Любой метод представляет собой построение деятельности и ее видов в такой последовательности и такими средствами (в зависимости от условий), которые непременно приводят к достижению намеченной цели.
Так, И.Я. Лернер считает, что подлинная проблема развития творческого потенциала состоит в том, чтобы выяснить условия, при которых такое обучение оптимально, в частности – совокупность пяти методов, обеспечивающих формирование творческих потенций личности.
Информационно-рецептивный метод (I) реализуется в форме рассказа, лекции, экскурсии; посредством учебника, натурального или письменного исторического документа, изображения или копии исторического объекта. Формы и средства комбинируются: учебник, документ и изображение используются во время рассказа, лекции, экскурсии.
Репродуктивный метод (II) осуществляется по заданию преподавателя в устном и письменном воспроизведении студентами текста, в устных и письменных упражнениях, в действиях. Формой реализации метода является и репродуктивная беседа. Средства те же, что и в первом методе.
|
|
Метод проблемного изложения (проблемный) (III) использует те же формы и те же средства, что и информационно-рецептивный, но с другим содержанием информации.
Эвристический метод (IV) предполагает эвристическую беседу, выполнение поисковых заданий (с помощью преподавателя в случае затруднений), построение педагогом корректирующих ситуаций, направляющих действия студента в правильное русло. Средства в этом методе используются те же.
Исследовательский метод (V) реализуется при помощи тех же средств. Формой его реализации служат исследовательские знания.
М.И. Махмутов считает, что «степень полноты самостоятельности определяет уровни творчества: низкий, средний и высокий» [3, c.134).
Общедидактическое определение проблемного обучения (М.И. Махмутов) - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся и усвоение ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование научного мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций [3, c.134).
Для создания и решения проблемной ситуации по мнениюМ.И. Махмутова, необходимы три условия: 1) познавательная потребность субъекта, 2) соотношение данного и искомого, 3) интеллектуальное затруднение, из которого обучающийся сам должен найти выход.
|
|
Необходимо четкоразграничивать два понятия: проблемная ситуация и задача. Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное, т.е. появляется объективная ситуация, когда возникшая проблема требует от человека каких-то усилий, действий, сначала мыслительных, а затем, возможно, и практических. В тот момент, когда в деятельность человека «включается» мышление, проблемная ситуация перерастает в задачу - «задача появляется из проблемной ситуации любого типа, тесно связана с ней, но существенно отличается от нее».
Задача возникает как следствие проблемной ситуации в результате ее анализа (при непринятии субъектом проблемной ситуации в силу определенных причин она не может перерасти в задачу.) Задача может рассматриваться как «модель проблемной ситуации» (Л.М. Фридман), построенная и, следовательно, принятая субъектом, решающим ее.
Этапы решения задачи в проблемной ситуации.Первый этап - это понимание задачи, сформулированной в готовом виде преподавателем или определяемой самим обучающимся. Второй этап - «принятие» задачи обучающимся, он должен решать ее для себя, она должна быть личностно значима, а потому понята и принята к решению.
Третий этап связан с тем, что решение задачи должно вызывать эмоциональное переживание и желание поставить и решить собственную задачу. Здесь важно отметить роль формулировки задания для правильного понимания задачи. Так, если задача сформулирована в форме задания «проанализируйте», «объясните, почему», «в чем, на ваш взгляд, причина», то обучающийся определяет скрытые, латентные связи, выстраивает определенную логическую последовательность решения задачи. Если задание дано в форме «опишите», «расскажите», то студент может ограничиться изложением только эксплицитно данного и необходимого для решения, понимания и принятия задачи (К. Дункер, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.С. Мансуров).