Список использованной литературы
Психологические типы задач. Они могут провоцировать ошибочные действия обучаемого, потому что существенные моменты, имеющие прямое отношение к решению задачи, могут быть скрыты за несущественными. От субъекта требуется ум, воля, чтобы не поддаться соблазну идти по легкому пути, а также вдумчивость в действиях, рассудительность при анализе условий задачи.
Психологические типы задач можно различать по таким признакам:
а) признаки представленного в задаче явления напоминают те, которые характеризуют искомое (требуемое, относящееся к данной деятельности) явление, но на самом деле это нечто другое (похоже, но не то),
б) наблюдаемые признаки напоминают искомое явление, да и на самом деле так и есть (и похоже, и то);
в) наблюдаемые признаки вроде бы не относятся явно к искомому явлению, но тем не менее оказывается, что это именно его признаки (не похоже, а то);
г) по наглядным признакам явления, не совсем напоминающим искомое, можно заключить, что они принадлежат не ему (не похоже и не то).
Поскольку в реальной жизни такие ситуации могут встречаться, постольку у обучаемого нужно формировать умение ориентироваться безошибочно на существенные признаки искомого, не поддаваться иллюзиям зрения или слуха, не принимать похожее за то, что нужно для правильного выполнения деятельности, но не пропускать внешне не похожее, но внутренне присущее ей. Поэтому в наборе практических учебных задач обязательно должны содержаться такие данные, которые заманивают обучаемого в ловушку, провоцируют ошибочное действие, подают ложные сигналы. Зная об этом, обучаемый должен быть предельно внимателен, не попадаться на хитро замаскированную уловку, строго следовать принятым критериям оценки ситуаций.
Умение решать задачи психологического типа свидетельствует о том, что обучаемый достаточно полно и всесторонне освоил деятельность, все его действия осмысленны, обладают высокой степенью сознательности.
Методическая разработка тематического занятия включает в себя следующие пункты:
Ø Название темы.
Ø Цели занятия.
Ø Общее время занятия.
Ø Оснащение занятия (указывается материально-техническое (оборудование, приборы), методическое, информационное обеспечение (перечень учебных таблиц, стендов, методических пособий, препаратов, программ и т.д.).
Ø План (по приведенной выше схеме).
Ø Обучающие и тренирующие материалы.
Ø Контролирующие материалы (задания для исходного и конечного контроля усвоения).
1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 1999
2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика.- СПб.; М., 2000.
3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях: учеб. Пособие для вузов. - СПб: 2006.
4. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
5. Образцов П. И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. – Орел: Академия Спецсвязи России, 2004.
6. Подласый И.П. Педагогика.- М: Юрайт, 2011
7. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
8. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
9. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
Старый Оскол - 2013