играет федеральный Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не со­ответствующий Конституции РФ международный договор не под­лежит введению в действие.

5. Конституцию РФ отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок. Пересмотр касается только положений глав 1, 2 и 9. Поправки вносятся в главы 3 – 8 Конституции РФ.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система логической группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

В основе обобщения конституционных норм и включение их в общие разделы, главы лежит единство предмета регулирования, т. е. их связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.

Последовательность расположения в конституции этих комплексов норм определяется факторами, основанными на учете взаимосвязи этих норм друг с другом, мотивами первичности и производности норм друг от друга.

Структура Конституции РФ на разных этапах ее развития не была постоянной. В ней отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию.

Значительное влияние на структуру Конституции РФ оказал факт пребывания РСФСР в составе бывшего СССР в качестве союзной республики, поскольку структура республиканских конституций должна была почти полностью воспроизводить структуру союзной. Такая установка особенно четко выражена в Конституции РСФСР 1937 пив Конституции РСФСР 1978 г., совпадавших по своей структуре с соответствующими конституциями СССР. Для первых советских конституций России было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Их отличало сначала отсутствие особого раздела о правах граждан, затем его включение в Конституцию 1937 г. в качестве одной из последних глав (гл. 11).

При разработке проекта Конституции РФ 1993 г. предполага­лось начать базовый закон именно с раздела о правах и свободах человека и гражданина. Конституция РФ 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, так как начинать Конституцию с закрепления прав человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является, невозможно. Однако Конституция РФ не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, уже в ст. 2 закрепив их в качестве высшей ценности и одной из важнейших основ конституционного строя России.

По своей структуре Конституция РФ 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел состоит из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент Российской Федерации.

5. Федеральное Собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

Такая структура Конституции РФ существенно отличает ее от предшествующей. В последней редакции Конституции РСФСР 1978 г. выделялись преамбула, одиннадцать разделов и в качестве приложения включался Федеративный договор от 31 марта 1992 г.

В структуре новой Конституции РФ четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана. Это проявляется в следующем:

1. В изменении названия первого раздела. Введение нового понятия «Основы конституционного строя», что отражает качественное изменение характеристики строя.

2. В связи с отказом от формы правления в виде советской республики, переходом на парламентскую систему снят раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания».

3. Глава о Президенте РФ открывает перечень глав об органах
государственной власти. В этом отражается новый статус
Президента России, присущий ему как главе государства;

4. Последовательное и четкое отражение в структуре Конституции РФ принципа разделения властей.

5. Концепция обновления федеративного устройства, новый статус субъектов РФ, иные принципы разграничения предметов ведения и полномочий получили отражение в структуре Конституции РФ путем устранения таких разделов, которые выделялись в прежней Конституции и были посвящены высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономного округа и города.

6. Снят раздел о государственном плане экономического и социального развития России, который и в прежней Конституции уже являлся неоправданным.

7. В прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность». В новой Конституции РФ глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает самоценность человеческой личности без увязки ее статуса с государством.

Конституция РФ 1993 г. не включила текст Федеративного договора, поскольку его положения нашли в ней отражение.

Раздел второй - «Заключительные и переходные положения» - в истории российского конституционализма появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела – явление нередкое. В этом разделе в Конституции РФ закрепляются положения по вопросам, связанным с введением новой Конституции РФ в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции РФ и Федеративного договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу Конституции РФ 1993 т., основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы власти и управления.

Порядок принятия Конституции РФ определялся Указом Президента РФ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» от 15 октября 1993 г. В соответствии с этим Указом процедура принятия Конституции РФ регламентировалась Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ (принята 12 декабря 1993 г.).

Положение о всенародном голосовании охватывало совокупность правовых норм, регулировавших наиболее существенные отношения, связанные с его проведением. Причем эта совокупность складывалась из двух четко выраженных групп правовых норм. Первая группа закрепляла принципы всенародного голосования (т. е. его исходные начала), на основе которых оно осуществлялось. Принципы устанавливали: как и каким путем должно проводиться это голосование, кому принадлежит право участия в нем и кто не может быть субъектом голосования. В частности, в соответствии со ст. 2 Положения всенародное голосование объяв­лялось всеобщим и равным, проводилось путем тайного голосова­ния. Правом участия в нем наделялись все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Его были лишены граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержавшиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу обвинительному приговору суда.

Вторая группа охватывала нормы права, которые наполняли указанные принципы конкретным содержанием, устанавливали порядок проведения всенародного голосования.

В соответствии с Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ его проведение включало в себя:

- возложение функции по организации и проведению всенародного голосования на соответствующие избирательные комиссии;

- наделение избирательных участков полномочиями по проведению всенародного голосования;

- определение порядка и сроков проведения агитации;

- установление образца бюллетеня для всенародного голосования и определения его результатов. Систему избирательных комиссий, на которых были возложены функции проведения всенародного голосования, возглавляла Центральная избирательная комиссия, состоявшая из председателя и 20 ее членов.

Центральная избирательная комиссия была призвана:

- давать разъяснения о порядке применения Положения о всенародном голосовании по проекту новой Конституции РФ;

- рассматривать заявления и жалобы на решения и действия, участковых избирательных комиссий и принимать по ним решения;

- в случаях, предусмотренных Положением о всенародном голосовании, издавать инструкции и иные акты по вопросам организации всенародного голосования;

- осуществлять контроль за законностью проведения всенародного голосования;

- распределять выделенные из республиканского бюджета Российской Федерации на финансирование всенародного голосования средства и контролировать их целевое использование;

- рассматривать вопросы материально-технического обеспечения, подготовки и проведения всенародного голосования;

- устанавливать результаты всенародного голосования в целом по России и публиковать их в печати.

Участковые избирательные комиссии осуществляли непосредственное руководство голосованием, определяли его результаты пси участку и сообщали сведения в окружную избирательную комиссию.

Согласно ст. 14 Положения о всенародном голосовании как гражданам, так и общественным объединениям предоставлялось право беспрепятственно вести агитацию «за» или «против» проекта новой Конституции РФ.

По итогам всенародного голосования участковые избирательные комиссии составляли протокол, в котором указывалось общее; число избирателей, число неиспользованных бюллетеней, их количество, выданное в день голосования, число действительных голосов и т. д.

Окружные избирательные комиссии составляли протокол, в котором указывались те же сведения, что и в протоколе участковых избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия производила подсчет голосов, поданных в ходе всенародного голосования на всей территории Российской Федерации и после этого сведения должны были публиковаться в официальном органе.

Конституционное развитие любого государства предполагает гармоничное сочетание стабильности и динамизма конституции.

Необходимость обеспечения стабильности Конституции РФ связана с особым статусом данного нормативно-правового акта, фиксирующего весь базовый уклад общества и государства. Стабильность обеспечивается установлением в самом тексте федеральной Конституции таких ее характеристик, как высшая юридическая сила, прямое действие, применение на всей территории страны, недопустимость противоречия Конституции РФ принимаемых в России законов и иных правовых актов, установление обязанности для органов публичной власти и их должностных лиц, для граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ. Уточнение конституционных положений, насколько это возможно, следует осуществлять с помощью толкования базового закона страны, издания федеральных конституционных и федеральных законов и т. д.

Именно поэтому Конституция РФ 1993 г. устанавливает ряд гарантий конституционной стабильности. Она предусматривает довольно сложный порядок внесения поправок в Конституцию РФ и тем более ее пересмотра. Вместе с тем Конституция должна быть способной к рецепции новых реалий государственно-правовых отношений, что обеспечивается усложненной, но все-таки возможностью изменить конституционные позиции, объединенные гл. 3 – 8.

Стабильность Конституции РФ выражается в ограничении круга субъектов права вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Таковыми названы Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 состава палат Федерального Собрания. Это не значит, что граждане совершенно отстранены от возможности постановки этого вопроса. Они могут ее воплотить че­рез своих представителей в Совете Федерации и Государственной Думе, через Президента и Правительство, осуществляя свое конституционное право (ст. 33) обращаться индивидуально и коллек­тивно в государственные органы. Но даже отдельные депутаты не обладают правом такой специальной законодательной инициативы: его имеют только группы в составе не менее 20% состава одной | из палат (т. е. 36 членов Совета Федерации, 90 депутатов Государственной Думы). Этого права не имеет и исполняющий обязанности Президента РФ; ему это запрещает (наряду с некоторыми другими действиями) ст. 92 Конституции РФ.

1. Порядок пересмотра разных положений Конституции в определенной степени связан со сравнительной юридической силой этих конституционных положений. Конституция РФ, в целом имея высшую юридическую силу по отношению к другим законам и подзаконным актам, состоит из положений, юридическая сила которых по отношению друг к другу неравна. В наиболее сложном порядке пересматриваются конституционные положения, имеющие наибольшую юридическую силу. К их числу относятся, прежде всего, статьи гл. 1 Конституции РФ («Основы конституционного строя»), которым, в силу ст. 16, не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ. На второй ступени по юридической силе находятся положения гл. 2 («Права и свободы человека и гражданина»), которые не могут противоречить положениям гл.1; но, согласно ст. 18, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Это ставит гл.2 по ее юридической силе выше всех следующих глав, кроме гл. 9. Последняя содержит правила о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Это не должно делаться в обычном порядке. Поэтому в ч. 1 ст. 16 и в ст. 64 установлено, что положения соответственно гл.1 и гл.2 не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном самой Конституцией РФ, о чем говорится также в ч. 1 ст. 135.

В силу изложенных позиций текст Конституции РФ разделен на две части по порядку внесения в них поправок (гл. 3 – 8) и их пересмотра (гл. 1, 2, 9). Часть 1 ст. 135 запрещает Федеральному Собранию пересматривать положения гл.1, 2 и 9 Конституции РФ. Они для него неприкосновенны. Единственное, что палаты Федерального Собрания могут сделать в этом смысле, – отклонить предложения о пересмотре положений этих трех глав или дать им дальнейшее движение за пределами Федерального Собрания, согласно ч. 2 этой статьи.

По-видимому, любое предложение о полном пересмотре Конституции РФ, если оно затрагивает также статьи гл.1, 2, 9, должно рассматриваться в том же порядке, как и предложения о поправках и пересмотре положений только этих трех глав.

Порядок рассмотрения данного вопроса в Государственной Думе предусмотрен в гл. 16 ее Регламента. Предложение должно содержать проект нового или измененного текста этих глав или их отдельных статей, частей, пунктов с обоснованием содержащихся в нем изменений, дополнений и поправок. Предложения направляются Советом Государственной Думы в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и Комитет Государственной Думы по законодательству для подготовки совместного заключения, после чего включаются Советом Государственной Думы в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой.

2. Федеральное Собрание может только отклонить или поддержать предложение о пересмотре положений гл.1, 2, 9 Конституции. Поддержать инициативу этого рода, упомянутую в ст. 134, оно может квалифицированным большинством, как минимум 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. По-видимому, это значит, что необходимо 60% полного состава обеих палат, вместе взятых. Это 178 членов Совета Федерации и 450 депутатов Государственной Думы; вместе они составляют 628 человек. 3/5 от этого числа – 377 голосов – нужны, чтобы Федеральное Собрание поддержало предложение о пересмотре положений названных трех глав. Если же это «и» не следует понимать буквально, возможен и другой вариант, когда решение принимается установленным большинством голосов раздельно по палатам. Тогда необходимы голоса не менее 107 членов Совета Федерации и 270 депутатов Государственной Думы.

Если такое решение Федеральным Собранием будет принято, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Решение ФедеральногоСобрания поддержать предложение требуемым большинством го­лосов может означать и созыв Конституционного Совещания, но может этого и не означать. Это, как и ряд других вопросов, должно быть решено в федеральном конституционном законе о Конституционном Собрании. Такого закона пока нет, но по крайней мере один его проект имеется в Государственной Думе. Этот закон должен определить: кем созывается Конституционное Собрание, в каком порядке оно образуется, каков его количественный состав? Является ли оно однопалатным или двухпалатным в связи с необходимостью отразить конституционную волю как равноправных граждан, так и равноправных субъектов РФ? Должно ли оно и может ли на время своей работы заменить Федеральное Собрание, взяв на себя и его работу, или может существовать и действовать наряду с ним?

Мировой опыт в этом отношении очень богат и разнообразен, как и предложения, уже высказанные в парламенте Российской Федерации, в специальной литературе, в печати, в ходе законопроектной работы. Ответ на них должен дать федеральный конституционный закон.

3. Конституционное Собрание, рассмотрев вопрос о пересмотре положений гл. 1, 2, 9, сначала должно принять одно из двух решений. Оно или не соглашается с рассмотренными предложениями и подтверждает неизменность Конституции РФ, на чем и прекращается его деятельность, или, согласившись с ними, оно разрабатывает проект новой конституции. Таким образом, любое изменение в гл.1, 2, 9 Конституции РФ означает замену прежней Конституции РФ новой, даже если новая конституция будет во многом совпадать с прежней.

Проект новой конституции РФ должен быть рассмотрен Конституционным Собранием. В соответствии со ст. 135 его дальней­шее продвижение может иметь три варианта.

В первом варианте Конституционное Собрание отклоняет проект и решает вопрос о том, продолжать ли работу над ним или считать вопрос закрытым.

Во втором варианте Конституционное Собрание принимает новую конституцию большинством в 2/3 голосов от общего числа его членов, вводит ее в действие и этим прекращается его деятельность и правомочия.

В третьем варианте, если простое большинство состава Конституционного Собрания за принятие этого проекта, но 2/3 голосов, необходимых для его принятия, набрать не удается, Конституционное Собрание выносит проект новой конституции на всенародное голосование. По-видимому, деятельность и полномочия Конституционного Собрания при этом также прекращаются, по крайней мере до положительного решения всенародного голосования о принятии новой конституции. Проведение всенародного голосования о принятии или отклонении проекта новой конституции может быть возложено на органы, проводящие референдумы, выборы и т. п. (избирательные комиссии или комиссии референдумов всех уровней).

Условия проведения всенародного голосования требуют для принятия новой конституции участия в нем более 1/2 от общего числа избирателей, если не более половины из них проголосовали за нее.

А как быть, если проект отклонен всенародным голосованием или оно не состоялось из-за добровольной неявки граждан на голосование? По-видимому, федеральный конституционный закон должен урегулировать, считается ли при этом вопрос решенным и снятым с обсуждения или оно должно продолжаться в прежнем составе Конституционного Собрания? Или, наконец, следует произвести перевыборы Конституционного Собрания, возложив на его новый состав разработку нового проекта? На все эти вопросы должен ответить будущий федеральный конституционный закон. Конституция РФ ныне не содержит статей, вовсе не подлежащих никакому изменению. Это отличает ее от конституций многих других демократических государств, которые прямо предусматривают недопустимость пересмотра статей о республиканской форме правления (Франция, Италия), о парламентарной форме республики, принципах уважения и защиты конституционных прав человека и гражданина, разделения властей (Греция). Не подлежат пересмотру многие положения Основного закона ФРГ (о защите достоинства и прав человека, о демократическом, социальном и федеративном характере этого государства, о ряде конкретных выводов из этих принципов).

Вторая группа конституционных поправок относится к гл. 3 - 8 Конституции РФ. Поскольку в общей форме многие предписания этих глав опираются на статьи гл. 1 или согласуются с содержанием статей гл. 2, изменение таких предписаний гл. 3 – 8 невозможно без соответствующих поправок в гл. 1 и 2. Это требует, в соответствии со ст. 135, разработки и принятия в установленном ею порядке новой Конституции РФ. Поэтому установленный ст. 136 порядок внесения поправок в гл. 3 – 8 Конституции РФ относится только к таким поправкам, которые не затрагивают текст гл. 1, 2 и 9 и поэтому не требуют пересмотра всей федеральной Конституции.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации обнаружила неопределенность в понимании ст. 136, в связи с чем обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о ее толковании.

Конституционный Суд постановил, что в соответствии с рядом статей Конституции поправки к гл. 3 – 8 принимаются путем издания особого правового акта в форме закона Российской Федерации о поправках к Конституции РФ. Этим актом является Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Он принимается в особом порядке, который лишь отчасти совпадает с процедурой принятия федерального конституционного закона, установленной ч. 2 ст. 108 (федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 от общего. числа депутатов Государственной Думы), поскольку требует одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Только после этого вступивший в силу федеральный закон о поправках к Конституции РФ подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Статья 136 Конституции РФ учитывает мировой опыт демократического конституционного права. Так, важным требованием процедуры внесения поправок в Конституцию США является необходимость одобрения поправки, принятой Конгрессом, 2/3 голосов в каждой его палате, тем же квалифицированным большинством в каждой палате законодательных собраний 3/4 штатов. Это подчеркивает действие принципа федерализма.

В соответствии со ст. 134 Конституции РФ и право законодательной инициативы принадлежит в этом случае ограниченному кругу субъектов: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также группа численностью неменее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Федеральным законом от 4 марта 1998 г. установлен порядок внесения предложения, принятия, одобрения, вступления в силу закона РФ о поправке к Конституции РФ.

