Технологии

Люди

Глава 1 ДИНАМИКА ИНДИВИДОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Что такое организационное поведение

1.1.1 Сущность организационного поведения

Организационное поведение –это наука,изучающая поведение людей(индивидов и групп) в организациях с целью практического использования полученных знаний для повышения эффективности трудовой деятельности человека.

Объекты изучения ОП

• поведение индивидов в организации;

• проблемы межличностных отношений при взаимодействии двух индивидов (коллег или пары «начальник – подчиненный»);

• динамику отношений внутри малых групп (как формальных, так и неформальных);

• возникающие межгрупповые отношения;

• организации как целостные системы, основу которых образуют внутриорганизационные отношения (например, стратегические альянсы и совместные предприятия).

Большинство научных дисциплин (и ОП не исключение) преследует четыре цели –описание,осознание,прогнозирование и контроль надопределенными явлениями.

Целями ОП являются:

1. систематизированное описание поведения людей в различных возникающих в процессе труда ситуациях;

2. объяснение причин поступков индивидов в определенных условиях;

3. предсказание поведения работника в будущем; 4. овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и

их совершенствование.



1.1.2 Силы, определяющие ОП

Природа организации формируется в процессе взаимодействия различных сил, многообразие видов которых может быть классифицировано по четырем направлениям – люди, организационные структуры, технологии и внешняя среда,

в которой действует данная организация (рисунок 1).

• Индивиды

• Группы

  Внешняя среда            
    Структура      
      Организационное  
Правительство      
  Отдельные виды работ    
Конкуренция     поведение  
  Группы    
Социо - этические        
       
           
         
  факторы            
               

• Оборудование

• Компьютерная техника и программное обеспечение

Рисунок 1.1 – Основные определяющие организационное поведение силы

Выполнение рабочих заданий сотрудниками организации предполагает координацию их усилий, а значит, в компании должна быть создана определенная структура формальных отношений. Поскольку в процессе труда обычно используется производственное оборудование, в рабочем процессе взаимодействуют люди, организационные структуры и технологии. Кроме того, рассмотренные нами элементы подвержены влиянию внешней среды и, в свою очередь, оказывают воздействие на нее.

ЛЮДИ. Сотрудники организации образуют ее внутреннюю социальную систему, включающую в себя индивидов и группы (большие и малые, формальные и неформальные). Одна из основных характеристик групп – их высокая динамика (формирование, развитие и распад). Люди (сотрудники) – это живые, думающие, чувствующие существа, деятельность которых направлена на


достижение поставленных перед организацией целей. Мы должны помнить, что организация существует, чтобы служить людям, и никак не наоборот.

Современные организации существенно отличаются от своих предшественниц. Менеджерам приходится решать все более сложные задачи. Они должны не только осознавать неизбежность различных образцов поведения сотрудников, но и быть готовыми адаптироваться к ним.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА. Организационная структура определяет формальные отношения между людьми и позволяет использовать их для достижения целей компании. Осуществление различных видов деятельности предполагает, что в организации трудятся представители самых разных профессий, занимающие различные должности. Эффективная координация их усилий предполагает разработку некой структурной схемы. Отношения индивидов внутри этой структуры создают сложные схемы сотрудничества – согласования, принятия и реализации решений.

Некоторое время назад возобладала тенденция упрощения многих организационных структур, в основном за счет сокращения должностей менеджеров среднего звена, вызванная необходимостью снижения издержек при сохранении конкурентоспособности компании. Кроме того, набирает силу процесс укрупнения организаций (преимущественно в форме слияний и поглощений). Отдельные организации проводят эксперименты по найму временных (так называемых ситуационных) сотрудников для выполнения конкретных задач.

ТЕХНОЛОГИЯ. Технологическое обеспечение представляет собой материальные ресурсы, вовлеченные в процесс управления и производства. Уровень техники и технологий оказывает значительное влияние на трудовые отношения. Техника позволяет сделать больше и работать лучше, но она же накладывает и ограничения (по уровню квалификации сотрудников), т.е. ее применение сопряжено как с выгодами, так и с издержками. Повышение роли робототехники и компьютеризация производства, перераспределение рабочей силы из сферы производства в сферу услуг, повсеместное внедрение компьютеров и разработка ориентированного на пользователя программного



обеспечения, быстрое развитие возможностей сети Интернет – все эти факторы оказывают все возрастающее давление на ОП, усложняя проблемы обеспечения бесконфликтного равновесия технической и социальной систем.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. «Жизнь» организации протекает в «рамках» внутренней и внешней среды. Ни одна из организаций, будь то завод или школа, не имеет возможности избежать влияния внешней среды, воздействующей и на положение индивидов, и на условия труда, порождающей острейшую конкуренцию за доступ к ресурсам и энергии. Поэтому при изучении поведения человека в организациях следует обязательно принимать во внимание воздействие многочисленных факторов внешней среды.

1.1.3 Характерные особенности ОП

Одна из основных отличительных черт науки об организационном поведении – ее междисциплинарный характер.

ОП объединяет поведенческие (бихевиористские) науки (систематизированные знания о характере и причинах поступков людей) с другими дисциплинами – менеджментом, экономической теорией, экономико-математическими методами, кибернетикой (из которых заимствуются любые, способствующие улучшению взаимоотношений между людьми и организациями, идеи).

Еще одна отличительная черта ОП – системность, опирающаяся на

результаты исследований и концептуальные разработки.

Исследование –это процесс сбора и интерпретации данных,которыеподтверждают или опровергают теоретические построения. Исследование – это непрерывный процесс, благодаря которому мы постоянно расширяем круг наших знаний о поведении человека в процессе труда.

Третья особенность ОП – постоянно возрастающая популярность теорий и исследований у практикующих менеджеров.Современные управленцы весьмавосприимчивы к новым идеям, они поддерживают исследования ОП, проверяют на практике новые модели.



1.1.4 Этика организационного поведения (на основе практического задания)

Проанализируйте следующие высказывания. Оцените каждую ситуацию с точки зрения потенциальных этических проблем.

  ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  НЕТ       ЕСТЬ
1. Менеджер, следуя закону индивидуальных          
особенностей, разрешает работникам самостоятельно          
установить время рабочего дня.          
2. Мастер обнаруживает, что члены некоей группы          
представителей национальных меньшинств работают          
быстрее, чем белые сотрудники, после чего для          
выполнения определенных заданий он привлекает только          
представителей «производительной» нации.          
3. Менеджмент организации, которую захлестнул поток          
жалоб на систему оценки и оплаты труда, принимает          
решение о том, что наилучшим выходом из положения          
будет «равная оплата для всех работников» (невзирая на          
различия в качестве труда и производительности).          
4. Для того чтобы выяснить, кто из работников          
организации относится к категории «недовольных»,          
руководители организации принимают решение          
установить в кафетерии электронные подслушивающие          
устройства.          
5. Для проведения опроса сотрудников компания          
прибегает к услугам консультационной фирмы. Когда          
консультанты предлагают закодировать анкету так, чтобы          
можно было выяснить личность респондента,          

руководитель компании соглашается, что это было бы

«интересно».



1.2 Основополагающие концепции ОП

Все общественные (и естественные) науки опираются на философский фундамент базисных, направляющих их развитие, концепций.

ОП основывается на ряде базисных идей о природе человека и организаций (табл. 1), которые и являются теми самыми «проверенными временем» принципами.

Таблица 1.1 – Базисные концепции организационного поведения

  Человеческая природа   Природа организации
Индивидуальные особенности Социальные системы
Восприятие Взаимный интерес
Целостность личности Этические принципы
Мотивированное поведение    
Стремление к соучастию    
Ценность личности    
       

1.2.1 Природа человека

Принято выделять шесть основных, характеризующих любого индивида понятий: индивидуальные особенности, восприятие, целостность личности, мотивация поведения, стремление к соучастию и ценность личности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Идея индивидуальных особенностей родилась в психологии. Со дня своего рождения каждый человек уникален, а приобретаемый индивидуальный опыт делает людей еще более отличающимися друг от друга. Наличие индивидуальных особенностей предопределяет тот факт, что наиболее эффективная мотивация работников предполагает специфический подход менеджера к каждому из них. Положение об уникальности каждого человека обычно называется законом индивидуальных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow