Обучение техническому творчеству и творческому саморазвитию личности.
Психология проектно-конструкторской деятельности.
Интуитивные (эвристические) и рациональные (логические) методы и приемы решения творческо-конструкторских задач.
Методы решения творческо-конструкторских задач.
Методы развития творческого потенциала.
Основные понятия психологии творчества.
План
Творчества
Время проведения: 2 часа.
Цель занятия: рассмотреть теоретические основы научного и профессионального творчества будущего магистра техники и технологии; углубить и закрепить знания; развить глубину и критичность мышления; воспитать креативность.
Развитие творчества, творческого потенциала и творческих способностей на протяжении десятилетий является предметом исследования в различных областях науки (В.И. Андреев, Б.С. Гершунский, Б.М. Бим-Бад, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, А.В. Мудрик и др.).
|
|
В определении содержания категориитворчества выделяют следующие признаки [1-6].
1. Творчество носит общебиологический, онтологический характер как механизм, обеспечивающий формирование способностей (точнее, «предспособностсй») к восприятию новаций и их формированию. Творчество есть форма качественного развития общества и окружающей его среды, всей культуры. Творчество - родовой признак и родовая сущность человека, способ его бытия, форма его самодеятельности, саморазвития и самоутверждения, высшая и специфическая форма развития, характерная для человека.
2. Творчество органически связано с отражением действительности, законов ее развития и функционирования. Раскрывая в процессе творчества возможности новых связей вещей действительности, их комбинаций, человек расширяет и углубляет свои знания действительности, т.е. творчество выступает формой познания (гносеологии) действительности. Каждый акт творчества в то же время является и актом дальнейшего познания мира.
3. Творчество есть проявление диалектики. Именно в творчестве наиболее ярко и полно проявляются сущностные силы человека, все законы и категории диалектики, ее мощь. Диалектика, мышление, практика представляют собой теснейшее органическое единство – творчество. Диалектическая логика - логика творческого мышления.
4. Творчество есть деятельность, состоящая в производстве нового: вещей, способов (программ, технологий) деятельности, направленных на удовлетворение потребностей человека, создание новых духовных и материальных ценностей. В основе творчества лежит поисковая активность. Творчество несводится лишь к конкретным знаниям, умениям и навыкам, оно Modus operand!, (лат.) - образ действия, конкретная профессиональная деятельность, а Modus Vivendi (лат.) - образ жизни, общая, цельная характеристика деятельности. Творчество - высший вид деятельности человека, оно первично по отношению к исполнительской деятельности.
|
|
6. Творчество есть процесс, состоящий в постановке и решении проблем, нестандартных задач, или процесс разрешения лежащих в основе развития общества противоречий между потребностями человека (общества) и средствами их разрешения, т. е. процесс удовлетворения новых потребностей общества. Данное определение творчества включает в себя в неявной форме все предшествующие определения. Творчество как процесс оригинально, в процессе творческой деятельности всегда (по крайней мере, в одном ее звене) применяются либо новые средства, либо способы, либо новые программы деятельности. В генетическом плане творчество - комбинирование, т.е. создание новых полезных комбинаций из элементов различных систем.
Под структурой «творческой деятельности » понимают расчлененность процедуры созидания, последовательность этапов мотивации, целеполагания, сбора информации, рождение новых идей, формирование образа будущего продукта, его конструктивное воплощение. Воспроизведенные репродуктивные компоненты данной структуры отличаются повторяемостью, устойчивостью, стереотипностью. В творчестве продуктивные и репродуктивные компоненты мышления тесно переплетаются и переходят друг в друга. Продуктивные компоненты уникальны, они впервые возникают в акте творчества. Это обеспечивает эволюционную способность интеллектуальных систем, а также их воспроизводимость, аналитичность и конструктивность.
Наличие у человека потребности в творческой деятельности выявляется по его стремлению к поиску. Творчество – деятельность и результат деятельности человека по созданию новых оригинальных, общественно (социально) и личностно значимых ценностей.
Рассматривая творчество с процессуальной точки зрения, психологи выделили четыре стадии творческого процесса: 1) накопление и обработка информации; 2) «созревание»; 3) озарение; 4) проверка решения. Данный алгоритм проявляется при решении задач, требующих поиска новых способов действия, включения интуиции, основанной на глубоких и всесторонних знаниях, способности к формированию иерархической системы приоритетов среди множества вариантов решений.
В.И. Андреев выделяет четыре уровня сформированности творческих способностей: репродуктивный, имитирующий, деятельностный и креативный [1].
Человек характеризуется не только в реальном функционировании, но и в потенциальном проектировании. Динамика и развитие творческих способностей выступают как механизм перехода потенциального в актуальное. Процесс перехода потенциального в актуальное реализуется через развитие творческих способностей личности в процессе продуктивной деятельности.
Творческий потенциал личности рассматривается как ее интегральное качество личности, которое отражает меру возможностей, совокупность творческих сил; определяет готовность и возможность к творческой самореализации и саморазвитию; выражает отношение (позицию, установку, направленность) человека к творчеству; обеспечивает эффективное взаимодействие личности с другими людьми и продуктивность ее деятельности (В.С. Леднев, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.).
В.Г. Рындак [6, c. 21] в структуре творческого потенциала выявляет горизонтальную (собственно-потенциальную, мотивационную, когнитивную составляющие) и вертикальную (предактуальный и постактуальный компоненты) составляющие структуры творческого потенциала. Она рассматривает творческий потенциал как «систему личностных способностей (изобретательство, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и совокупность знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию» [6, с. 14].
|
|
В структуре личности между творческим потенциалом (потенциальное) и творческими способностями (актуальное) существуют отношения, аналогичные отношениям между категориями «возможное» и «действительное»:
· проявление, функционирование потенциального – суть процесса, его изменения и развития посредством актуальных проявлений (деятельности, действий, отношений, общения и т. п.) – предоставляет возможность судить о состоянии и характеристиках анализируемого потенциального образования до создания условий для превращения его в реальное актуальное;
· одно переходит в другое и реализует его.