Под поправкой к Конституции РФ в Федеральном законе понимается любое изменение текста гл. 3 – 8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав. Одним законом Российской Федерации о поправке к Конституции РФ охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста.

Предложение о поправке к Конституции РФ должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи), либо текст но­вой редакции статьи (части или пункта статьи), либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции РФ.

Поступившее в Государственную Думу предложение о поправке к Конституции РФ направляется в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции РФ и Федерального закона об условиях и о порядке внесения предло­жения о поправке к Конституции РФ. По результатам проверки указанный комитет Государственной Думы вносит предложение о принятии к рассмотрению Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ либо предложение о возвращении его инициатору в случае несоблюдения требований Конституции и Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции РФ.

Рассмотрение Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ осуществляется в трех чтениях и считается одобренным, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Одобренный Государственной Думой проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ в течение пяти дней направляется в Совет Федерации и подлежит обязательному рассмотрению данной палатой парламента.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета ФедерацииПредседатель Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ опубликовывает для всеобщего сведения уведомление включающее текст закона о поправке к Конституции РФ с указанием дат его одобрения палатами парламента и направляет его законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для рассмотрения в срок не более 1 года. Законов дательный (представительный) орган субъекта РФ в течение четырнадцати дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции РФ направляет данное постановление Совет Федерации.

Установление результатов рассмотрения данного закона законодательными (представительными) органами субъектов Федерации оформляется в соответствии с регламентом Совета Федерации. Предусмотрено, что возникшие противоречия разрешаются в судебном порядке.

Подписание и официальное опубликование закона осуществляется Президентом РФ в течение двух недель после его получения.

Принятая поправка к Конституции РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона подлежит внесению Президентом РФ, текст Конституции РФ.

Для изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ также требуется принятие федерального конституционного закона (ч. 5 ст. 66). Основанием для внесения изменений в ч. 1 ст. в соответствии с ч. 2 ст. 65 является Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». В качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или его часть, что осуществляется по взаимному согласию РФ и данной иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором. Принятое в качестве нового субъекта иностранное государство в соответствии с международным договором получает статус республики, края или области, если речи идет о части иностранного государства, то статус республики, области, автономной области или автономного округа.

Образование в составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации по инициативе самих субъектов, на территориях которых образуется новый субъект Федерации.

Предложение об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта направляется Президенту РФ, который уведомляет о полученном предложении Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ. Указанное предложение должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Федерации нового субъекта.

Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Федерации.

Часть 2 ст. 137 устанавливает еще более упрощенный порядок внесения поправок в ч. 1 ст. 65 в случае изменения официального наименования субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 71 - 73 Конституции РФ изменение наименования субъекта Российской Федерации относится к исключительной компетенции законодательной власти данного субъекта РФ. Включение нового наименования субъекта рассматривалось как чисто техническая операция, в связи с чем ее порядок не регулировался законом, но и не был никем точно определен.

В связи с этим, по мнению Государственной Думы, обнаружилась неопределенность в том, какой орган и каким правовым актом уполномочен решить вопрос о включении в ч. 1 ст. 65 нового наименования субъекта Российской Федерации. Государственная Дума обратилась по этому поводу в Конституционный Суд с запросом о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ.

Конституционный Суд 28 ноября 1995 г., рассмотрев это дело, постановил, что изменения наименования субъектов Российской Федерации включаются в текст ст. 65 Конституции РФ указом Президента РФ на основании решения субъекта Федерации, принятого в установленном им порядке. В качестве примеров можно назвать Указ Президента РФ от 9 июня 2001 г. «О включении нового Наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации», согласно которому вместо наименования Чувашская Республика — Чаваш республика, включено новое наименование Чувашская Республика— Чувашия, а также Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации». В результате чего Ингушская Республика стала называться Республика Ингушетия, а Северная Осетия — Северной Осетией — Аланией.

В спорных случаях Президент РФ использует полномочия, предоставленные ему ч. 1 ст. 85 Конституции РФ (например, согласительные процедуры).

Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в отмеченном смысле и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также пред полагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

ТЕМА 5. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ

1. Экономические основы конституционного строя.

2. Политические и идеологические основы конституционного строя.

3. Социальные основы конституционного строя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: