Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в науке

Как уже было отмечено выше, научная психология для получения знаний использует целый арсенал специальных научных методов.

Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. Учение о методе составляет особую область знания – методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Методология учит, как надо действовать ученому и практику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные принципы науки и т.п.

Основополагающим для психологии является различение естественнонаучного и гуманитарного подходов в объяснении и понимании человека. Это различение имеет принципиальное значение, поскольку каждый из подходов представляет собой специфическое понимание идеалов и норм исследования, исходит из определенных мировоззренческих установок, способов получения, истолкования и использования знаний.

Парадигма – совокупность образцов и ценностных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде.

Наука представляет особую форму человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительном мире. Две установки характерны для классического естествознания: ценность объективного и предметного знания (самоценность объективной истины) и ценность новизны, постоянного приращения объективного знания о мире (как результат исследования). Главной целью естествознания провозглашалось построение абсолютной истинной картины мира, познание объективных законов природы. Свойства целого объекта полностью определяются состояние и свойствами его частей. Объяснение понималось как поиск механических причин, лежащих в основе наблюдаемого явления.

Таким образом, парадигма естественнонаучная – принцип организации научного исследования и способ интерпретации его результатов по критериям их проверяемости, воспроизводимости и неизменности; естественнонаучное знание объектно, непредвзято, беспристрастно.

Однако объективный подход к человеку с позиций естествознания не может полноценно изучать человеческую субъективность как таковую, не способен постичь индивидуальность личности, ее духовную сущность. Поэтому в науке начинает развиваться так называемая гуманитарная парадигма. Буквальное значение слова «гуманитарный» - относящийся к познанию человека. Понимание этого термина связано со знанием собственно человеческого в человеке, с познанием человеческой субъективности. Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни.

Парадигма гуманитарная – исследовательский подход, связанный с признанием самоценности единичного события; в изучении развивающихся объектов (человек, общество) реализуется принцип единства истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного, гумантитарное знание всегда персоналистично.

Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции, она вносит «человеческое измерение» во все сферы общественной жизни.

Одним из основных способов познания человека и его природы является понимание. Понимание – это не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Неотъемлемым моментом понимания является личный опыт исследователя, его нравственные, мировоззренческие установки, ценностные ориентации, его отношение к познаваемому. Понимание исторического события, произведения культуры, внутреннего состояния другого человека предполагает пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, своеобразное вживание в изучаемую реальность.

Различие естественнонаучного и гуманитарного подходов отчетливо проявилось в психологии. Уже в 19 веке обозначилась неадекватность методологии естествознания в психологическом познании человека, что позволило В. Дильтею противопоставить друг другу объяснительную и описательную (понимающую) психологии.

Объяснительная психология ориентируется на требования и познавательные средства естествознания и стремится «объяснить уклад душевного мира с его составными частями, силами и законами точно так, как физика и химия объясняют строение мира телесного». Она стремится подчинить явления душевной жизни причинной связи, взяв за основу ограниченное число исходных психических элементов (ощущения, чувства). Такая психология представляет собой «учение о душе без души», она не способна проникнуть в духовную ценность человека, понять человеческую индивидуальность.

Но если природу мы объясняем, то душевную жизнь понимаем. Предметом описательной психологии «должны являться развитой человек и полнота душевной жизни»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: