Психологической реальности

Постулаты и принципы построения

Тема 4

1. Исторический, системный и функциональный подходы к изучению психологической реальности

2. Соотношение наследственности и социальной среды

3. Взаимоотношение телесного и духовного в человеке

Любой объект в науке может быть представлен в единстве трех сторон: первая сторона - историческая или генетическая касается закономерностей возникновения, развития и прекращения существования; вторая сторона касается устройства объекта, его структуры и системы, и соответственно, третья сторона затрагивает закономерности функционирования объекта.

Такого рода разграничение сторон касается также и психологии. Так первая сторона объекта «человека» исследуется психологией развития и возрастной психологией. Вторая сторона объекта исследования человека – уровень индивида представлена нейрофизиологическими теориями, гендерной психологией, конституциональными моделями, уровень же личности представлен многочисленными персонологическими конструктами. Соответственно уровень субъекта описывается когнитивной психологией, тогда как уровень индивидуальности стоит в центре внимания гуманистической, трансперсональной, интегративной психологий. Третья сторона объекта изучения – это функционирование, адаптация, реализация человека в биологической, социальной и космической среде. Однако, конечно, все эти стороны взаимодополняют и проникают друг в друга, поэтому каждая теория права в своем интервале абстракции и каждая теория неполна или может быть фальсифицирована, что и придает ей статус научности (принцип фальсификации К. Поппер).

В истории науки существуют различные взгляды на психическую природу человека. В одних случаях человек видится в едином, нерасчленяемом виде –монистическая трактовка. Психическое понимается как производное от материальных процессов и как результат деятельности нервной, физиологической системы. Монистическое понимание человека составляет основу материализма в интерпретации психических процессов.

В другом случае дуалистический подход утверждает сосуществования параллельно души как связи человека с космосом и тела как инструмента этой души. Еще древнегреческий философ Платон видел в плотском(телесном) начале источник конфликтности человека с окружающими в борьбе за материальные ресурсы. А душевная начало, возвышенное(духовное) позволяет космическому разуму проявить себя, что принципиально отличает человека от животного. Эйдосы(образы) проявляются в живом, бодрствующем сознании человека.

Многообразие теорий личности, объясняющих источники или принципы поведения можно свести к нескольким главным постулатам:

- главное в человеке – это стремление к равновесию (гомеостазу)

- главное в человеке – это стремление к удовольствию (гедонизм)

- главное в человеке – это стремление к выгоде (прагматизм)

- главное в человеке – это стремление к неравновесию (гетеростазу)

Глубинная психология предпочитала принцип стремления к удовольствию, тогда как гуманистическая опиралась на принцип гетеростаза, чтобы актуализировать свои внутренние потенциалы. Теория деятельности опирается на получение полезного результата(концепция А.Н. Леонтьева, функциональная теория систем П.К. Анохина).

Иллюстративная схема опорных принципов в персонологии

Ядро личности в разных теориях личности гедонизм гомеостаз прагматизм гетеростаз
З. Фрейд. Максимизация удовлетворения инстинктов при одновременной минимизации наказания и вины + +    
Г. Салливан. Стремление к удовлетворению(биологическое по своей природе) и стремление к безопасности(психологическое по своей природе) + +    
О. Ранк. Минимизация страха жизни при одновременной минимизации страха смерти + +    
К. Роджерс. Тенденция актуализировать свои внутренние потенциалы       +
А. Адлер. Стремление к превосходству или совершенству +   +  
А. Маслоу. Попытки актуализировать внутренние потенциалы и попытка удовлетворить потребности, отвечающие за физическое и психологическое выживание организма +     +
Мак-Клелланд. Стремление минимизировать значительное расхождение между ожиданиями и действительностью, максимизируя в то же время малые различия +     +
Фиске и С. Мадди. Стремление поддержать привычный уровень активации +      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: