В поисках смысл
Тема 1
Раздел 1. Человек и его познание
Тезисы. Понятия. Конспективное изложение курса
Оглавление
Краснодар 2002
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Сухих Екатерина Станиславовна
Сухих Станислав Алексеевич
Кучеренко Олег Костянтинович
Навчальне видання
ВОЛОКОННА І ІНТЕГРАЛЬНА ОПТИКА
Навчальний посібник
Темплан 2012р.
По курсу «Психология и педагогика»
Сухих С.А., Сухих Е. С.
Психология и педагогика. Конспект лекций – Краснодар.: ЮИМ, 2003 г.-
Рецензенты – доктор психологических наук, профессор Рябикина З И.
доктор философских наук, профессор Гриценко В.П.
Рекомендовано кафедрой философии и истории Южного института менеджмента в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям: 060400-Финансы и кредит, 061100-менеджмент организации, 060500-Бухучет, анализ и аудит» (протокол № 6 от 24 декабря 2002 г.)
Печатается по решению Научно-методического совета ЮИМ:
Проректор по научной работе доцент Хашева З.М.
Сухих Станислав Алексеевич - заведующий кафедрой философии и истории Южного института Менеджмента, д.ф.н., профессор
Сухих Екатерина Станиславовна - преподаватель кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского госуниверситета
Южный институт менеджмента
Собственность Южного института менеджмента
Перепечатке не подлежит
Раздел 1. Человек и его познание…………………………………………. 3
Тема 1. Необходимость изучения психологии и педагогики…………….. 3
Тема 2. Объект и предмет психологии…………………………………….. 8
Тема 4. Постулаты и принципы психологических знаний……………….. 20
Тема 5. Основные категории психологической науки……………………. 34
Раздел 2. Чувственное и рациональное познание………………………… 45
Тема 6. Чувственное познание………………………………………………45
Тема 7. Рациональное познание ……………………………………………54
Раздел 3. Общее и индивидуальное в психике……………………………. 64
Тема 8. Индивидный уровень психики…………………………………….. 64
Тема 9. Ролевой уровень поведения и его отражение в психике…………74
Раздел 4. Личность в образовании…………………………………………..84
Тема 10. Ценности и цели образования……………………………………. 84
Тема 11. Современные стратегии и модели образования
Тема 12 Педагогика межличностных отношений………………………….88
Необходимость изучения психологии и педагогики:
1. Соотношение знания и веры, рационального и иррационального в жизнедеятельности
2. Человек как объект междисциплинарного исследования
Соотношение знания и веры,
Ученых сплачивает в научное сообщество приверженность единому взгляду на окружающий мир, единому методу получения нового знания, а не следование какой-либо идее или верованию, что свойственно для верующих людей. Однако любой исследователь при проведении исследования пользуется научными парадигмами Т. Куна, предложившим это понятие для анализа развития науки, и понимаемым как набор убеждений, ценностей и техник, которые разделяются всеми членами данного сообщества.
Так как реальность, изучаемая учеными необыкновенно сложна, он встает перед необходимостью выделять в реальности некоторые изучаемые области, исследуемые в первую очередь в соответствии с критериями научной истины. Этот выбор осуществляется на основе научной парадигмы, господствующей в науке в данный момент времени, и основанной на использовании некоторых априорных убеждений, фундаментальных метафизических установок относительно человеческого бытия.
Таких установок в их идеальном, предельном виде в философии выделяют две: материалистическое и идеалистическое понимание природы бытия. Они находят свое конкретное выражение в оппозиции знания и веры, иррационального и рационального.
Если ученый должен познать истину, то способ постижения – научное (то есть основанное на некоторых принципиальных предположениях) исследование, а нормой деятельности выступает научный метод.
При этом некоторой субъективной, иррациональной составляющей выступает уверенность исследователя, его вера в научность его способа познания истины. В данном контексте вера понимается как более широкое психологическое основание, чем это принято при философском определении веры как способа существования религиозного сознания.
В широком смысле вера – это знание, принимаемое без эмпирического, рационального обоснования. Веру можно подразделить на два вида: религиозную и прагматическую. Иногда выделяют и третий вид – мифологическую веру, связанную с верованиями в различные мифы, которые созданы людьми, как в прошлые времена, так и в нынешние.
Религиозная вера наиболее полно используется в богословии, в религиозных философских трактатах. Она противопоставляется эмпирическому и интеллектуальному знанию и считается высшей формой человеческого знания, полученного через божественное откровение.
Прагматическая вера представляет собой определенную научную гипотезу, стройные логические и эмпирические доказательства которой отсутствуют.
Таковыми являются, например, все математические аксиомы, на которых была построена геометрия Евклида. Прагматическая вера сопутствует человеку в его обыденной жизни. Так, человек верит в целительное искусство врача. В этом случае вера покоится на человеческом признании умения врача бороться с болезнью.
Проблема соотношения знания и веры, рационального и иррационального, в более узком значении – науки и религии имеет давнюю историю. Соотношение знания и веры может вылиться в одну из трех основных позиций:
- абсолютизация знания и полная элиминация веры;
- гипертрофирование последней в ущерб знанию;
- попытка совмещения обоих полюсов.
В размышлениях философов разных направлений и ученых конца XX века все чаще можно встретить рассуждения о том, что научной мысли нужна вера, как правой руке нужна левая, и неумение работать обеими руками следует считать особым преимуществом. Обосновывается это тем, в научном и религиозном познании задействованы в принципе разные структуры человеческого существа. В науке человек действует как «чистый ум»; совесть, вера, любовь, порядочность – все это «подмога» в работе ума ученого. Но в религиозно-духовной жизни ум – это рабочая сила у сердца.
Эту идею высказал еще Н. А. Бердяев, утверждавший, в отличие от О. Конта, что знание и вера не мешают друг другу, и ни одна из них не может заменить или уничтожить другую, так как в «глубине» знание и вера образуют единство.
В настоящее время усиливается интерес к проблеме иррационального, то есть того, что лежит за пределами досягаемости разума и недоступно постижению с помощью известных рациональных (научных) средств, и укрепляется убеждение в том, что наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой появляются все новые смыслы, идеи, творения.
Взаимопереход рационального и иррационального – одно из фундаментальных оснований процесса познания. Рациональное (мышление) взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими – внерациональными формами познания.