Педагогическое общение в структуре учебного процесса

ЛЕКЦИЯ 4

Необходимые условия для самосовершенствования.

Большинство людей думают, что для самосовершенствования не нужны специальные условия. Это ошибка! Нужны специальные условия и некоторые ресурсы. К наиболее важным условиям можно отнести культурные и личностные группы условий.

1. Организационная культура может стимулировать и помогать человеку в самосовершенствовании, а может и быть препоной. К первому можно отнести культуру, ориентированную на созидание и творчество, а ко второму — бюрократический аппарат.

2. Руководство может быть примером новатора, а может быть и острожного консерватора. От этого будет зависеть, какая будет атмосфера в коллективе. Если руководитель заинтересован в привлечении персонала к обсуждению производственных проблем, поддерживает инициативных и всем своим видом показывает, что хочет привлечь персонал к решению поставленных задач, не против конструктивной критики и не боится рисковать, то тогда создается хорошая возможность для саморазвития.

Для саморазвития каждый человек должен обладать такими ресурсами:

1) свободное время для саморазвития;

2) доступ к информации;

3) наличие производственных условий. К таким условиям можно отнести обучающие программы, тренинги, семинары и различные обучающие мероприятия.

Создание необходимых условий и ресурсов, которые нужны для саморазвития, по определению требует финансовых вложений. Если не стараться сэкономить каждую копейку, а вкладывать в саморазвитие, то это будет наиболее эффективная инвестиция.

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.

Спецификапедагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, - на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью:

· на само учебное взаимодействие,

· на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и

· на предмет освоения (усвоения).

В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов:

· личностной,

· социальной и

· предметной.

Это происходит в силу того, что педагог, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует результат деятельности на всех присутствующих в группе, т.е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения.

Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) – от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом.

Педагогическое общение как и любое другое общение реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции.

Как специфические для педагогического общения характерны 3 функции – обучающая, воспитывающая, фасилитативная (помощь учащемуся в самовыражении).

Функциональной единицей педагогического общения является коммуникативная задача.

При построении коммуникативной задачи исходными пунктами являются:

- педагогическая задача,

- наличный уровень педагогического общения педагога и обучаемых,

- учет индивидуальных особенностей обучаемых,

- учет собственных индивидуальных особенностей,

- учет методов работы.

Выделим особенности коммуникативной задачи как функциональной единицы общения. Во-первых, она играет роль побудителя ответного речевого или неречевого действия. Во-вторых, коммуникативная задача есть продуктивно-рецептивная единица, т.е. она включает речевую деятельность (действия) как говорящего, так и слушающего.

С позиции говорящего (преподавателя) могут быть выделены следующие группы задач:

1) передача (сообщение) информации,

2) затребование, запрос информации,

3) побуждение к действию (вербальному или невербальному),

4) выражение отношения к вербальному или невербальному действию партнера педагогического общения (обучаемого).

Наибольшую функциональную нагрузку в педагогическом общении несут такие коммуникативные задачи, как сообщение, убеждение, побуждение, одобрение, объяснение, опровержение, доказательство, вопрос и др.

Коммуникативными задачами слушающего являются: понять, запомнить, выучить, усвоить, сделать вывод, ответить, опровергнуть, доказать и т.д.

Л.А.Григорович в составе педагогического общения выделяет три компонента:

1. Мотивационный,

2. Когнитивный и

3. Поведенческий.

Представленная ученым структура процесса общения состоит из следующих стадий:

1. Потребность в общении.

2. Ориентировка в целях общения в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование (чаще бессознательно) темы, стиля общения, речевых фраз.

5. Реализация общения.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника.

7. Коррекция стиля общения.

Как видно, каждый из этих пунктов составляет определенный этап в структуре педагогического общения. Их применение, несомненно, принесет свои положительные результаты.

Педагогическое общение включает этапы:

1. Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности.

2. Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой.

3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: