Теоретические основы практического занятия

Подготовка к проведению практического занятия

План проведения лекции

Время проведения: 2 ч.

Цель занятия: рассмотреть теоретические основы проведения лекции, углубить и закрепить знания о методах, средствах и формах подготовки к проведению лекции по специальным и психолого-педагогическим дисциплинам.

Обучающая цель: закрепить знания о методах, средствах и формах подготовки к проведению лекции.

Воспитательная цель: воспитывать целеустремленность, ответственность.

Развивающая цель: внимание, память, наглядно-образное мышление.

Материальное обеспечение:

· учебные пособия [1, 3, 6];

· практикум по курсу «Психология и педагогика. Научно-педагогическая практика»;

· Методические указания по педагогической практике.

Вопросы для предварительной подготовки к занятию

1. Сущность и содержание лекции как формы обучения.

2. Сущность и содержание семинара как формы обучения.

План-конспект проведения лекции

N п/п Время, на этапе Этапы лекции и их краткое содержание Используемые технологии
Методы и приемы Средства обучения Технические средства обучения
    Организационный момент      
    Подготовка обучающихся к восприятию нового материала      
    Объяснение нового материала      
3.1.   Краткое содержание первого вопроса      
3.2.   Краткое содержание второго вопроса      
3.4.   Краткое содержание третьего вопроса      
    Задание для самостоятельной работы      

Дата ________________

Подпись магистранта_________________

Подпись руководителя научно – педагогической практики

от кафедры_________________

Таким образом, успех прочитанной лекции, ее высокое качество в решающей степени зависят от всесторонней и умелой подготовки. Подготовка лекции – творческий и самостоятельный труд преподавателя, поэтому лекция вполне закономерно отражает и индивидуальные черты преподавателя, его опыт, навыки.

Сам термин семинар (лат seminarium) означает рассадник знаний. Образовательный процесс в современной высшей школе – это прежде всего взаимодействие личности преподавателя и студента. Профессиональная компетентность и творческая индивидуальность педагога имеют важнейшее значение. Особенно остро это ощущается на семинарских занятиях.

В «технологической цепочке» обучения семинар – один из наиболее сложных видов педагогического действия. Семинарское занятие как форма группового обучения применяется для коллективной проработки тем учебной дисциплины, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки, для обсуждения сложных разделов, наиболее трудных для индивидуального понимания и усвоения.

На лекции общение с аудиторией развивается по вертикали, когда лектор, идя, главным образом от теории к практике, доводит до сознания студентов содержание научных идей, теорий, взглядов. Для семинара характерен непосредственный контакт преподавателя со студентами, и первая его задача в этом случае – установление доверительного общения, создание атмосферы совместного творчества, взаимопомощи. Следовательно, в ходе семинара педагогическое взаимодействие осуществляется не только и не столько по линии «преподаватель – студент», но и по линии «преподаватель – студент – студент».

Таким образом:

· семинар является гибкой формой обучения, предполагающей (наряду с направляющей ролью преподавателя) интенсивную самостоятельную работу каждого студента;

· организация семинарского занятия требует прекрасного владения материалом, быстрой реакции на содержание и форму подачи идей, умения распределить время студентов и организовать работу всего коллектива учебной группы, уделяя внимание каждому студенту;

· на семинарском занятии должна быть решена одна из главных его задач – научить студента использовать знания, полученные на лекциях, и материалы научных исследований.

· Основной целью семинарского занятия является не столько проверка знаний, сколько углубление, закрепление и полное усвоение того материала, в котором лекция ориентировала студентов, на базе умения самостоятельной работы с литературой и другими источниками. Такой подход позволяет максимально приблизить содержание учебного материала к реальным потребностям практики и условиям профессиональной деятельности.

Выбор преподавателем варианта проведения семинара обязывает его быть режиссером каждого занятия, овладевать навыками педагогической работы с учебной группой, чтобы уметь организовать живое общение, выслушать мнение каждого по обсуждаемым вопросам, обеспечить «партнерское взаимодействие». Это позволит ему реализовать все основные функции семинарского занятия – познавательную, воспитательную, развивающую, а также вспомогательную по отношению к ним функцию контроля.

О познавательной функции семинара говорит сам термин (лат seminarium – рассадник знаний). Семинар – это творческая лаборатория, в которой знания студентов, полученные на лекции и в результате самостоятельной работы, во-первых, закрепляются, приобретают качественно иное, более осмысленное и прочное содержание; во-вторых, расширяются, поскольку в ходе занятий выдвигаются новые положения, новые истины, не попавшие ранее в сферу внимания студентов; в-третьих, углубляются, двигая мысль студентов одного уровня познания к другому, более высокому. Семинары помогают студентам овладеть научной терминологией, свободно оперировать ею, применять ее при анализе явлений природы, общества, мышления, прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления, оттачивают мысль, являясь хорошей школой подготовки будущих специалистов.

Воспитательная функция семинара вытекает из познавательной, поскольку глубокое познание связано с осознанием теоретических положений и идей, с формированием научного мировоззрения, общей культуры и профессионального мастерства. Семинары способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения студентов, помогают преподавателю изучать мнения и интересы аудитории, устраняя при этом ошибочные взгляды, нездоровые настроения, совершенствуя и закрепляя правильные. Атмосфера взаимодоверия и взаимопонимания, создаваемая опытным преподавателем на семинаре, позволяет решать задачи нравственного, эстетического воспитания, причем достигается это не только личным влиянием преподавателя на аудиторию, но и организацией общественного мнения.

Наконец, семинару свойственна и функция контроля за содержанием, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов, что в конечном счете также подчинено целям обучения и воспитания. Именно на семинаре раскрываются сильные и слабые стороны в подготовке студентов. И преподаватель имеет возможность систематически анализировать, оценивать уровень работы группы в целом и каждого студента, соответствующим образом реагируя на негативные стороны процесса освоения науки и добиваясь тем самым систематической работы студентов с литературой, повышения их внимания к лекционному курсу.

Вместе с тем, если контроль на семинаре не может быть определяющей целью, то и полное отрицание контрольной функции семинарских занятий не имеет достаточного обоснования. Удельный вес контрольной функции зависит от типа семинара. Педагоги выделяют три типа семинаров, принятых в университетах, педагогических, юридических и других вузах:

· семинар для углубленного изучения определенного систематического курса;

· семинар с целью углубленной проработки отдельных, наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса (или отдельной темы);

· семинар (спецсеминар) исследовательского типа с независящей от лекционного курса тематикой по отдельным проблемам науки [15].

На семинарах первого типа, наиболее распространенного при изучении гуманитарных, социальных и юридических наук, роль контроля будет более существенна, а на семинарах второго и особенно третьего типа наблюдается снижение значимости контрольной функции.

Таким образом, познавательная, воспитательная, развивающая и контрольная функции семинара выступают в единстве и взаимосвязи. В зависимости от типов и форм семинаров изменяется лишь их соотношение. Пожалуй, только при такой форме как семинар-коллоквиум, имеющий непосредственной целью проверку глубины и прочности усвоенных знаний у пассивной части студентов, преобладающей будет функция контроля.

Реализовать политику государства в области высшего образования можно лишь при условии овладения преподавателем новейшими достижениями педагогической и психологической науки. Мастерство преподавателя опирается на объективные психолого-педагогические закономерности для сознательного использования их в учебной работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: