Мотивационно-потребностная сфера человека.
Основные категории психологической науки
Тема 5
Взаимоотношение телесного и духовного в человеке
Источник духовности состоит в осознании себя и своих отношений с другими людьми. М. Бубер выделяет основу духовного существования человека категорию «МЕЖДУ». Первоистоки духовности заложены как в биологической природе человека, так и в его связи с энергоинформационными структурами космоса. Так физиолог К.В. Судаков говорит о голографических экранах взаимодействия функциональных систем живых организмов с информационными системами космического плана.
Начало запуска механизма духовности лежит в осознании себя и своей выгоды ив отказе от нее во имя другого. Человечность есть проявление борьбы двух начал добра и зла. Это стало возможно благодаря скачку человека от биологического существования к нравственному. При этом произошли изменения: инстинктивное поведение сменяется интеллектуальным, что приводит к разрыву инстинкта на две части на мотивацию и действие. По мнению В.Д. Шадрикова, половой инстинкт преобразуется в сексуальность, а последняя в любовь. Природа закладывает предпосылки духовности в инстинкте сохранения вида, из которого проистекает жертвенность, а вместе с ней и альтруизм. С пробуждением сознания жертвенность стала основой мифов, преданий. Сознательная жертвенность стоит у истоков духовности. В духовности человек выходит за пределы плоти и противостоит ей. Обычай заменяет инстинкт и на первых этапах развития общества и заменяет моральную силу запрета. Мотивация жертвенности и героизма становится общественно значимым.
|
|
В любви духовность(целостность) порождает мораль. В развитии первобытная мораль разделяется на мораль светскую и мораль веры. В светской морали находят выражение содержание мифов о свободе, равенстве, справедливости, патриотизме, гражданском долге. Данные ценности, разделяемые и переживаемые гражданином, делают его с точки зрения общественной морали духовным.
Выражение категории МЕЖДУ не только в обществе, но МЕЖДУ в виде переживания трансцендентного, чувства целостности с миром составляют основу духовности человека. Духовность проявляется через личностные качества и такие ценности как: честь, вера, истина, справедливость, красота, польза, любовь.
1. Мотивационно-потребностная сфера человека. Понятие и структура деятельности
2. Сознание и бессознательное
3. Сознание и самосознание. Понятие «Я-концепции»
Потребность – это состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которой невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им как напряжение, неудовлетворенность, дискомфорт, как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности – источники активности человека.
|
|
Исходным моментом их формирования является социальная обусловленность положения человека в среде. Наиболее потребностями человека являются влечения, которые ближе всего стоят к инстинктам. По источнику формирования происхождения все потребности делятся на биологические (в пище, жилище и т.п.) и социальные – потребности физического и социального существования людей. Однако биологические потребности человека преобразованы его жизнью в обществе и имеют социальный характер, иначе развиваются и проявляются, чем у животных.
Для классификации используются различные критерии: по сфере жизнедеятельности и осуществления (материальные и духовные), по происхождению (биогенные, социогенные), по возможности удовлетворения (идеальные, реальные), по циклам жизнедеятельности (суточные, недельные и др.). Известна также классификация потребностей А. Маслоу. Он обосновал иерархическую структуру потребностей человека, выделив 5 уровней: 1) физиологические потребности (голод, жажда, сексуальность и др.); 2) потребность в безопасности (защита от страдания, боли, неустроенности); 3) потребности в социальных связях (сопричастности, социальной включенности, доверии, любви и нежности); 4) потребность самоуважения (в признании, одобрении, достижении); 5) потребности самоактуализации (потребность в понимании и осмыслении собственного пути, реализации своего потенциала, своих возможностей и способностей). Последнюю группу потребностей он называет потребностями развития, подчеркивая, что потребности высшего уровня возникают тогда, когда удовлетворены потребности более низкого порядка. Удовлетворение высших потребностей в самоуважении и самореализации обычно приносит счастье, радость, обогащает внутренний мир и имеет своим результатом не только осуществление желаний, но и развитие личности, личностный рост. Люди, достигшие уровня самоактуализации, реализовавшие свои способности и возможности, предстают как зрелые личности и отличаются следующими чертами: ориентация на объективную реальность и свобода от иллюзий, юмор, спонтанность, терпимость, демократичность принципов и отношений, творческие способности.
Потребности человека тесно связаны с мотивацией, так как последняя появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо, она есть начальный этап психической и физической активности. Деятельность человека направляется множеством мотивов; их совокупность и сам внутренний процесс побуждения называется мотивацией. Мотивация – это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности. Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия, разными, но равно притягательными целями. Кроме того, именно мотивация помогает понять упорство и настойчивость, с которыми человек осуществляет выбранные действия, преодолевает препятствия на пути к избранной цели.
Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества. Проблема деятельности связана с проблемой личности и сознания. Личность формируется и проявляется в ее деятельности. Деятельность – это процесс взаимодействия человека с миром.
|
|
Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна, но при этом можно выделить ее основные виды: игра, учение, труд и общение.
Игра – вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленная на познание окружающей действительности. Игра служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного развития.
Учение – процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. Учение является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта.
Общение – взаимодействие двух и более людей, включающее обмен между ними информацией познавательного или эмоционального (аффективного) характера.
Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.
При всем многообразии конкретных видов деятельности в каждом из них возможно выделить некоторые общие структурные компоненты. Анализ структуры деятельности показывает, что она осуществляется при сознательном психическом отражении окружающего мира. В любой деятельности человек в той или иной степени осознает цель своих действий, воображает их результат, воспринимает и оценивает условия, в которых он действует, обдумывает последовательность операций, прилагает волевые усилия, наблюдает за ходом деятельности, переживает успех и неудачи. Таким образом, психика ориентирует человека в условиях деятельности и выступает в качестве регулятора.
Деятельность, порождаясь потребностью как источником активности, направляется сознаваемой целью. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.
|
|
Цель – это то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.
Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность. Этим понятием часто обозначаются такие психологические явления, как намерение, желание, стремление, замысел, т.е. в которых отражается наличие в человеческой психике некоей готовности, направляющей к определенной цели. Цель и мотив не всегда совпадают. Так, например, у человека может появиться цель – сменить место работы, а мотивы могут быть различными: улучшить материальное положение, работать вместе с друзьями, приблизить место работы к месту жительства и т.д. Часть мотивов может не осознаваться человеком.
Элементами структуры деятельности также выступают действия.
Действия – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему мотиву. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме. Частные акты действия называются операциями.
Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме (интериоризация – процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные). Однако затем действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация – переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами).