Методы решения творческо-конструкторских задач
По мнению В.И. Андреева, эвристические методы - это система эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанные с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач» [1].
Метод «мозговой атаки». Метод и термин «мозговая атака», или «мозговой штурм» (А.Ф. Осборн) это улучшенный вариант диалога Сократа с широким использованием свободных ассоциаций, одновременным созданием психоэвристического микроклимата в малых группах людей для повышения эффективности решения творческих, особенно изобретательских, задач.
В обычных условиях творческая активность человека часто сдерживается явно и не явно существующими барьерами (психологическими, социальными, педагогическими и т.д.).
1. Прямая «мозговая атака». Целью мозговой атаки (МА) является получение максимального количества новых идей за счет взаимного стимулирования членов группы к интенсивному интеллектуальному поиску. Преимущество метода заключается в неограниченности спектра проблем, к которым он может быть применен: с помощью метода мозговой атаки можно рассматривать любую проблему, если она достаточно просто и ясно сформулирована. Этот метод используется на любой стадии проектирования, как в начале, когда проблема еще окончательно не определена, так и позднее, когда уже выделены сложные подпроблемы.
|
|
2. Двойная «мозговая атака». Суть метода ДМА заключается в проведении через некоторое время после первой мозговой атаки повторной мозговой атаки. Во время повторной мозговой атаки часто высказываются более интересные и глубокие идеи, чем при первом обсуждении. Это объясняется интенсивной работой мозга на подсознательном уровне в период между обсуждениями. Этот период может варьироваться в достаточно широких пределах - от нескольких часов до нескольких дней.
3. Массовая «мозговая атака», предложенная Дж. Дональдом Филипсом (США), позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории (число участников варьируется от 20 до 60 человек).
Особенность этой модификации метода заключается в том, что присутствующих делят на малые группы численностью 5 - 6 человек. Длительность работы малых групп может быть разной или определенной, например 15 минут. После генерирования идей в малых группах проводится их оценка. Затем выбирают наиболее оригинальную.
4. Метод обратной «мозговой атаки». Как известно, развитие систем происходит в результате устранения возникающих внутри них противоречий (явных и неявных). Поэтому при создании новой системы решаются две творческие задачи.
|
|
1. Выявляются имеющиеся или ожидаемые в ближайшей перспективе противоречия в существующей системе или техническом объекте.
2. Находятся пути устранения этих недостатков во вновь создаваемых системах и объектах.
Метод контрольных эвристических вопросов заключается в поиске решения задачи с помощью специально подготовленного перечня (списка) наводящих вопросов в расчете на «озарение», которое приводит к нужной идее решения задачи. Метод может применяться либо в форме монолога инженера, обращенного к самому себе, либо диалога, например в виде вопросов, задаваемых руководителем «мозгового штурма» членам группы «генераторов» идей.
Метод «букета проблем состоит в том, что, основываясь на исходной формулировке проблемы, рассматривают несколько иных проблем, формируя тем самым группу или «букет проблем». Эта группа содержит в себе ряд подгрупп, образованных с помощью определенных приемов. Р. Шекли высказал весьма парадоксальную мысль: «Чтобы задать вопрос, надо знать большую часть ответа на него». В контексте сказанного следует, что:
во-первых, формулируя проблему, мы как бы сразу ориентируемся на наиболее распространенные, типовые методы ее решения (других методов мы пока не знаем!);
во-вторых, неразрешимость (нерешенность) многих задач является следствием неправильной формулировки проблемы.
Достоинством метода «букета проблем»является то, что он хорошо работает на задачах любого уровня и из любой сферы человеческой деятельности.
Метод инверсии базируется на закономерности и, соответственно, принципе дуализма, диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления (анализа и синтеза, дивергентного и конвергентного мышления), на распространении диалектического подхода к анализу объектов исследования (изучение внешнего и внутреннего, интенсификации и замедления, объединения и разъединения элементов системы и т.д.).
Метод инверсии позволяет развивать диалектику мышления, находить оригинальные, порой весьма неожиданные решения творческих задач различного уровня трудности и проблемности. Его недостатками и ограничениями является то, что он требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта учебно-творческой деятельности.
Метод эмпатии (метод личной аналогии) является как бы промежуточным звеном между интуитивными и дедуктивными процедурами мышления. Метод эмпатии - это один из эвристических методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, т. е. отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе «вживания» в образ изобретения, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т.д. Это требует огромной фантазии, воображения; возникающие фантастические образы и представления приводят к снятию барьеров «здравого смысла» и отыскиванию оригинальных идей.
Метод эмпатии применим к различным видам творческой деятельности (рационализаторской, изобретательской, художественного творчества).
Синектика (У. Гордон), предполагает коллективный поиск новых решений. В условиях применения метода синектики следует избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это сковывает дальнейший поиск ее решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл. Нерациональная информация является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлению интуиции, к озарению. Таким образом, результаты решения проблемы рациональны, сам процесс поиска решения во многом иррационален.
|
|
К достоинствам метода синектики относятся практически все, что присуще эвристическим методам, на базе которых он разработан.
Ассоциативные методы. Для активизации поиска новых идей применяются так называемые ассоциативные методы (аналогии, фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций).
Процесс поиска новых идей с помощью ассоциативных методов осуществляется путем поиска аналогов совершенствуемого объекта, переноса знаний из одной области в другую, интерпретации нового посредством известных понятий и т.д. В связи с этим в творческом процессе достаточно эффективно используются такие источники генерирования новых идей, как ассоциация, метафора и аналогия.