Интуитивные (эвристические) и рациональные (логические) методы и приемы решения творческо-конструкторских задач

Методы решения творческо-конструкторских задач

По мнению В.И. Андреева, эвристические методы - это система эвристических пра­вил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельно­сти ученика (методы учения), разработанные с учетом законо­мерностей и принципов педагогического управления и самоуп­равления в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач» [1].

Метод «мозговой атаки». Метод и термин «мозговая атака», или «мозговой штурм» (А.Ф. Осборн) это улучшенный вариант диалога Сократа с широким ис­пользованием свободных ассоциаций, одновременным созданием психоэвристического микроклимата в малых группах людей для повышения эффективности решения творческих, особенно изобре­тательских, задач.

В обычных условиях творческая активность человека часто сдер­живается явно и не явно существующими барьерами (психологи­ческими, социальными, педагогическими и т.д.).

1. Прямая «мозговая атака». Целью мозговой атаки (МА) является получение максимального ко­личества новых идей за счет взаимного стимулирования членов группы к интенсивному интеллектуальному поиску. Преимуще­ство метода заключается в неограниченности спектра проблем, к которым он может быть применен: с помощью метода мозговой атаки можно рассматривать любую проблему, если она достаточ­но просто и ясно сформулирована. Этот метод используется на любой стадии проектирования, как в начале, когда проблема еще окончательно не определена, так и позднее, когда уже выделены сложные подпроблемы.

2. Двойная «мозговая атака». Суть метода ДМА заключается в проведении через некоторое время после первой мозговой атаки повторной мозговой атаки. Во время повторной мозговой атаки часто высказы­ваются более интересные и глубокие идеи, чем при первом об­суждении. Это объясняется интенсивной работой мозга на подсо­знательном уровне в период между обсуждениями. Этот период может варьироваться в достаточно широких пределах - от не­скольких часов до нескольких дней.

3. Массовая «мозговая атака», предложенная Дж. Дональдом Фи­липсом (США), позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории (число участни­ков варьируется от 20 до 60 человек).

Особенность этой модификации метода заключается в том, что присутствующих делят на малые группы численностью 5 - 6 чело­век. Длительность работы малых групп может быть разной или оп­ределенной, например 15 минут. После генерирования идей в ма­лых группах проводится их оценка. Затем выбирают наиболее ори­гинальную.

4. Метод обратной «мозговой атаки». Как известно, развитие си­стем происходит в результате устранения возникающих внутри них противоречий (явных и неявных). Поэтому при создании новой системы решаются две творческие задачи.

1. Выявляются имеющиеся или ожидаемые в ближайшей перс­пективе противоречия в существующей системе или техническом объекте.

2. Находятся пути устранения этих недостатков во вновь созда­ваемых системах и объектах.

Метод контрольных эвристических вопросов заключается в поиске решения задачи с помощью специально подготовленного перечня (списка) наводящих вопросов в расчете на «озарение», которое приводит к нужной идее решения задачи. Метод может применяться либо в форме монолога инженера, обращенного к самому себе, либо ди­алога, например в виде вопросов, задаваемых руководителем «моз­гового штурма» членам группы «генераторов» идей.

Метод «букета проблем состоит в том, что, основываясь на исходной формулировке проблемы, рассматривают несколько иных проблем, формируя тем самым группу или «букет проблем». Эта группа содержит в себе ряд подгрупп, образованных с по­мощью определенных приемов. Р. Шекли высказал весьма парадок­сальную мысль: «Чтобы задать вопрос, надо знать большую часть ответа на него». В контексте сказанного следует, что:

во-первых, формулируя проблему, мы как бы сразу ориенти­руемся на наиболее распространенные, типовые методы ее реше­ния (других методов мы пока не знаем!);

во-вторых, неразрешимость (нерешенность) многих задач яв­ляется следствием неправильной формулировки проблемы.

Достоинством метода «букета проблем»является то, что он хо­рошо работает на задачах любого уровня и из любой сферы челове­ческой деятельности.

Метод инверсии базируется на закономерности и, соответ­ственно, принципе дуализма, диалектического единства и опти­мального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления (анализа и синтеза, дивергент­ного и конвергентного мышления), на рас­пространении диалектического подхода к анализу объектов ис­следования (изучение внешнего и внутреннего, интенсифика­ции и замедления, объединения и разъединения элементов сис­темы и т.д.).

Метод инверсии позволяет развивать диалектику мышления, находить ори­гинальные, порой весьма неожиданные решения творческих за­дач различного уровня трудности и проблемности. Его недостатками и ограничениями является то, что он требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта учебно-творческой деятельности.

Метод эмпатии (метод личной аналогии) является как бы промежуточным звеном меж­ду интуитивными и дедуктивными процедурами мышления. Метод эмпатии - это один из эвристических методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эм­патии, т. е. отождествление себя с объектом и предметом творчес­кой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе «вживания» в образ изобретения, которому приписы­ваются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т.д. Это требует огромной фантазии, во­ображения; возникающие фантастические образы и представле­ния приводят к снятию барьеров «здравого смысла» и отыскива­нию оригинальных идей.

Метод эмпатии применим к различным видам творческой дея­тельности (рационализаторской, изобретательской, художественного творчества).

Синектика (У. Гордон), предполагает коллек­тивный поиск новых решений. В условиях применения метода синектики следует избегать преж­девременной четкой формулировки проблемы (творческой зада­чи), так как это сковывает дальнейший поиск ее решения. Обсуж­дение целесообразно начинать не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл. Нерациональная инфор­мация является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Постоянное стимулирование под­сознания ведет к проявлению интуиции, к озарению. Таким обра­зом, результаты решения проблемы рацио­нальны, сам процесс поиска решения во многом иррационален.

К достоинствам метода синектики относятся практически все, что присуще эвристическим методам, на базе которых он разра­ботан.

Ассоциативные методы. Для активизации поиска новых идей применяются так называемые ассоциативные методы (аналогии, фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций).

Процесс поиска новых идей с помощью ассоциативных мето­дов осуществляется путем поиска аналогов совершенствуемого объекта, переноса знаний из одной области в другую, интерпре­тации нового посредством известных понятий и т.д. В связи с этим в творческом процессе достаточно эффективно используются та­кие источники генерирования новых идей, как ассоциация, ме­тафора и аналогия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: