double arrow

Качества личности педагога, важные для общения

Анализ осуществленной системы общения и моделирова­ние общения в предстоящей деятельности.


Рассмотрим содержательные и процессуальные особеннос­ти выделенных этапов общения.

Первый этап. В процессе моделирования общения осуще­ствляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:

а) педагогическим целям и задачам;

б) общей педагогической и нравственно-психологической
ситуации в аудитории;

в) творческой индивидуальности самого педагога;

г) индивидуальным особенностям студентов;

д) предлагаемой системе методов обучения и воспитания.
Все это, вместе взятое, представляет собой опережающую стадию педагогического общения. Эту стадию нужно хорошо продумывать. Методическая и содержательная структура заня­тий должна повлиять на возникновение эмоционального един­ства, создание атмосферы общения.

Второй этап. Это начальный период общения, организация непосредственного взаимодействия с аудиторией, начало кон­такта, во многом определяющего успешность дальнейшего раз­вития содержательного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности.

Важнейшими элементами этого этапа являются:

а) конкретизация спланированной модели общения;

б) уточнение условий и структуры предстоящего общения;

в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения.

Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории и возможности работы с помощью избран­ных на предварительном этапе методов работы.

Педагог выступает как инициатор общения: от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуа­ции непосредственного педагогического общения, зависит успех. Управление познавательным поиском на занятии осуществля­ется через верно спланированную и организованную систему общения.

Третий этап — управление развивающимся педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны быть адекватны. Только тогда будет эффективна совместная работа преподавателя и обучаемых.

Четвертый этап. Преподаватель анализирует использован­ную им систему общения, уточняет возможные варианты орга­низации общения в данном коллективе, анализирует содержа­ние занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.

Эффективность педагогического общения в немалой степени определяется личностными качествами педагога.

В психолого-педагогической литературе указываются качества личности педагога, важные для общения. Среди них можно назвать следующие:

· фасцинация (основа обаяния);

· прямой и лучистый взгляд, голос, богатый в тембровом отношении;

· импровизационный ум;

· эмпатия (способность поставить себя на место другого);

· эмоцинальная стабильность;

· доброжелательность;

· аутентичность (умение быть собой);

· инициативность в общении;

· непосредственность;

· принятие своих и чужих без страха;

· стремление к самопознанию и др.

Развитые коммуникативные способности составляют основу эффективного общения. Коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.

Исходя из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной), можно выделить три группы базовых коммуникативных умений педагога:

1) умения межличностной коммуникации;

2) умения восприятия и понимания друг друга;

3) умения межличностного взаимодействия.

Умения межличностной коммуникации включают в себя:

    • умение передавать учебную информацию;
    • умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации;
    • умение организовывать и поддерживать педагогический диалог;
    • умение активно слушать учащегося.

Среди перцептивных умений важное значение имеют:

    • умение ориентироваться в коммуникативной ситуации педагогического взаимодействия;
    • умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты учащегося;
    • умение понимать эмоциональное состояние учащегося и др.

Умение правильно оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации. Связанные с этим коммуникативные способности включают:

· умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;

· умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;

· умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;

· умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства.

Существует ряд предпосылок, обусловливающих успех педагога в общении:

1. Физиологические предпосылки:

  • нормальный уровень развития органов артикуляции;
  • общее соматическое состояние и здоровье;
  • отсутствие принужденных моторных состояний;
  • подвижность, пластичность двигательных мышц, рук и мимических мышц лица.

2. Психологические предпосылки:

  • волевые качества,
  • интеллект,
  • темперамент,
  • общая структура способностей,
  • духовность и т.д.

3. Социально-психологические предпосылки:

  • мотивация общения и профессиональная направленность личности,
  • статус и авторитет учителя в ученическом и педагогическом коллективе,
  • социальный и профессиональный опыт техники педагогического общения.

Эффективность общения педагога во многом зависит от умелого применения социально-психологических механизмов операциональных средств профессионального общения. К социально-психологическим механизмам относятся такие механизмы, как:

· внушение,

· подражание,

· убеждение,

· заражение,

· идентификация,

· психическое принуждение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: